Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования эмоционального выгорания спасателей 10
1.1. Эмоциональное выгорание как проблема исследования в современной
психологии 10
1.2. Особенности профессиональной деятельности и личностных качеств
специалистов, занимающихся спасением в чрезвычайных ситуациях 19
1.3. Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики эмоционального
выгорания спасателей 26
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмоционального выгорания спасателей 35
2.1. Модель, методы и организация исследования 35
2.2. Особенности эмоционального выгорания спасателей 43
Выводы по второй главе 60
Глава III. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей 61
3.1. Психологические условия профилактики эмоционального выгорания спасателей в системе МЧС 63
3.2. Основные направления, этапы и методы профилактики эмоционального
выгорания спасателей 72
3.3. Анализ эффективности реализации программы психологической
профилактики эмоционального выгорания спасателей 79
Выводы по третьей главе 84
Заключение 87
Библиография 91
Приложение 103
Актуальность проблемы исследования. В последние годы исследование эмоционального выгорания специалистов экстремального профиля профессиональной деятельности является не только актуальным, но и одним из приоритетных направлений работы психологических служб, центров помощи, а также психологов, занимающихся управлением персонала.
Изучение данного направления в психологическом исследовании важно тем, что уровень психоэмоциональной нагрузки, который ежедневно испытывают спасатели, оказывающие помощь людям в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с большим риском для жизни и здоровья не только себя, но и окружающих, провоцирует у сотрудников спасательных служб эмоциональное опустошение. Также специалисты экстремального профиля находятся в процессе постоянной коммуникации с разными людьми (потерпевшие, сотрудники других служб, коллеги и др.), им необходимо быть максимально сосредоточенными, включёнными во взаимодействие. Им важно не только самим сохранять эмоциональное спокойствие, но и в сложных стрессовых ситуациях суметь взять под контроль острые реактивные реакции других людей. Это неминуемо вызывает снижение личной эффективности специалиста, порождает профессиональное выгорание, и как следствие, может привести не только к психосоматическим проявлениям, но и к психическим расстройствам.
В настоящее время проблемой профилактики эмоционального выгорания в психологии экстремальных ситуаций занимаются психологи Региональных подразделений Гражданской обороны (далее ГО) России. Главная задача таких подразделений - психологическое сопровождение деятельности сотрудников ГО: спасателей, пожарных, диспетчеров, оперативных дежурных и др. Речь идёт об отборе кандидатов на должности, их психологическая подготовка, возможная профилактика психологического здоровья и благополучия, разрешение трудностей, связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Психологи Региональных подразделений ГО России сотрудничают с психологической службой МЧС России, которые привлекают региональных психологов к выездам на ЧС и обеспечивают учебно-методическими пособиями, тем самым оказывая поддержку по работе со специалистами служб экстренного реагирования: спасательные формирования, пожарные части, диспетчерские службы.
Во многих научных трудах психологов развитие синдрома эмоционального выгорания сотрудников связывают с наличием эмоциональной устойчивости личности. Именно она способствует поддержанию психологического здоровья и не допускает появления отрицательных эмоциональных проявлений. Эмоциональная устойчивость - это совокупность свойств психики, которая позволяет эффективно действовать при влиянии негативных стрессовых факторов. Эмоциональная устойчивость это важное качество личности для специалистов экстремальной сферы, которые большую часть времени находятся в психотравмирующих ситуациях. Эмоциональное выгорание связано с другими особенностями личности такими как стрессоустойчивость, тревожность, общительность, подчиненность, подозрительность.
Таким образом, работа сотрудников экстремальных служб, относится к виду профессий с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей и общества в целом. Непрерывные стрессы, в которых они находятся при общении с людьми, постоянное нахождение в проблемах людей, эмоциональная незащищенность и другие психологические причины оказывают отрицательное влияние на самочувствие спасателей. Здесь важна психологическая поддержка специалистов-психологов региональных спасательных формирований. Которые в период своей деятельности обучают спасателей методам и приемам борьбы с острыми стрессовыми реакциями, методам саморегуляции психического состояния, а также проводят психологические консультации с целью проработки тревожных состояний,
4 посттравматических стрессовых расстройств и эмоционального выгорания в том числе.
С позиции обоснования актуальности изучаемого вопроса были выявлены следующие противоречия между:
- потребностью в эффективном профессионально-психологическом сопровождении деятельности спасателей и недостаточной теоретической базой, практических разработок профилактической работы с эмоциональным выгоранием;
- высоким потенциалом профилактических методов (арт-терапия, ролевая игра, приемы саморегуляции и др.) и их недостаточном использовании в психологической работе со специалистами экстремальных профессий ;
- потребностью спасателей в психологической поддержке при выявлении у них синдрома эмоционального выгорания и отсутствием возможности оказания им своевременной помощи.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в разработке программы психологической профилактики эмоционального выгорания, возникающего в профессиональной деятельности спасателей.
Объект исследования: эмоциональное выгорание спасателей.
Предмет исследования: программа психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что именно такие личностные качества как замкнутость, подчиненность, подозрительность, эмоциональная напряженность и являются индивидуально-личностными особенностями, позволяющими купировать синдром эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности спасателей.
Разработанная нами программа психологической профилактики эмоционального выгорания позволит нам повысить уровень эмоциональной устойчивости личности спасателей и тем самым снизит уровень эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спасателей.
Цель исследования: изучить особенности эмоционального выгорания спасателей; разработать программу психологической профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности изучаемого контингента.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние;
2. Выявить особенности эмоционального выгорания спасателей, проанализировать полученные результаты;
3. Разработать и научно обосновать программу психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей и выявить ее эффективность.
Для реализации цели и поставленных задач, проверки гипотез были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: изучение психологической документации на спасателей, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование. Экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
3. В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, в том числе, методы статистической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Спирмена). Интерпретационные методы обработки результатов исследования.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики исследования. Для изучения феномена эмоционального выгорания спасателей нами была использована методика
«диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Анкета «Прогноз - 2» (Ю.В. Рыбников) позволила определить уровень нервно-психической устойчивости, а также отдельные признаки личностных нарушений. «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла (форма С) помог в определении наиболее выраженных у респондента черт личности.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л Рубинштейн,
A. Н. Леонтьев); принцип системности изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев); теоретические исследования по проблеме эмоциональной (психологической) устойчивости (В.И. Долгова, А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе, B. А. Ядов, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко); синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении (В.В. Бойко); синдром выгорания: диагностика и профилактика (Н.Е. Водопьянова); модель изучения выгорания К. Маслач и С. Джексон; концепция изучения выгорания В.Е. Орел; синдром психического выгорания (Н.В. Мальцева; К. Чернисс, Э. Пайнс, Е. Хартман и Б. Пелман, К. Кондо, Фрейденберг).
Организация исследования: Исследование проводилось на базе ГКУ РБ «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» г. Улан-Удэ. В эксперименте приняло участие 60 спасателей.
Этапы проведения исследования; Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2021 по 2023 г.:
Подготовительный этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021). На данном этапе проходило изучение и анализ общей, специальной психологической литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния. Формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования. Подбор психодиагностического инструментария по проблеме исследования.
Констатирующий этап (ноябрь 2021 - май 2022). Реализация констатирующего эксперимента с последующим количественным и качественным анализом полученных данных по изучению особенностей эмоционального выгорания спасателей.
Формирующий этап (июнь 2022 - октябрь 2022) Разработка и реализация программы психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей.
Контрольный этап (октябрь 2022 - сентябрь 2023) включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверка эффективности программы психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей. Обобщение и сравнение полученных результатов.
Научная новизна исследования:
- Разработана модель исследования, которая включает в себя компоненты, параметры, этапы, критерии и индикаторы оценки уровня сформированности эмоционального выгорания у спасателей;
- Разработана и реализована анкета для спасателей по оценке эффективности программы профилактики эмоционального выгорания спасателей.
- Разработана программа психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей.
- Собраны и систематизированы экспериментальные данные, обобщающие индивидуальные особенности эмоционального выгорания и эмоциональной устойчивости спасателей, в результате реализации психологической программы профилактики эмоционального выгорания спасателей.
Теоретическая значимость исследования: Заключается в том, что полученные в процессе экспериментального исследования результаты позволяют расширить и углубить современные научные представления об особенностях эмоционального выгорания спасателей.
Практическая значимость исследования: Представленные в работе диагностические и психопрофилактические материалы, раскрывающие особенности эмоционального выгорания спасателей, могут использоваться психологами при профотборе и психологическом сопровождении профессиональной деятельности специалистов экстремальных профессий (структура МВД и МЧС). Представленные в программе упражнения и задания по формированию эмоциональной устойчивости, и профилактике эмоционального выгорания могут быть использованы в работе практикующих психологов, HR-специалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Прокудина М.Ю., Верхотурова Н.Ю. К проблеме изучения феномена эмоционального выгорания спасателей // Наука и социум. Сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2023. - С. 189-202.
2. Прокудина М.Ю., Верхотурова Н.Ю. Личностные особенности спасателей с эмоциональным выгоранием // Наука и социум. Сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2023. - С. 174-189.
Структура и объем магистерской диссертации: Работа объемом в 110 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (в количестве 104 источника). Включает 2 приложения. Работа проиллюстрирована 9 таблиц, 1 гистограмма, 1 диаграмма, 7 рисунков, 5 схем.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей эмоционального выгорания спасателей; разработка программы психологической профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спасателей.
В настоящее время понятие эмоционального выгорания в научной литературе масштабно и разносторонне изучено такими психологами как Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, И.П. Ильин, В.В. Бойко, Д.Н. Орлов, О.В. Крапивина, Е.С. Старченкова, А.А. Рукавишников, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, И.В. Комаревцева, Г.А. Макарова, Л.М. Митина и др.
Анализ теоретической литературы позволил нам определить, что для описания нашего исследования более точным и оправданным будет использование понятия «эмоциональное выгорание», базирующегося на работах Н.Е. Водопьяновой, она описала выгорание как негативный рефлекс на рабочие стрессы, куда входят психологические, психофизиологические и поведенческие элементы. Психологи Е. Хартман и Б. Пелман обобщают понятие «выгорания» и выделяют три важных элемента: физическое и эмоциональное истощение, сниженная рабочая продуктивность и деперсонализация.
Эмоциональное выгорание сотрудников поисково-спасательных служб связано с их индивидуально-личностными особенностями, в частности с развитием таких личностных качеств как: эмоциональная устойчивость, замкнутость, подозрительность, подчиненность. Также нами были отдельно выделено понятие эмоциональной устойчивости - как совокупность свойств психики, которая позволяет эффективно действовать при влиянии негативных стрессовых факторов. Эмоциональная устойчивость - важное качество личности для специалистов экстремальной сферы, которые большую часть времени находятся в психотравмирующих ситуациях.
Рассмотрены условия труда и особенности профессиональной деятельности спасателей. На этапе спасательной операции на спасателей воздействует большое количество негативных факторов: опасность взрывов, выбросов пламени, угроза обрушения конструкций зданий и сооружений, поражений электрическим током, опасных химических веществ, 24-часовое дежурство и отсутствие полноценного отдыха, ненормированный график работы, частые длительные командировки, вибрация, задымление, высокие или низкие температуры, вид погибших и пострадавших людей, общение с родственниками. Все эти события вызывают сильные эмоциональные переживания, внутреннюю тревогу и может привести к серьезным последствиям: профессиональное выгорание, психосоматические проявления, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия.
Для достижения цели экспериментального исследования нами была разработана программа психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей. Были определены компоненты, параметры, этапы, отобраны валидные методики.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что именно такие личностные качества как замкнутость, подчиненность, подозрительность, эмоциональная напряженность и являются индивидуально-личностными особенностями, позволяющими купировать синдром эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности спасателей. И разработанная нами программа психологической профилактики эмоционального выгорания позволит нам повысить уровень эмоциональной устойчивости личности спасателей и тем самым снизит уровень эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спасателей.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление эмоционального выгорания спасателей, в процессе которого были использованы следующие методики: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко,
88 методика «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла (форма С), методика анкета «Прогноз - 2» В.Ю. Рыбникова.
В процессе исследования использовались теоретические методы (анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования), и эмпирические (изучение психологической документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование) и экспериментальные методы. Также использовались методы количественной и качественной обработки данных, в том числе, методы статистической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Спирмена). И интерпретационные методы.
Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2021 по 2023 г.:
На подготовительном этапе проходило изучение и анализ общей, специальной психологической литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния. Подбор психодиагностического инструментария по проблеме исследования. На констатирующем этапе был реализован констатирующий эксперимент с последующим количественным и качественным анализом полученных данных. На формирующем этапе была разработана и реализована программа психологической профилактики. Заключительный контрольный этап включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверка эффективности программы психологической профилактики.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоционального выгорания спасателей: нами было установлено что у каждого третьего сотрудника в стадии формирования находятся все три фазы: напряжение (32%), резистенции (32%) и истощения (36%). Это подтверждает наше предположение о том, что в процессе своей работы спасатели испытывают напряжение и стресс, что приводит к эмоциональному истощению.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую профилактику эмоционального выгорания спасателей.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления профилактической работы:
- снизить уровень эмоционального выгорания;
- повысить уровень эмоциональной и нервно-психической устойчивости;
- изучить индивидуально-личностные особенности (профессионально-важные качества) личности спасателей;
- формирование устойчивых к стрессу копинг-стратегий специалистов.
Эффективность внедрения и реализации мероприятий, направленных на психологическую профилактику эмоционального выгорания спасателей показали положительную динамику. А именно, уровень сформированности фазы напряжение составил 10%, а был 23%, что говорит о снижении. Уровень сформированности фазы резистенции составил 17%, а был 33%. Последняя фаза истощения была сформирована только у 10%. Это говорит о эффективности проведения профилактической работы.
Также увеличился уровень эмоциональной устойчивости у 33% респондентов и составил средний уровень у 40% и высокий уровень у 60%.
Для сравнения эффективности проведенной профилактической работы нами была проведена «анкета обратной связи», которая показывает что степень удовлетворенности реализованной программы достаточно высокая по всем показателям.
Таким образом, результаты реализации программы психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей свидетельствуют о положительной динамике в развитии эмоциональной устойчивости и снижения феномена эмоционального выгорания у спасателей. Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, и свидетельствуют о эффективности разработанной нами программы психологической профилактики эмоционального выгорания спасателей.
1. Агатипова, Е.С. Жизнестойкость как внутренний ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС / Е.С. Агатипова // Социально-экономические явления и процессы - Тамбов: Федеральное государственное бюджетное военное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». - 2012. - 243 с.
2. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 1989. - 42 с.
3. Абрамов А.В., Шмелева Е.А. Стресс, риск, экстремальность в деятельности спасателя // В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы: Т. Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - 2016. - 113 с.
4. Ахромова А.Г., Голенко В.А. Анализ профессионального эмоционального выгорания у спасателей Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2015. - № 2. - С. 85-86.
5. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Психологическая устойчивость как значимый фактор в процессе развития личности педагога // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру Материалы международного форума. - 2016. С. 198-199.
6. Бадалян, Ю.В. Эмоциональное выгорание сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России / Ю.В. Бадалян // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - 122 с.
7. Бессонова Ю.В., Броневицкий Г.Г. Психологическое благополучие представителей опасных профессий // В сборнике: Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы Сер. "Труды Института психологии РАН" Ответственные редакторы М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. - Москва,
2016. - С. 327-351.
8. Бондарева, Д.А. Психологическое обеспечение поисково-спасательных формирований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 271-275.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2006. - 544 с.
10. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Речь, 2003. - 87 с.
11. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.
- М.: Наука, 1997. - 154 с.
12. Борисова И.В., Соловьёва А.Л. Дискуссия в активном обучении. - М., 1992.
13. Булатова, Н.Д. Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования // Мир науки, культуры, образования / Горно-Алтайский университет, Челябинский институт проф. образования и др., 2010.
- № 1 (20). - С. 188-190.
14. Ваньков, А.Б. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников МЧС / А.Б. Ваньков, С.А. Сахаров // Достижения вузовской науки: от теории к практике сборник материалов II Международной научно - практической конференции. - 2017. - №1. - С. 100-104.
15. Власенко, Н.Ю. Исследование условий и механизмов развития синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников МЧС / Н.Ю. Власенко, Н.Г. Семенова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2016. - №2.
- С. 125-129.
16. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактик. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
17. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. - 1997. - Вып. 2. Серия 6. - № 13. - С. 83-91.
18. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2008. - 336 с.
19. Волков, А.А. Психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 1 (46). - С. 194-200.
20. Воронецкий, В.В. Использование активных методов обучения при формировании психологической устойчивости специалистов МЧС России // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2015. - № 1 (11). - 38 с.
21. Воротынцева Д.А., Шутенко Е.Н. Индивидуально - психологические особенности личности сотрудников МЧС, побывавших в чрезвычайных ситуациях // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. - 2017. - № 12. - С. 5.
22. Годовникова, Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе : Учеб. пособие / Под научн. ред. И.Ф. Исаева. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. - 201 с.
23. Гордеева, А.Н. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС с разными типами личностного реагирования на стрессовую ситуацию / А.Н. Гордеева // Научные труды Республиканского института высшей школы. -
2017. - №17-3. - С. 85-94.
24. Грабе, М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум). - 2008. - 96 с.
25. Дежкина, Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: дис. канд. псих. наук: 19.00.03. - Санкт-
Петербург. - 2008. - 175 с.
26. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Перо, 2014. - 196 с.
27. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. - СПб.: РГПУ им. А.И .Герцена, 2002. - 167 с.
28. Долгова, В.И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. - 2014. - Т. 27. - № 2. - С. 315-320.
29. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. - СПб. :Питер, 2004. - 592 с.
30. Ефимова, Е.М. Проблема устойчивости личности в исследованиях зарубежных ученых // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 4. - С. 161-169.
31. Земскова, А. Личностные особенности пожарных ГПС МЧС России / А. Земскова, Н. А. Кравцова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2013. - №3. - С. 170-176.
32. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер., 1999.
33. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 221 с.
34. Калашникова, М.М. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников УИС и МЧС России / М.М. Калашникова, И.А. Фараонова // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе. - 2017. - №1. - С. 191-197.
35. Камнева, Е.В. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: факторы и формы проявления / Е.В. Камнева // М.: ФГУ ВНИИ МВД, 2011. - 108 с.
36. Камнева, С.М. Буянова// Вестник финансового университета. - 2012. - С. 58-63.
37. Комендант, С.А. Эмоциональная устойчивость и ее влияние на успешность соревновательной деятельности спортсменов-спасателей // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2008. - № 2 (8). - С. 50-52.
38. Кошелев, А.Н. Синдром «белого воротничка», или Профилактика «профессионального выгорания». - М., 2008.
39. Кошечкин П.А., Бабаева А.А. Психологическая эмоциональная устойчивость при экстремальных условиях // В сборнике: Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Бабаева. - 2017. - С. 198-202.
40. Кошкаров, В.С. Влияние места несения службы и стажа работы на индивидуально-личностные особенности сотрудников пожарной охраны / В.С. Кошкаров, Н.Н. Щаблов // Научно-аналитический журнал Санкт- Петербургского университета ГПС МЧС России «Проблема управления рисками в техносфере», 2010. - № 4 (16). - С. 97-103.
41. Клюкова, А.А. Исследование развития стрессоустойчивости у сотрудников городской службы спасения в экстремальных ситуациях // Научный журнал. - 2016. - № 7 (8). - С. 105-107.
42. Ковпак, Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.
43. Кобзарев, С.А. Особенности влияния личностных качеств на профессиональную адаптацию спасателей // В сборнике: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. - 2017. - С. 69-72.
44. Кочетков, М.В. Профессионально-важные качества,
обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2016. - № 2-3 (2627). - С. 11-14.
45. Кошечкин П.А., Бабаева А.А. Психологическая эмоциональная устойчивость при экстремальных условиях // В сборнике: Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Бабаева. - 2017. - С. 198-202.
46. Крыжановская Н.В., Скоробогатая А.Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 3 (март). - С. 146-150.
47. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Д.В. Куликов // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 11-42.
48. Кучеренко, С.М. Учет эмоциональных особенностей личности при подготовке спасателей к выполнению профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014. - № 1 (3). - С. 488-491.
49. Ларина, А.А. Профессиональная деформация сотрудников МЧС / А.А. Ларина // Территория науки. - 2014. - №5. - С. 63-66.
50. Лебедев А.Н., Камнева Е.В., Буянова С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Лебедев.
51. Логинова, О.В. Структура мероприятий по психологической и психофизиологической профилактики и коррекции в МЧС России / О.В. Логинова // Белгород, 2019. - 8 с. Лоскутова, А.И. Признаки и пути предупреждения профессионального выгорания у сотрудников МЧС / А.И. Лоскутова // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур. - 2017. - №1. - С. 112-116.
52. Мальцева, Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы // Дисс. ...канд. психол. наук. - М., 2005. - 212 с.
53. Марьин, М.И. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Г осударственной противопожарной службы / М.И. Марьин // Москва. - 1998. - 100 с.
54. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин // Психологический журнал. - 1990. - С. 102-109.
55. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - СПБ: Питер, 2014. - 514 с.
56. Мушастая, Н.В. Синдром выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями / Н.В. Мушастая // Наука и знание: Материалы XXXIII научной конференции студентов и молодых учены вузов южного федерального округа. Краснодар. - 2006. - С. 175-176.
57. Мушастая, Н.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями / Н.В. Мушастая // Наука и знание: Материалы VII научной-методической конференции. Новороссийск. - 2005. - С. 54.
58. Мушастая, Н.В. Синдром эмоционального выгорания сотрудников МЧС как показатель профессиональной дезадаптации / Н.В. Мушастая // Российский психологический журнал. - 2007. - C. 56-57.
59. Мушастая, Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: дис. канд. псих. наук: 19.00.13 - Ростов-на-Дону. - 2007. - 177 с.
60. Мотивация достижения и факторы эффективности профессиональной деятельности в экстремальной ситуации / Осипова Н.В., Попова И.Г., Пашина Ж.В., Федина М.С. // В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности сборник
98 научных трудов по материалам IV-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо¬Кавказского федерального университета. - 2016. - С. 190-194.
61. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Ин¬т психологии РАН, 2005. - 329 с.
62. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / Е.В. Орел // Психологический журнал. - 2001. - С.89-100.
63. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания // Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 605 с.
64. Осипов, А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирования на разных этапах профессионального становления: дис. канд. псих. наук: 19.00.13. - Ростов на Дону. - 2009. - 197 с.
65. Основные направления деятельности центра экстренной психологической помощи МЧС России / Шойгу Ю.С., Гребенникова В.В., Андросова Н.Н., Лукаш Н.С., Елисеева И.Н., Пыжьянова Л.Г. // В сборнике: Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. - 2012. - С. 29-35.
66. Поживилко, Р.Р. Вопросы формирования эмоционально-волевой устойчивости спасателя // В сборнике: материалы докладов 47 Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов Витебский государственный технологический университет. - 2014. - С. 80-81.
67. Пономаренко В.А., Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - 210 с.
68. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. - 400 с.
69. Психологические механизмы совладания со стрессом профессиональной деятельности (на модели лиц «опасных» профессий) / Вассерман Л.И., Исаева Е.Р., Новожилова М.Ю., Щелкова О.Ю. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 364-372.
70. Психологическое здоровье педагога: эмоционально-волевая устойчивость В книге: Психологическое здоровье специалиста социальной сферы / Аверьянов А.И., Бакланова Н.К., Бакланов К.В., Журавлева Е.А., Звонова Е.В., Исаева А.П., Подвойский В.П., Рассказова А.Л., Челышева Ю.В., Чижова К.И. // Коллективная монография. Москва, 2014. - С. 33-39.
71. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
72. Рыбников В.Ю., Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий // Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России, Санкт-Петербургсий университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы. Санкт-Петербург, 2011. - С. 83-87.
73. Седун, С.С. «Карты-Призвания» Masters (карточная методика для активизации культурно-деятельностного самоопределения, работы с ресурсами и развития предпочитаемых жизненных историй). Версия «Играем вместе!», «Light», (г. Москва, 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/prizvanye(дата обращения: 01.10.2020).
74. Селезнев, Ю.В. Профессионально важные психофизические качества пожарных // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 3. - С. 41-44.
75. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов. - М.: Наука, 1998. - С. 150-153.
76. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. - 224 с.
77. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2007 г. 350 с.
78. Синишина, В.М. Психологический анализ структуры стрессоустойчивости спасателей // Психология и право. - 2013. - № 3. - С. 121-131.
79. Сиротин, О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. - 1973. - № 1. - С. 129-133.
80. Талалаева Г.В., Кошкаров В.С. Алгоритмы формирования психологической дезадаптации у сотрудников МЧС России в зависимости от занимаемой должности и дифференцированные подходы к их коррекции//Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 59. - С. 149-171.
81. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса // Теория и практика. - Москва, 2009. - 362 с.
82. Тихомирова, О.В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы) // Общество и право. - 2008. - № 1. - С. 286-289.
83. Фетисова М.П., Дорошенко Т.В. Опыт деятельности дальневосточного филиала «Центра экстренной психологической помощи МЧС России» в области экстремальной психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2012.
- № 2. - С. 73-75.
84. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.
- 2004. - №6. - С. 38-45.
85. Фролова, С.В. Психотехнология групповой работы: Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология». - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011.
86. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю. Турачев [и др.]. - М., 1976.
87. Холуева, К.А. Ценностные ориентации служащих пожарно-спасательных формирований. / К.А. Холуева // Сборник научных трудов Sword. - 2013. - С. 78-28.
88. Чечурова, Ю.Ю. Особенности профессионального здоровья спасателей МЧС // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2017. - № 1. С. 151-155.
89. Чудакова, М.Ю. Психологические детерминанты профессионального выгорания пожарных / М. Ю. Чудакова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2014. - №3(11). - С. 131-139.
90. Шалев, О.А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 2006. - С. 99-102.
91. Шленков А.В., Кошкаров В.С. Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей / А.В. Шленков, В.С. Кошкаров // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - С. 115¬119.
92. Шойгу, Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России - будущих спасателей (обоснование психодиагностического инструментария) / Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России. Москва, 2005. - 32 с.
93. Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.