Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей как
физического качества 6
1.2. Возрастные особенности развития скоростно-силовых
способностей у обучающихся 12-15 лет 14
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей .... 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 27
2.1. Организация исследований 27
2.2 Методы исследования 28
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 12-15 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 33
3.1. Выявление у учителей физической культуры и тренеров знаний о
методах скоростно-силовой подготовки обучающихся 33
3.2. Выявление методик для непрерывного развития скоростно
силовых способностей у обучающихся 12-15 лет на уроках физической культуры 44
3.3. Повышение уровня скоростно-силовой подготовленности
обучающихся 12-15 лет по средствам общих и специальных физических упражнений 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение А 74
Приложение Б 80
Приложение В 86
Актуальность. Одной из основных проблем физического воспитания школьников является повышение их двигательной подготовленности. При решении этой проблемы особое внимание следует обратить на развитие двигательных способностей. Общепризнано, что одними из ведущих, от которых во многом зависит развитие других способностей, являются скоростно-силовые способности. Скоростно-силовая подготовка является одним из основных компонентов физической подготовленности человека. При разработке методики воспитания скоростно-силовых способностей основное внимание необходимо уделять совершенствованию факторов, непосредственно влияющих на уровень проявления данного физического качества, применительно к специфике различных видов спорта.
К тому же, проблема развития скоростно-силовых способностей стоит на стыке таких наук, как биомеханика, педагогика, возрастная анатомия, физиология и гигиена, методика преподавания физической культуры. Многочисленные исследования указывают на то, что воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков человека неразрывно связано с социальными условиями. В процессе жизни на человека одновременно влияют многочисленные факторы окружающей среды, что определяет степень развития и характер взаимосвязи его физических качеств. Основа этой взаимосвязи состоит в том, что каждое физическое качество, хотя и имеет свои специфические особенности, является одной из сторон двигательных возможностей человека.
В работах Холодова Ж.К., Кузнецова В.С и других ученых, проблема развития скоростно-силовых способностей понимается «как процесс развития возможностей учащихся, обеспечивающих им выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени» [12]. Современная практика свидетельствует о необходимости разностороннего развития скоростно-силовых способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков.
Уроки физической культуры отличаются от учебно-тренировочных занятий в спортивной школе тем, что являются обязательными для все обучающихся и по своему содержанию охватывают сразу несколько различных видов спорта. Для эффективного и непрерывного развития скоростно-силовых качеств появляется необходимость в выявлении наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки в различных видах спорта, входящих в содержание программы по физической культуре.
Объект исследования: образовательный процесс в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика повышения уровня развития скоростно-силовых способностей обучающихся 12-15 лет.
Цель исследования: повышение уровня развития скоростно-силовых способностей обучающихся 12-15 лет на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование и наблюдение для выявления наиболее эффективных средств и методов, а также выявления проблем развития скоростно-силовых способностей.
3. Разработать методику повышения уровня развития скоростносиловых способностей обучающихся 12-15 лет и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: мы предположили, что методика повышения уровня развития скоростно-силовых способностей обучающихся 12-15 лет будет эффективной при соблюдении следующих условий:
• систематичность занятий;
• учет индивидуальных анатомо-физиологических особенностей учащихся;
• последовательное равномерное повышение интенсивности и длительности нагрузки на учащихся;
• мотивирование учащихся к занятиям физкультурно-спортивной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна исследования: впервые в учебный процесс общеобразовательной школы включена методика повышения уровня развития скоростно-силовых способностей обучающихся 12-15 лет.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной методики развития скоростно-силовых способностей в других общеобразовательных организациях.
В первой главе были рассмотрены теоретические и методические аспекты скоростно-силовых способностей, обучающихся среднего школьного возраста (12-15 лет). Было определено, что скоростно-силовая подготовка является одним из основных компонентов физической подготовленности человека, а от развития самих скоростно-силовые способностей во многом зависит развитие других физических способностей и физических качеств.
Накопленные в литературе данные о возрастной динамике развития скоростно-силовых способностей довольно противоречивы, и их нельзя считать исчерпывающими. Но, большинство авторов едины в своем мнение, что средний школьный возраст, наиболее подходящий для развития скоростно-силовых способностей, а значит наше исследование актуально.
Для развития скоростно-силовых способностей на практике используется множество методов, но для наиболее качественного развития предпочтительней использовать сразу несколько методов во время одного занятия. А также, при целенаправленном воспитании скоростно-силовых качеств необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно
Проведя педагогическое наблюдение и констатирующий эксперимент и, выявив проблемы развития скоростно-силовых качеств у обучающихся, возникла необходимость в разработке экспериментальной методики в виде комплекса специальных упражнений.
На основании изученной литературы нами были разработаны экспериментальные комплексы упражнений, сочетаемые с основными техническими действиями раздела программы физической культуры, которые можно было бы применять в основной части урока для более эффективного развития скоростно-силовых способностей школьников средних классов.
Результаты проведенного нами исследования показали, что целенаправленное и систематическое применение разработанных упражнений положительно влияют на динамику роста показателей скоростно-силовых способностей обучающихся. Об этом свидетельствует статистическое улучшение результатов, включенных в систему тестирования. Применяемая нами методика позволила значительно повысить результаты контрольных тестов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанного нами специального комплекса упражнений, применённого в методике развития скоростно-силовых способностей школьников 12-15 лет.
Разработанная нами методика развития скоростно-силовых способностей школьников 12-15 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность по сравнению с традиционно существующей практикой физического воспитания в школе и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.
1. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 1967. - 476 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Баршай, В. М. Физкультура в школе и дома [Текст] / В. М. Баршай. - Р. н/Д.: Феникс, 2001. - 246 с.
4. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А. А. Васильков. - Р. н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
5. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А. А. Васильков. - Р. н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / В. В. Семенов -3-е изд. - М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.
7. Виленский, М. Я. Физическая культура 5 -7 классов [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.]; под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд. - М.: Просвещение,
2013. - 239 с.
8. Возрастная физиология и психофизиология: практикум [Текст] / С. Г. Махнева [и др.]. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 112 с.
9. Гончаров, Н. Н. Динамика мышц человека при предельных напряжениях и ее возрастные изменения [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степ. канд. мед. наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т физ. воспитания и школьной гигиены. - Москва: [б. и.], 1952. - 17 л.; 30 см.
10. Грачев, О. К. Физическая культура [Текст] / О.К. Грачев. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 464 с.
11. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, 1999. - 487 с.
12. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсменов [Текст] / В. М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 45 с.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
14. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е. Н. Захаров,
А. В. Карасев, А. А. Сафонов; под общей ред. А. В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы
теории и методика воспитания) [Текст] / В, М. Зациорский. - М.:
Физкультура и спорт, 1966. - 200 с...71