Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа по развитию понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Работа №16880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понимание речи как психолого-педагогический феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с ОНР 15
1.3. Особенности нарушений в понимания речи у детей 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 26
2.1. Организация исследования развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР 26
2.2. Описание психодиагностических методик исследования понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР 30
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по изучению особенностей понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 43
3.1. Разработка методических рекомендаций и проведение формирующего эксперимента по развитию понимания речи у детей с ОНР третьего уровня 43
3.2. Контрольный эксперимент 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитие речи (ОНР) относится развитие ее понимания.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, и служит показателем его общего развития. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. понимание речи в норме, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированноепонимание речи.Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, однако, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).
Общее недоразвитие речи - дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы - фонетика, лексика, грамматика.
Нарушения в понимании речи у детей с ОНР это в основном системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не всегда понимает обращенную речь.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия, с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования).
На важность и необходимость своевременного формирования понимания речи у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Н.И. Жинкин, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева,В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, М.Я. Микулинская, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Объект исследования - понимание речиу детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования - процесс формирования работы по развитию понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Всё вышеперечисленное определяет актуальностьдипломной работы и определяет еецель:выявить особенности понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :
- анализ научной психолого-педагогической литературы для определения понятийпонимание речи, общего недоразвития речи, уровней и причин
ОНР;
- предоставить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР третьего уровня, а также их особенностинарушений в понимании речи;
- описать организацию исследования и отобрать диагностический инструментарий для проведения исследованияпонимания речи у дошкольников с ОНР третьего уровня;
- провести педагогический эксперимент по исследованию понимания речи;
- разработать методические рекомендации и проведение формирующего эксперимента по развитию понимания речи у детей с ОНР третьего уровня.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня испытывают значительные трудности в подборе и правильном употреблении слов из-за неверного или недостаточного понимания речи, своевременная ее диагностика и логопедическая коррекция может привести к устранению собственно речевых недостатков.
Решение вышеперечисленных задач потребовало применения различных методов исследования:
- Теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической и методической литературы по теме исследования, контент-анализ научной и периодической литературы,обобщение.
- Эмпирические методы: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Работа включает в себя три главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей фонематического восприятия у детей с ОНР третьего уровня. Первая глава представляет теоретико-методологические основы особенностей фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вторая глава раскрывает экспериментальное изучение уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Третья глава описывает разработанные рекомендации и проведенное коррекционное воздействие по развитию понимания речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа по развитиюпонимания речи является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня. Нормальное понимания речи имеет большое значение для процесса становления и развития речи в целом: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Нарушения в понимании речи не означает умственную несостоятельность ребёнка. Это одно из сложных нарушений развития, имеющее ряд схожих симптомов с расстройствами аутистического спектра, и о котором многие специалисты, работающие с детьми, к сожалению, знают очень мало.
Ребёнок с такими проблемами нуждается не только в помощи специалистов. Необходимо, чтобы вся жизнь ребёнка и поведение окружающих взрослых строились с учётом проблемы. Это значит, что добиться улучшения понимания речи можно только при условии «подстройки» под ребёнка его окружения (включая всех членов семьи, родственников, воспитателей в детском саду).
Нарушение понимания речи в привычных для ребёнка условиях семьи бывает довольно сложно распознать. Если ребёнок употребляет слова и отвечает на простые вопросы - это не всегда означает, что он понимает значение этих слов. Кроме того, ребёнок с проблемами понимания речи часто не лишён способности повторять речь окружающих людей, легко запоминает стихи, бытовые высказывания родителей, может быть многоречивым, что нередко создаёт иллюзию правильного речевого развития.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушения в понимании речи и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Ограниченность сроков пребывания в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с общим недоразвитием речи к обучению (вследствие особенностей развития дети недостаточно осознают свои речевые ошибки и необходимость их преодоления) отрицательно влияют на результаты процесса обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы.
В настоящее время нам представляется особенно важным создание системы игровых приемов работы по развитию понимания речи у детей с ОНР 3 уровня, учитывающую возрастное развитие детей и отвечающую особенностям развития речи у них. А также определение возможных путей использования игровых приёмов работы по развитию понимания речи на всех этапах всех видов логопедических занятий, в том числе и тех, которые обычно не используются для развития понимания речи (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).
При построении методики исследования особенностей понимания речи у детей 5-6 лет использовали методики, созданные Г.В. Чиркиной, А.Р. Лурия, Г.А. Жаренковой.
Описанные нами приемы направлены на выявление особенностей понимания речи в процессе ее формирования от уровня восприятия словоформ до раскрытия смысловых связей речевого сообщения.
При установлении диагноза расстройства рецептивной речи в раннем возрасте и адекватном коррекционном сопровождении в большинстве случаев проблему удаётся компенсировать вплоть до полного выздоровления.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема развития понимания речи успешно решается при условии совместной реализации коррекционных и общевоспитательных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей. Внимание логопедадолжно быть направлено на преодолении нарушений в понимании устной речи, что обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждение возникновения нарушений письменной речи.
Проведенное эмпирическое исследование доказывает выдвинутую нами гипотезу.
Представленная система игровых заданий и разработанные методические рекомендации по развитию понимания речи у детей с ОНР 3 уровня может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.


1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В.П. Балобанова и др. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 79 с.
3. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. - М.: Гриф МО РФ,
2009. - 703 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. — М.: Владос, 2009. - 703 с.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1961. - 769 с.
7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов //Дефектология -1994. - №2, №4. - С.45-52.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: Арктис, 2002. - 144 с.
9. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция понимания речи у дошкольников / Н.И. Дьякова - М.: Сфера, 2010 - 57 с.
10. Жаренкова, Г.И.Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи/ Г.И. Жаренкова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961. - 218 с.
11. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. — М., 1998. - 430 с.
12. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1971. - 67 с.
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
14. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. КОВАЛЕВ. — М.: Медицина, 1979. - 608 с.
15. Ковригина, Л.В. Логопедия - понимание речи детьми с развичными патологиями речи: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 177 с.
16. Коноваленко, В.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко -М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2003 - 42 с.
17. Лагутина, А.В. Проблема раннего обучения чтению дошкольников с нарушениями речи / А.В. Лагутина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально¬гуманитарного института, 2004. - С. 140-145.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Детмир, 2003. - 386 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев - М.: Красанд, 2010.- 216 с.
20. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. — М., 1975. - 462 с.
21. Лубовский, В.И.Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. - 366 с.
22. Лукина, Н.А. Логопедия, упражнения для развития речи: пособие для логопедов и родителей / Н.А. Лукина - СПб.: Дельта, 1997. - 336 с.
23. Лукина, Н.А. Научи меня слышать / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен.- СПб.: "Паритет", 2003. - 204 с.
24. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С.С. Ляпидевского - М.: Просвещение, 1969. - 326 с.
25. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина - М.: Владос, 2004. - 408 с.
26. Миронов, С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / под ред. С.А. Миронова - М.: Просвещение, 1987. - 108 с.
27. Митрофанов, К.Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я. Митрофанов, С.В. Чебарыкова, А.А. Будницкий, Е.А. Левкова // Сборник научных трудов Sworld. - 2014.
- Т. 14, № 3. - С. 94-97.
28.Осипова, Т.А. Конспекты, программы и планирование коррекционно-логопедических занятий в ДОУ с детьми с ОНР: метод.пособие / Т.А. Осипова, И.А. Ларионова. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 135 с.
29. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т.т. Т.1 / Л.С. Рубинштейн - 542 с.
30. Селиверстов, В.И. Понятийно - терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова - М.: ВЛАДОС, 1997. - 46 с.
31 . Сингаевская О.В. Развитие понимания речи дошкольников /
О.ВСингаевская, А.В. Соболева //Логопедия сегодня - 2011г. - №2. - С.26-30.
32. Смирнова Л.А. Полный справочник логопеда / авт.-сост. Л.А. Смирнова.
- Минск: Харвест, 2011. - 384 с.
33. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и
Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: метод. пособие / Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 64 с.
34. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова — М.:Академия, 2000. - 164 с.
35. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы / Т.А. Ткаченко - М.: ГНОМ, 2004. - 56 с.
36. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2013. - 32 с.
37. Уварова, Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР: из опыта работы учителя-логопеда дет.сада N 43 г. Апрелевки Моск. обл. / Т.Б. Уварова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2010. - № 1. - C. 29-34.
38. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
39 . Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ВЛАДОС, 1993. - 86 с.
40. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
41. Цвелева, И.И. Наглядные средства при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи / И.И. Цвелева // Дефектология. - 1987. - № 3. - С.16-19.
42.Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.68-76
43.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. 4-е изд., доп/ Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
44. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем
возрасте / Н.Х Швачкин // Известия АНН РСФСР, вып.13. - 1948. - С.101¬133.
45.Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д.Б.Эльконин // Доклады АНН РСФСР. Вып. 1. 1957. С.107-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ