ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Детская тревожность: понятие, виды, особенности, характеристика 9
1.2. Влияние детско-родительских отношений на развитие тревожности у
детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей старшего дошкольного
возраста в системе детско-родительских отношений 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 37
2.1. Организация, методы и методики проведения исследования 37
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 46
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 59
3.1. Основные направления, формы и методы работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях 59
3.2. Содержание программы психологической коррекции тревожности детей
старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье 63
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 78
Выводы по третьей главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Актуальность исследования. Проблема психологического здоровья детей в современном мире становится все более актуальной из -за социальной нестабильности, большой психологической и физической нагрузкой, напряженным ритмом жизни. В таких условиях современного мира ребенок является наиболее уязвимым и незащищенным. В своих трудах Д.И. Фельдштейн отмечал факт резкого роста количества детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии эмоционального дискомфорта и напряжения из -за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры во взрослом ближайшем окружении. Постоянно находясь в таких условиях, ребенок становится тревожным, ранимым, а также начинает обостренно реагировать на отношение к нему со стороны окружающих. Проблема данного характера стоит на контроле психологов в связи с повышенной невротизацией взрослых, увеличением числа взрослых с внутриличностными конфликтами, следствием чего становится нарушение детско-родительских отношений.
Дошкольный возраст является важным периодом развития в жизни человека. В этот период происходит развитие психических процессов и свойств личности. Именно в этот момент влияние семьи или значимых взрослых на ребенка является наиболее важным и влияет на развитие его как личности.
На сегодняшний день статистика отражает увеличение числа неполных семей в России. Это приводит не только к социально-экономическим проблемам, но и психолого-педагогическим, которые связаны с сопровождением со стороны психологов детей из таких семей. Неполная семья является наиболее уязвимой в вопросе воспитания и психологического развития детей. Первое, на что оказывает влияние неполный состав семьи - это детско-родительские отношения. Неполная семья чаще остальных сталкивается с рядом проблем, которые вызваны материальными, педагогическими и морально-психологическими причинами.
Семья в современном обществе включена в огромное количество сфер деятельности общества, из-за чего на климат внутри семьи влияет множество факторов: психологические, политические, социально -экономические. У взрослых становится все меньше времени на исполнение своих родительских функций в связи с необходимостью поиска дополнительных источников доходов, постоянных психологических перегрузках, стрессах. Также все вышеперечисленные факторы являются причиной развития у родителей раздражимости, агрессивности, синдрома хронической усталости, которые также приводят к нарушению детско-родительских отношений. Находясь под бесконечным давлением проблем, многие родители могут выплескивать свои эмоции на ребенка, который не может противостоять психологической или физической агрессии. В такой ситуации ребенок становится полностью зависимым от настроения, эмоций родителей. Все это в дальнейшем имеет влияние на психологическое здоровье детей, в частности на развитие тревожности. В целом обстановка во многих семьях достаточно неблагополучная. Все чаще наблюдается тенденция к пренебрежению родительскими функциями, проявлениям жестокости со стороны взрослых. Данный факт не может не повлиять на отношения между детьми и родителями. Все больше ученых различных отраслей науки говорят растущей тенденции к снижению медицинской, правовой, психологической культуре взрослых. Необходимо проводить просветительскую работу в этих направлениях, а также разъяснять родителям этапы возрастного развития и их особенности, причин своей агрессии по отношению к ребенку.
Стоит отметить, что дети старшего дошкольного возраст являются наиболее уязвимыми для тревожных состояний. Это связано, прежде всего, с когнитивным развитием в этот период, то есть, ребенок начинает понимать опасность окружающего мира, а также больше узнает об ответственности и перенимает ее на себя. Также в данном возрасте начинается подготовка
5 ребенка к школе, которая предполагает смену ведущего вида деятельности, что требует умения концентрировать внимание, усидчивости, а также навыка общения с людьми. Всему этому может препятствовать тревожность.
В связи с этим, остро встает вопрос о методах коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Целью исследования является разработка программы психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Проблема исследования заключается в разработке программы психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Объектом является - тревожность детей старшего дошкольного возраста, воспитываемых в неполной семье.
Предмет исследования - программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье, повышен уровень тревожности. Эффективность снижения уровня тревожности старших дошкольников может быть повышена при условии реализации разработанной нами психологической программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Определить влияние нарушенных детско-родительских
отношений на формирование и развитие тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
3. Исследовать уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и апробировать психологическую программу коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования в изучении тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
В ходе исследования применялись:
- Теоретические методы: анализ психологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- Организационные методы: метод поперечных срезов, комплексный метод;
- Эмпирические методы: беседа, наблюдение, тестирование детей и их родителей;
- Экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы обработки результатов исследования.
В процессе исследования мы использовали такие психодиагностические методики как: Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);Анкета «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лавретьев, Т.М. Титаренко). А также методики диагностики детско-родительских отношений: Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин),«Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 6 «Страна детства». В эксперименте приняли участие 20 воспитанников детского сада старшего дошкольного возраста, а также их родители, воспитывающие детей в неполной семье.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с 2021 по 2023 год:
Подготовительный этап (октябрь 2021 - май 2021 ):На данном этапе проходило изучение и анализ общей и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение ее современного состояния. Формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач исследования. Также нами было проведено знакомство с деятельностью базы исследования образовательного учреждения. Подбор психологических методов диагностики детей и родителей.
Констатирующий этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022):Реализация констатирующего эксперимента с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изученным особенностям тревожности детей старшего дошкольного возраста воспитывающихся в неполных семьях.
Формирующий этап (декабрь 2022 - май 2023):Разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Контрольный этап (сентябрь 2023 - октябрь 2023): Обработка результатов формирующего эксперимента, анализ полученных данных, а также проверка эффективности программы психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. На данном этапе исследования осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Работа позволяет внести вклад в изучение проблемы тревожности старших дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях: особенности проявления тревожности у данной категории детей, анализ отношений в неполных семьях, влияние нарушенных отношений в семье на формирование и развитие тревожности, а также применение методов психокоррекционной работы с тревожностью у старших дошкольников обозначенной категории.
Научная новизна состоит в том, что на сегодняшний день программ коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, недостаточное количество. Разработка такой программы позволит внести вклад в развитие вопроса психологической коррекции тревожности, обозначенной категории детей.
Практическая значимость исследования: Разработанная нами программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, может быть использована в работе психологов, педагогов-психологов и других специалистами, работающими с данной категорией детей.
Сведения об апробации результатов исследования (статьи):
1. Аниканова И.С., Потылицина В.Ю. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в аспекте нарушенных детско- родительских отношений //scientific revolutions: essence and role in the development of science and technology: Collection of articles following the results of the International Scientific and Practical Conference (Kazan, November 21, 2023) - Sterlitamak: AIR, 2023. - С. 28-33, https://ami.im/sbornik/MNPK- 544-IN.pdf(доступ свободный).
2. Аниканова И.С., Потылицына В.Ю. Особенности влияния детско - родительских отношений на развитие тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. // Кооперация науки и общества как инструмент модернизации и инновационного развития: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции ( Екатеринбург, 15 декабря 2023г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. с. 77-80, https://ami.im/sbornik/MNPK-553.pdf(доступ свободный).
Структура и объем магистерской диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (110 источников). Включает 1 приложение. Работа проиллюстрирована 8 рисунками.
В ходе проведения данной работы, нами был проделан теоретический анализ проблемы тревожности детей старшего дошкольного возраста. Наиболее общее определение тревожности - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
На сегодняшний день об истинных причинах возникновения тревожности ученые спорят, данная проблема является одной из центральных в психологии. Многие ученые в качестве главной причины выделяют влияние внешней среды на человека, а именно: быстро меняющиеся условия, социальную нестабильность, частые ситуации, вызывающие стрессовое состояние. При этом степень тревожности связывают с частотой длительностью негативного воздействия. Также выделяют, так называемые, «внутренние» причины. К ним относят наследственный характер тревожности, которая передается от родителей к детям в 45% случае. Пожалуй, самой главной причиной тревожности является преобладающая атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, а также стиль и особенности воспитания. Тревожность старших дошкольников может проявляться в различных видах деятельности: в общении, игре, самоотношении.
Исследователи выделяют такие структурные компоненты тревожности как: когнитивный, эмоциональный, физиологический, поведенческий. Существует большое разнообразие классификаций тревожности, но наиболее важными являются следующие: ситуативная, личностная, адаптивная и дезадаптивная. Ситуативная характеризуется проявлением в определенных ситуациях, личностная тревожность является свойством личности. Адаптивная тревожность способствует адаптации человека к окружающим условиям. Дезадаптивная тревожность ухудшает состояние человека, особенно при долговременном воздействии, негативно влияет на психологическое и соматическое здоровье.
Также в работе нами были описаны психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Для них характерными проявлениями тревожности являются: беспокойство, сложности
концентрации внимания, мышечное напряжение, скованность движений и поведения, беспричинная раздражительность, нарушения сна, беспричинные слезы и истерики, неадекватные реакции ребенка на различные повседневные ситуации, появление заикания, тиков, покраснения покровов кожи, устойчивое пониженное настроение, снижение интересов, общая слабость, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования, проведение диагностического исследования уровня тревожности старших дошкольников, а также характера детско-родительских отношений в семье, где они воспитываются, позволили нам разработать психологическую программу коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье. Целью программы явилось снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. Задачами программы было снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, формирование позитивного отношения к себе, повышение самооценки, обучение детей методам произвольной саморегуляции, повышение воспитательной компетенцию родителей путем просвещения и обучения, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Психологическая программа коррекции включает в себя 3 раздела: 1 раздел - работа с родителями, которая заключается в психологическом просвещении взрослых по вопросам тревожности старших дошкольников, причинах ее появления и особенностях, а также была поднята тема детско- родительских отношений, особое внимание было уделено дисгармоничным отношениям между родителем и ребенком. Второй раздел включал в себя работу с детьми, у которых была выявлена тревожность. Работа направлена на психологическую поддержку тревожных детей с целью коррекции личностной тревожности и гармонизации отношений с окружающими. И третий раздел подразумевает совместное проведение занятий с детьми и родителями, направленные на закрепление в совместной деятельности полученных знаний, умений и навыков. Содержание программы соответствует поставленной цели и задачам.
Для проверки эффективности программы коррекции нами было проведено исследование. Для этого была произведена выборка участников исследования: в экспериментальную группу попали 35 детей старшего дошкольного возраста, у которых в ходе исследования был выявлен высокий средний или низкий уровни тревожности. Были проведены первичная и повторная диагностика уровня тревожности и детско-родительских отношений у участников программы и контрольной группы, обработаны и проанализированы результаты исследования. После анализа результатов исследования нами было замечено снижение уровня тревожности и изменения характера детско-родительских отношений у участников экспериментальной группы, в то время как результаты участников контрольной группы не изменились или изменились незначительно. Это доказывает эффективность программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что цели и задачи настоящей работы были достигнуты.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. -232 с.
2. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Прометей, 2018. -708 с.
3. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова, переиздание. -СПб.: Питер, 2015. -247 с.
4. Акопян,Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическая разработка. -Самара: Изд-во СГПУ, 2004.-172 с.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей.-СПб: Питер Пресс, 2014. - 220 с.
6. Березин, Ф.Б. Роль гипоталамуса в механизме действия психотропных средств в свете изучения психопатологии гипоталамического синдрома // Современные психотропные средства. -М., 1967. -Вып. 2. -С. 61-70.
7. Березин, Ф.Б. Психопатология гипоталамических поражений
(клиника, нейрогуморальное регулирование, закономерности действия
психотропных средств): Автореф. дис. д-ра мед.наук. -М., 1971.
8. Брель,Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. канд. психол. наук / Брель Е.Ю.; Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. - Томск, 1996. - 120 с
9. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 32-38.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. -М.: Эксмо, 2003.
-512 с.
11. Выготский, Л.С. Избранные труды. -М.: Высшая школа, 2004. -т. 6.- 385с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. -М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
13. Гонина, О.О. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. -Москва: КноРус, 2020. -150 с.
14. Дерябина, Е.А. Возрастная психология: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. -158 с.
15. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987. - 205с.
16. Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Сенкевич Л.Ф., Консон Г.Р. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. - М.: Литео, 2015. -174 с.
17. Донцов, А.И. Группа: психология и этимология. // Вопросы психологии. -1983. -№4. -С.132-137.
18. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. //Вопросы психологии. -1991.- №1. -С. 135-142.
19. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. - 128с.
20. Ефремов B.C., Башмаков В.П., Баранов В.М., Дунаевская В.О. Исследование тревожности с помощью тремометрии и шкалы самооценки // Диагностика психических состояний в норме и патологии / Под ред. Ф.И. Случевского. -Л.: Медицина, 1980. - С.163-170.
21. Забродин Ю.М., Бороздина JI.B., Мусина И.А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1983. -№4. -С.46-52.
22. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
23. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности. // Принцип развития в психологии. Сборник статей. / Под ред. Л.И. Анциферовой. -М.: Наука, 1978. - С.243-248.
24. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. -М.: Сфера, 2009.
25. Изард, К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2016. - 412 с.
26. Изард, К.Э. Эмоции человека. -М.: МГУ, 1980. - С.313-339.
27. Иларионова, И.В. «Особенности проявления тревожности у детей 4- 7 лет»//вестник Вятского государственного университета, №2, 2014г. -С. 152-155.
28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2013. - 783 с.
29. Имедадзе, Н.В. К методу исследования уровня тревожности // Материалы 4 Всесоюзного съезда общества психологов. -Тбилиси: Мецниереба, 1971. -С.61.
30. Имедадзе, Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Под ред. А.С. Прангишвили.- Тбилиси: Мецниереба, 1966. - С.49-57.
31. Исаев, Д.Н. «Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей». - СПб.: Речь, 2015. - 400 с.
32. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. -312с.
33. Каплан Г.И., СэдокБ.Дж. Клиническая психиатрия. -Т.2. -М.: ГЭОТАР Медицина, 1994.
34. Капустин, С.А. Проблема механизмов образования невротических симптомов.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1993. № 1. -С.24-31.
35. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. и др. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. ЗаведенийМ.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
36. Карвасарский, Б.Д. Невроз.
37. Карпова Е.В., Лютова Е.К. Программа "Я и мой ребенок". // Семейная психология и семейная терапия. -М., 1998. -№3. - С.72-79.
38. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. Автореферат канд. дисс. - М., 1972.
39. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: "Наука", 2017. - 341 с.
40. Ковалева, Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция .
41. Копонев, С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2. - 2014.- С. 34-44.
42. Кон, И.С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971. - С.122-158.
43. Кон, И.С. Ребёнок и общество. -М.: Наука, 1988. - 270с.
44. Коростелёва И.С., Ротенберг B.C. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания. // Вопросы психологии. -1988. -№6. - С.60-69.
45. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности. -СПб., 2013. - 198 с.
46. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. -СПб.: Речь, 2003. -160 с.
47. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988. -80с.
48. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. -240с.
49. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. -Ярославль: Психодиагностика, 1992. -68с.
50. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях Вы,Мы, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Просвещение, 1989. - 204с.
51. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2013. - 211 с.
52. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль: Академия развития, 1996. - 210с.
53. Кьеркегор, С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993.
54. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. -М.: Знание, 1992. - 192с.
55. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции / Под ред. Л. Леви,-Лд.: Медицина, 1970. -С. 178-207.
56. Леви, В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2016.
57. Левитов, Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 2017. -№1. - С. 9-11.
58. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М., 2003. - 538 с.
59. Лешкова, Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. - 2014.
60. Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А, «Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания», текст научной статьи по специальности «Педиатрия», журнал «Вопросы современной педиатрии», том 12, №3,2013г.- С.82-88.
61. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. -1988.- №2. -С.15-18.
62. Мартьянова, Г.Ю. Психологическая коррекция в детском
возрасте. -М.: Классикс Стиль, 2007. -160 с.
63. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
64. Мэй, Р. М 97 Смысл тревоги / Перев.с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 384 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 89).
65. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука. - 2015. - №2. - С. 87-99.
66. Монография «Современная московская молодая семья// Автор: Коллектив авторов, составитель: Дмитрий Сороков, М: Изд: Litres,- 2017.¬205с.
67. Немов, Р.С. Психология: психодиагностика. -М., 2009.
68. Обухова, Л.Ф. Детская психология. -М.: Тривола, 1995. - 360с.
69. Общение и его влияние на развитие личности дошкольников. / Под ред. М.И. Лисиной. -М.: Просвещение, 1974. - 234с.
70. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
71. Орлов, Ю.М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебномпроцессе // Роль эмоционального стресса в генезе нервно¬психических и соматических заболеваний. / Под ред. A.M. Вейна. -М., 1977. - С.99-101.
72. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. -М.: Смысл, 1993. - 331с.
73. Петровская, JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982. - 168с.
74. Петровский, А.В. О психологии личности.- М.: ВЛАДОС, 2017. - 428 с.
75. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. -М.: Знание,1988. - 96с.
76. Полина, А.В. //научный журнал «Вестник» Ярославского государственного университета им. Демидова, серия гуманитарные науки, № 2, 2012 год. - 212с. //статья «Доверие к миру как условие полноценного развития личности»,2013г. -С.107-110.
77. Полуянов, Ю.Д. Дети рисуют. -М.: Педагогика, 1988. - 173с.
78. Практикум по психологии состояний / под ред. А.О. Прохорова, - СПб.: Речь, 2014. - 480 с.
79. Прихожан,А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. -М., 2000.
80. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2007. -192 с.
81. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова.перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. -440 с.
82. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога:
Учеб.пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.
83. Роджерс, К. Наука о личности. История зарубежной психологии. -М., 1980.
84. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс-Универс, 1994. - 480с.
85. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в
психодиагностике.- М.: Дидакт, 1992. -256с.
86. Романенко, О.Н. классические представления о тревожности //
Форум молодых ученых. -2019. -№3 (31). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/klassicheskie-predstavleniya-o-trevozhnosti(дата обращения: 21.09.2023).
87. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984. - 192с.
88. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. -М.: Просвещение, 1989. - 239с.
89. Рутман, Э.М. Надо ли убегать от стресса? -М.: ФиС, 1990. - 128с.
90. Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. -М., 1996. -342 с.
91. Спилбергер, Ч.Д., адаптация Ю.Л. Ханин Исследование тревожности Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. -СПб.: Речь, 2010. -174 с.
92. Сатир, В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика- Пресс, 1992.-92с.
93. Сафин, В.Ф. Самооценка и тревожность личности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. -Краснодар, 1975. -С.222-224.
94. Семья в психологической консультации. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. -М.: Педагогика, 1989г.
95. Семья и формирование личности. // Под ред. А.А. Бодалева. -М., 1981. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология,- СПб.: Институт тренинга, 1993. - 150с.
96. Симонов, Д. Влияние иррациональных убеждений на формирование патологических ролей в семьях с детьми, страдающими пограничными нервно-психическими расстройствами. // Вестник МГУ. Психология. -1993. -№1.1. -С.54.