Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки комплексного изучения природных объектов на экологических экскурсиях 5
1.1 Значение, многообразие, структура экскурсий 5
1.2 Методологические и педагогические основы комплексного подхода.. .14
Глава 2. Методические основы комплексного изучения природных объектов на экскурсиях при изучении биологии 23
2.1 Методические требования к отбору содержания для проведения комплексных экологических экскурсий 23
2.2 Экспериментальная методика комплексного изучения природных объектов на экологических экскурсиях 36
2.3 Тематические экскурсии в Красноярский парк флоры и фауны “Роев
ручей” 40
Заключение 58
Список используемых источников 59
Комплексное изучение природных объектов является одной из основных частей образовательного процесса на уроках биологии. Новейшая система школьного биологического образования включает большой объем экологических знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения разных биогеоценозов. Улучшение процесса обучения возможно через интеграцию знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Повышение качества знаний и обоснование роли экскурсии, как одной из главных форм обучения в условиях комплексного подхода к изучению природных объектов не может вызывать сомнений. Вместе с этим наблюдается недостаточная
освещенность данной проблемы, о чем говорит не высокий уровень знаний учеников.
Отсутствие научно-обоснованных методических
исследований по организации и проведению экологических экскурсий при изучении биологии вызывает у учителей затруднения в реализации современных требований к организации образовательного процесса.
При анализе педагогической и методологической литературы было выявлено, что вопросу применения комплексного подхода уделяется много внимания. Вопросам интеграции содержания школьного образования в исследованиях психолого-педагогического и методического характера как ранее, так и в настоящее время уделяется значительное внимание. Как отмечали и отмечают многие ученые-методисты (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и другие), интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результа. Опираясь на методологию и теорию комплексного подхода (Ю.К. Бабанский, B.C. Преображенский, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, В.П. Голов, Г.И. Щукина, О.И. Иванов, Б.М. Кедров, А.И. Кузнецов, Е.В. Семенов, М.П. Шубина,Н.П. Депенчук и другие) и учитывая сложные процессы, происходящие во взаимоотношении человека с природой, было определено направление исследования - реализация комплексного подхода в процессе проведения экскурсий, практических и исследовательских работ.
Тем не менее, в большей степени работы посвящены проведению внешкольных комплексных исследований в летних лагерях, при создании экологических экскурсий . Проведение комплексных мероприятий на уроке и вне урочное время пока остается проблемой, следовательно, есть необходимсть рассмотреть методику проведения экологических экскурсий для комплексного изучения природных объектов.
Объектом исследования стал процесс комплексного изучения природных объектов на экологических экскурсиях при изучении биологии.
Предметом исследования - методика обучения биологии с использованием объектов окружающей природы.
Цель исследования состояла в разработке комплексных экскурсий с экологической направленностью для повышения предметных знаний обучающихся по биологии.
Задачи:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической, методической и биологической литературе.
2. Определить методические требования к отбору содержания для проведения комплексных экологических экскурсий.
3. Разработать организацию и проведение комплексной экскурсии по изучению природных объектов в парке флоры и фауны Роев Ручей.
Методы: изучение и анализ литературы по вопросам школы, педагогики и психологии, методической и специальной литературы по теме исследования; анализ программ по биологии; анализ школьной документации, наблюдения; анализ результатов педагогического эксперимента.
ВКР включает в себя 2 главы и 5 параграфов, содержит 33 литературных источника.
Современная динамика развития школьного биологического образования требует от школы и учителей высокого уровня эффективности образовательного и воспитательного процесса. Одним из перспективных направлений нынешней системы образования является организация комплексного подхода. В его основе лежит комплексное рассмотрение содержания, форм и методов обучения.
1. Анализ психолого-педагогических и методических исследований по изучению комплексного подхода к изучению природных объектов показал, что в различные периоды развития общеобразовательных школ уделялось большое внимание целостности природы и взаимосвязи ее отдельных компонентов (Верзилин Н.М., Марина А.В., Пономарева И.Н. и др.) Это позволило обносновать систему комплексного изучения природы, включающего в себя экскурсии, практические работы и внеурочные наблюдения за природными объектами.
2. Анализ методической литературы показал, что комплексные экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы, их взаимосвязь, в результате чего у обучающихся формируется целостное представление о природных объектах. При отборе мы исходили из следующих общих положений: используемый материал должен быть доступен для понимания и самостоятельного усвоения; иметь познавательную и практическую ценность; ставить обучающихся перед необходимостью максимального использования имеющихся у них знаний и приобретения дополнительной информации при их недостатке.
3. Экспериментальная методика включала следующие организационно - педагогические условия: постепенное нарастание сложности учебного материала, который должен быть адекватен возможностям каждого ученика; объем изучаемого материма должен быть оптимален с точки зрения усвоения его в отведенное для этого время; все ведущие идеи и понятия должны быть доведены до степени обобщения на теоретическом уровне.
Разработанные экскурсии по изучению разнообразия и особенностей природных объектов позволяют обучающимся расширить свои знания и сформировать целостное представление о природе.
1. Алиева Л.В., Бедерханова В.П, Борытко Н.М., Григорьева А.И., Карпушин Н.Я., Колесникова И.А., Круглов Ю.Г, Куприянов Б.В., Кушнир А.М., Леванова Е.А., Остапенко А.А., Паладьев С.Л., Фришман И.И. Воспитательная работа в школе: Деловой журнал специалиста по воспитанию — М.: Народное образование, 2016. 81с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов - С.Пб.: Питер, 2001. 304 с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е.-М.:Просвещение, 1976.- 384 с.
5. Гожко А. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Методические рекомендации по организации и проведению сезонных экскурсии в природу : учеб.-метод. пособие для студентов 3-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - Начальное образование, Дошкольное образование), 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки - Начальное образование) очной и заочной форм обучения / авт.- сост.: А. А. Гожко, Л. П. Есипенко, Ю. Ю. Гавриленко, А. А. Скрыль. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на- Кубани, 2018. - 87 с.
6. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей - Минск: ООО «Сэр-Вит», 2004. 288 с
7. Заровный Г.М. Как повысить эффективность экскурсий // Биология в школе - 1991 - № 5 - с. 37-38.
8. Зверев И.Д., А.Н. Мягкова Общая методика преподавания биологии - М.: Просвещение, 1985.-191с.
9. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 1999. 216 с.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта - М.: Знание, 1989. 80 с.
11. Красноярский парк флоры и фауны “Роев ручей”. Режим доступа: ййрз://гоеу.ги/.
12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. Пособие - М.: Пед. общество России, 2001. 224 с.
13. Кулев А.В. Как правильно организовать наблюдения за животными // Биология в школе - 1988 - №6 - с. 61 - 64.
14. Кульневич С.В. Современный урок - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. 288 с.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт,
1999. - 523 с....33