Введение 3
Глава 1. Формы организации процесса обучения географии
1.1. Внеурочные формы обучения географии 5
1.2. Особенности экскурсии как внеурочной формы
обучения географии 10
Глава 2. Авиаракетная промышленность как отрасль народного
хозяйства России
2.1. Промышленность как основа экономики России 17
2.2. Авиаракетная промышленность России и Красноярского
края 20
Глава 3. Организация экскурсии в учебно - демонстрационный центр (на
примере АО «Красмаш»)
3.1. Организация и проведение экскурсии 28
3.2. Методическая разработка экскурсии в Учебно - демонстрационный
центр 33
3.3 Контрольно-сопроводительный текст к экскурсии в
Учебно-демонстрационный центр 39
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложения 61
Актуальность выбранной темы обусловлена той значительной ролью, которое образование играет в современном обществе, вступающем в эпоху четвертой научно-технической революции. Российское государство,
опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016), предоставляет возможность получения образования каждому гражданину России. Качество образования является одной из приоритетных целей на всех его ступенях и уровнях.
Одним из средств достижения высокого уровня образования является его учебно-методическое обеспечение. Педагогические технологии сегодня разнообразны, нацелены на использование активных и нестандартных форм проведения уроков, что способствует повышению познавательной активности учащихся и развитию интереса к учебной деятельности, а также более качественному усвоению материала образовательных программ.
Г еография наряду с другими школьными дисциплинами способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, занимает важное место в формировании научных знаний об окружающем мире. Федеральный государственный стандарт основного общего образования по географии требует формирования представлений об особенностях деятельности людей. Такие знания учащиеся получают на уроках, а закреплению знаний помогает экскурсия как одна из основных форм внеучебной деятельности.
Объект исследования - процесс проведения экскурсии.
Предмет исследования - разработать экскурсию (на примере АО «Красмаш»).
Цель исследования - разработка экскурсии в Учебно-демонстрационный центр
Задачи исследования:
• охарактеризовать экскурсию как форму внеурочной деятельности;
• разработать экскурсию в Учебно-демонстрационный центр
• проанализировать авиаракетную промышленность России
Методы исследования - аналитический, сравнительно - географический, статистический, картографический, исторический .
Источники: учебная и методическая литература по географии,
материалы музея Сибирского государственного аэрокосмического Университета им. академика М. Ф. Решетнева, сайт ОАО «Красноярский машиностроительный завод», электронные ресурсы правительства
Российской Федерации, Государственной корпорации «Роскосмос»,
архивные и музейные сведения.
Важнейшая задача российского образования - повысить его качество, а, значит, активизировать интерес к процессу познания и изучения школьных предметов, сформировать грамотную, гармонично развитую личность, которая применяет свои знания на практике, в жизни [1]. Современный этап развития российского общества требует пристального внимания применению педагогических приёмов и образовательных технологий в развитии молодёжи.
Одним из принципов школьного обучения является связь теории с практикой. Например, в школьном курсе географии этот принцип претворяется в жизнь путём выполнения практических заданий, а также при проведении эккурсий. Для географии учебные экскурсии являются обязательным элементом обучения, причём, это как экскурсии в природу для изучения физико-географических объектов, так и экскурсии на экономикогеографические объекты в рамках социально-экономической географии.
Проведение школьных экскурсий позволяет географии как учебному предмету полностью раскрыть достоинства внеурочных форм обучения, к которым относятся экскурсии. В ходе проведения экскурсий становится возможным непосредственное наблюдение и изучение объектов и процессов социально-экономического характера, связей между различными отраслями и сферами человеческой деятельности, что ведёт лучшему усвоению и закреплению изучаемого материала, к росту эфективности преподавания дисциплины. Углублённый интерес к объектм экскурсий стимулирует самопознание учащимися окружаещего мира, их саморазвитие.
Экскурсии способствуют достижению предметных результатов освоения программы по географии, так как учащиеся, получив новые знания в рамках учебного предмета, могут в дальнейшем применять эти знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Экскурсии также носят ярко выраженный метапредметный характер, так как способствуют росту умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Организация и проведение экскурсии на предприятия и объекты социального характера требует от учителя большой подготовительной работы, оценки важности изучения выбранных объектов, увязки информации на экскурсии с профориентационной работой.
В данной выпускной работе представлены методические материалы по организации школьной экскурсии при изучении промышленности в рамках социально-экономической географии России на примере авиаракетной промышленности Краснояркого края. Методические рекомендации и собранный материал могут быть полезны как ученикам 8-9 классов, так и учителям.
1. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании / А.В. Балин // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 724-725.
2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
3. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.
4. Бауэр В.П., Ковков Д.В., Московский А.М., Сенчагов В.К. Состояние и механизмы развития ракетно-космической промышленности России. Аналитический доклад- М.: Институт экономики, 2012.- https://www.google.com/search?q=5.
5. Внешняя торговля России в 2018 г. http://russian-trade.com/reports-and- reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/
6. Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и
7. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 4-7.
8. Герд В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. - М.: Прогресс, 2009.
9. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» - https://www.roscosmos.ru/
10. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
11. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. - М.:
12. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2008. - 272 с.
13. Дронов В.П., Ром В.Я. География: население и хозяйство России. - учебник, 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
14. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Учебник География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс - «Просвещение», 2012.
15. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008....32