Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 12
1.1 Логическое мышление и его значение в обучении школьников 12
1.2. Возможности развития логического мышления школьников 19
1.3. Возможности дисциплины «Математика» в развитии логического
мышления 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВА «ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ» КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 31
2.1 Диагностика уровня сформированности логического мышления у участников исследуемой группы обучающихся 9 класса 31
2.2. Разработка факультатива «Решение задач с параметром» для
обучающихся 9 класса 41
2.2.1. Занятие 1 «Решение квадратных уравнений с параметром» 45
2.3.2. Занятие 2 «Задачи с параметром. Квадратичная функция» 53
2.3.3. Занятие 3 «Квадратные неравенства. Задачи с параметром» 60
2.3. Описание экспериментальной работы по внедрению разработанного
факультатива 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Одним из важнейших показателей эффективности обучения является то, как обеспечивается развитие личности ребенка в процессе обучения. Что касается математики, то можно сказать, что сам процесс ее изучения должен привести к умению мыслить логически, мыслить доказательно, к умению творчески, а не стереотипно подходить к решению любой задачи.
Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет требования к результатам обучения. Особую роль в решении задачи достижения этих результатов могут сыграть факультативные курсы, ставшие уже традиционными вспомогательными формами обучения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для современной школы обучение в ней должно быть ориентировано на следующие позиции
- формирование готовности у обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды для развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В школе очень важно научить детей адекватно определять собственную самооценку, а также развивать самостоятельность в принятии решения поставленной задачи. Но все это возможно, если у детей активно развито логическое мышление. А так как наша жизнь стремительно развивается в различных направлениях, то необходимо уделить много времени развитию логического мышления у детей на уроках «математики». Также на уроках «математики», чтобы построить модель, нужно логически планировать каждый свой шаг.
Важность развития логического мышления у детей еще более усиливается тем, что учебная программа ориентирована на различные математические операции, и в то же время она полностью оснащена компьютерными программами. Вследствие этого ученик получает готовый ответ одним нажатием кнопки, не прикладывая никаких усилий и не усваивая реальных знаний.
Представленная современная психолого-философская и педагогическая литература содержит огромное количество материалов, направленных на развитие логического мышления у детей в школе.
Научная группа во главе с Н.П. Чабиевым первой попыталась объединить все философские материалы, направленные на логическое развитие обучающихся. Группа опиралась на историю и этапы развития метода работы в этом направлении.
Использование логического мышления описано в работах М.Д Бадиева. и М.П. Чабиева. Их практика показала и доказала, что на этапах развития человеческого общества, особенно это можно наблюдать в техническом направлении, логическое мышление взаимосвязано с деятельностью человека в практическом плане...
Логическое мышление - это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями. Это отражение общих связей и отношений, существующих между предметами и явлениями в окружающем мире. В качестве форм абстрактно-логического мышления выступают: понятие, суждение, умозаключение.
Систематическое и непрерывное развитие логического мышления должно быть неотъемлемой частью урока, в котором каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных задач, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).
Очень важно, чтобы учитель математики и школьный учебник демонстрировали неподдельные образцы логического мышления. Ведь обучающиеся в своей умственной деятельности, естественно и активно, подражают учителю и учебнику. И если учитель позволяет себе ошибаться в логике изложения своих мыслей, в обосновании поставленных перед обучающимися задач, то конечно, трудно ожидать от них высокой культуры мышления и интеллектуального развития.
Рассмотрение теоретических основ развития логического мышления школьников в процессе учебной деятельности по математике позволило нам сделать следующие выводы. Школьные годы являются чувствительным этапом для формирования познавательно-логического отношения к жизни, а также формирования навыков учебной деятельности, организации в повседневном жизненном цикле и развития логического мышления. Логическое мышление является центром развития в школьном возрасте.
Основная задача образовательных стандартов третьего поколения- конкретизировать требования к обучающимся. Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Предмет Математика - один из основных предметов в школе. Логическое мышление - это основной процесс, который является результатом скрупулезного анализа и тщательной рефлексии.
Были выделены следующие компоненты логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение.
В качестве основных методов развития логического мышления в школе обучающихся 9-х классов на уроках математики были выделены: логические игры, логические задания, творческие задания.
В ходе эксперимента по определению текущего уровня была подтверждена гипотеза о том, что развитие логического мышления обучающихся 9-х классов зависит от вышеописанных умений и находится на среднем уровне развития.
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы был разработан Факультативный курс «Задачи с параметром» - программа учебной деятельности школьников, целью которой было развитие логического мышления школьников.
Разработанный факультативный курс «Задачи с параметром» значительно повысил уровень логического мышления школьников на уроках математики старших школьников экспериментального класса.
В результате можно сделать вывод, что предложенная гипотеза подтвердилась. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось завершить все занятия разработанного факультативного курса полностью. Но, как показали результаты курса, этот курс будет способствовать развитию логического мышления, повышению качества математической подготовки обучающихся. Поэтому данный курс является полным и эффективным для его реализации в 9-х классах образовательных учреждений. Таким образом, все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
1. Амелькин В.В. Задачник с параметрами [Текст] / В.В. Амелькин, В.А. Рябцевич.- Минск.: Асар, 2002.
2. Байбородова Л.В. Педагогическое сопровождение учебной деятельности / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 36 - 42.
3. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций [Текст] / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.: .
5. Беседы с учителем. Методика обучения в школе./ Под ред. Л.Е. Журовой. - 2-е изд., перераб, и доп.- М. Вентана - Графф, 2002.
6. Болотова А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и учебной деятельности [Текст] / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. - Вологда: ВПК, 2011. - С. 99 - 101.
7. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мыщления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10 - с.10-16.
8. Вечтомов Е.М. Решение логических задач как основа развития мышления [Текст] / Е.М. Вечтомов, Я.В. Петухова // Концепт. - №8. - С. 11 - 25.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Союз», 1997. - 224 с.
10. Гамезо М.В. Атлас по психологии [Текст]: Информационно - методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
12. Гончарова О. С. Развитие логического мышления на уроках
математики в старших классах // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 329-331. — Электронный ресурс. URL
https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 24.05.2020)
13. Дерябина Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 с.
14. Дик Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.
15. Доленко И.А. Логическое мышление [Электронный ресурс] / И.А.
Доленко. — Электрон. текстовые дан. — URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2016/05/30/logicheskoe-myshlenie (дата обращения:
30.05.2020)...64