Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа развития эмпатии работников культуры для осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде

Работа №168756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... 12
1.1. Проблема изучения эмпатии в психологии и педагогике 12
1.2. Особенности формирования эмпатии у работников культуры 18
1.3. Понятие инклюзивная среда в современной психолого-педагогической
литературе 28
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ 55
3.1. Содержание программы развития эмпатии работников культуры для
осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде 55
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Глобальные процессы, разворачивающиеся на социально-экономическом, информационном, духовном уровнях, обостряют проблему, связанную с выстраиванием между людьми взаимодействия на основе принятия, поддержки и сочувствия. Лавинообразный поток информации, часто с негативным контекстом, формирует у населения тревогу и страхи за свое будущее, тем самым отрывая от настоящего. Люди, работающие в системе «субъект-субъектных», несут дополнительную нагрузку, так как их страхи сталкиваются со страхами людей, с которыми они взаимодействуют, тем самым усугубляя собственное состояние. В условиях быстроменяющегося мира возрастает научно-практическая необходимость поиска эффективных способов, обеспечивающих благоприятные условия для личностного и профессионального развития человека, так как это, в свою очередь, способствует эффективному взаимодействию всех членов общества.
Успешность реализации этого во многом зависит от качества профессиональной подготовки тех людей, которые работают в системе субъект-субъектных отношений. К этой категории можно отнести работников культуры, в частности - библиотекарей детских городских библиотек, которые, по роду своей деятельности, каждый день взаимодействуют с большим количеством детей как разного возраста и разного социального положения, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые, про этих детей заговорили в системе образования, так как назрела необходимость включать детей с особенностями в общеобразовательные школы, чтобы не нарушались их права, быстрее и естественней проходила социализация.
В связи с этим, появилось новое для нашей реалии понятие «инклюзия» и вытекающее из него «инклюзивное образование».
Постепенно, понятие «инклюзия» стало распространяться и выходить за рамки системы образования, так как невозможно создать условия для инклюзии изолированно в отдельном классе или школе. Все чаще, стали говорить о необходимость формирования инклюзивной среды во всех сферах общественной жизни. Причем, последнее время на понятие «инклюзивная среда» стали смотреть шире, подразумевая не только, материально-техническое оснащение, но и учитывая психологическую составляющую - готовность людей принимать и взаимодействовать с детьми, имеющими различные особенности здоровья. Конечно, это невозможно делать сразу и везде, но первые шаги необходимо делать прямо сейчас. Инклюзия стала приходить в те сферы профессиональной деятельности, которые напрямую связаны с системой субъект-субъектных отношений и работники культуры, в частности, сотрудники детских библиотек, имеют к этому самое прямое отношение.
Для того, чтобы это взаимодействие было эффективным и полезным, сотрудникам, необходимо быть чуткими и внимательными к собственным эмоциональным состояниями к эмоциональному состоянию ребенка. Все это укладывается в широкое понятие - эмоциональный интеллект, который, в последнее время приобрел особую значимость, так как в современных условиях именно его наличие, определяет способность человека выстраивать отношения для эффективной работы и жизни.
В своей диссертации Т.И. Солодкова сообщает результаты исследований некоторых зарубежных и отечественных авторов: Р.К. Купером, А. Савафом, Д. Гоулманом, X. Вейзингером и др., в которых эмоциональный интеллект рассматривается как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности человека, в работах Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дина и С. Андерсона и др. - как предпосылка психического и физического здоровья. В целом исследователи единодушно признали тот факт, что высокий уровень эмоционального интеллекта является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, а низкий уровень его развития связан с различными формами социальной дезадаптации (Т.И. Солодкова, 2011).
В 1995 году, Даниэл Гоулман, в своей книге «Эмоциональный интеллект» выделил пять основных составляющих эмоционального интеллекта: самоосознание (самопознание), саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Самоосознание рассматривалось как умение оценивать свои эмоции и способности, узнавать свои слабые и сильные стороны, формулировать жизненные ценности, определять цели. Саморегуляция как способность контролировать свои эмоции и управлять ими, сдерживать мешающие текущей работе импульсы, восстанавливаться после стрессовой ситуации. Мотивация как способность находить стимулы для продвижения к цели, не отступать и не отчаиваться из-за временных сложностей и неудач. Эмпатия как способность осознавать то, что чувствуют другие люди, сопереживать им, ставить себя на их место. Социальные навыки как умение выстраивать отношения с людьми, направлять отношения в нужное русло, способность манипулировать людьми, убеждать их и подталкивать в желаемом направлении.
Для своей работы мы выбрали, эмпатию, которая трактуется Д. Гоулманом как способность осознавать то, что чувствуют другие люди, сопереживать им, ставить себя на их место. Он так же отметил, что «неспособность отмечать чувства другого человека и составляет главный дефицит эмоционального интеллекта и прискорбный недостаток с точки зрения того, что означает быть человеком. Как бы там ни было, взаимопонимание, основа заботы, возникает в результате эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии. Эта способность - умение распознать, что чувствует другой человек, проявляется в великом множестве сфер жизни...» (Гоулман Д., 2009).
В психологическом словаре эмпатия - (от греч. Empatheia - сопереживание) это внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций (С.Ю. Головин, 1998).
Эмпатия - рассматривается как элемент целостной структуры личности и является центральным образованием, в котором представлены все установки и мотивы, выражающие отношение к людям.
Все вышеописанное имеет прямое отношение к профессиональной деятельности работников библиотек, учитывая их специфику работы и те изменения в обществе, которые происходят в современном обществе.
Проблема нашего исследования заключается в изучении особенностей развития эмпатии как профессионально значимого качества работников культуры, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику профессиональной деятельности библиотекарей, программы развития эмпатии работников культуры, осуществляющих свою профессиональную деятельность в детских городских библиотеках и работающих в системе «субъект-субъектных» отношений. Изначально нами была разработана и реализована программа для работников образования (учителей), осуществляющих взаимодействие со школьниками, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, в системе инклюзивного образования и она показала свою эффективность. Но, со временем, стало понятно, что инклюзия - это процесс, который не может оставаться только в системе образования, он должен распространяться на все сферы нашей жизнедеятельности и это процесс, который уже не остановить. В этот момент и в сфере культуры, в частности в детских городских библиотеках назрел вопрос подготовки сотрудников библиотеки для работы в новых условиях инклюзивной среды. В связи с этим, было принято решение и разработана программа для проведения специальных занятий для сотрудников библиотек, которая включила в себя как теоретический, так и практический материал.
Цель работы: изучить особенности развития эмпатии у работников культуры, разработать и апробировать образовательную программу, способствующую развитию эмпатии у сотрудников детских городских библиотек.
Объект исследования: особенности эмпатии работников культуры.
Предмет исследования: программа развития эмпатии работников культуры для осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработанная программа способна выступить средством развития эмпатии у работников культуры (библиотекарей) для эффективного осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде. Так как в основу программы положены действия, направленные на развитие способности работников культуры соприкоснуться с «внутренним миром» (своим и другого) с одной стороны, и на развитие способности принять эту «картину мира», даже, если она будет отличаться от собственной, с другой. Принятие иного «другого», освобождает человека от лишней тревожности и обеспечивает доступ к внутренним ресурсам, для эффективного профессионального взаимодействия. Дополнительным, необходимым условием для реализации программы, является возможность создания условий в учреждении (библиотеке) для проведения серии занятий, обеспечивающих взаимосвязь между теоретической и непосредственно практической деятельностью работников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы изучить современное состояние разработанности проблемы исследования.
2. Исследовать особенности развития эмпатии у работников культуры (библиотекарей) для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития эмпатии у работников культуры (работников детских городских библиотек), осуществляющих свою профессиональную деятельность в современных условиях инклюзивной среды.
4. Совместно с Красноярской Библиотечной ассоциацией, Муниципальным бюджетным учреждением культуры Централизованной библиотечной системой для детей им. Н. Островского составить, напечатать и распространить по детским городским библиотекам информационно-методический сборник «Эмпатия как базовая составляющая формирования инклюзивной культуры в обществе».
Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические - анкетирование, тестирование.
3. Методы качественной и количественной обработки данных и интерпретация результатов исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили: для понимания особенностей и необходимости развития эмпатии, как ведущей социальной эмоции необходимо ознакомиться с историей ее исследования в трудах отечественных и зарубежных психологов таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут, В.С. Мухина, Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б. Орлов, И.М. Юсупов Л.И. Божович; для определения и наполнения содержанием понятия «инклюзивная среда» рассмотреть работы Самсоновой Е.В., Симаевой И. Н., Хитрюк В. В., Козыревой О. А., Малофеева Н. Н., Гончаровой Е. Л., Никольской О. С., Кукушкиной О. И. и др.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Групповое анкетирование.
2. Методика диагностики реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
3. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Организация исследования. Исследование и реализация программы проводились на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованной библиотечной системой для детей им. Н. Островского. В эксперименте участвовало 100 сотрудников из детских библиотек г. Красноярска. Возраст участников 25-55 лет. Стаж работы от 3 до 30 лет.
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2018) включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования.
Второй этап (ноябрь - декабрь 2018) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач, уточнение объекта и предмета исследования.
Третий этап (январь 2019 - июнь 2019) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения и выявления особенностей развития эмпатии у работников культуры на основе подобранных диагностических методов. Анализ результатов исследования.
Четвёртый этап (июль 2019 - февраль 2020) - разработка и реализация программы развития эмпатии для работников культуры (библиотекарей).
Пятый этап (март 2020 - сентябрь 2020) - обработка результатов формирующего эксперимента, обобщение теоретических положений, экспериментальных выводов и заключения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что было расширено представление о необходимости развития эмпатии как социально¬значимого качества не только для системы образования, но и для сотрудников, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в ходе экспериментального исследования и их качественная интерпретация, позволяют использовать данную программу в любой сфере профессионального взаимодействия, сотрудников, работающих в системе «субъект-субъектных» отношений. Программа может быть адаптирована и использована для работы с различным контингентом участников взаимодействия. Учитывая реалии времени, программа трансформируется под разные целевые аудитории и может использоваться как целиком, так и отдельными блоками, в разные временные промежутки.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством написания и публикации научных статей и выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня. По теме исследования опубликованы статьи:
1. Формирование инклюзивной культуры как необходимая составляющая подготовки учителя в современной образовательной реальности / Л.С. Максимова, Е.И. Родоманская // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Системно-деятельностный подход в педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы развития. - Белгород: Тип. «Принт-Мастер», 2018. - Часть 2. - С. 185 - 187.
2. Профессиональная подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования / Л.С. Максимова, Е.И. Родоманская // Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов», 2018. С. 37 - 41.
3. Практика формирования педагогической эмпатии как базовой составляющей инклюзивной культуры / Л.С. Максимова, Е.И. Родоманская // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Кобрина. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. - С. 161 - 166.
4. Максимова Л.С. Развитие эмпатии как базовой составляющей профилактики психологического стресса во всех сферах жизнедеятельности // Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 15 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С. 51-52.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа изложена на 104 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 116 источников, включает 6 рисунков и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные условия стремительно меняющейся жизни создают предпосылки для изменения каждого из нас. Социальная ситуация постепенно разворачивается в сторону человека, все больше социальных институтов провозглашают гуманистическую концепцию ведущей для будущего человечества. В современном информационном обществе главным достоянием становится человек во всем многообразии его индивидуальных особенностей. Но принимая эти индивидуальные особенности, необходимо научиться взаимодействовать с ними, поскольку через это взаимодействие у нас появляется шанс для собственного развития, а это - бесконечный процесс.
Несомненно, что в век тотальной цифровизации профессиональные качества имеют важное значение. Но необходимо помнить, что весь технический прогресс создается человеком, ради человека, что качество нашего взаимодействия создает условия для развития личностных качеств, партнера по взаимодействию, а это дает нам возможность тоже личностно расти. В природе человека заложен целый спектр эмпатических способностей, человек вообще очень способный от рождения, но разовьются эти способности или нет, зависит от многих обстоятельств.
Пока ребенок маленький он не может ничего с этими обстоятельствами сделать, особенно если этот ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И тогда на помощь ему приходят взрослые и это не только родители. Важно, чтобы люди, профессиональная сфера которых лежит в «субъект-субъектных» отношениях, были достаточно осознанны, чтобы понимать собственные дефициты и находить способы устранять их. Библиотекари — это как раз те взрослые, которые могут оказать влияние на развитие ребенка, на расширение его возможностей. Инклюзивной среда - это та территория, в которой есть условия, благодаря которым, развитие сможет произойти, и она раздвигает свои границы. Важно, чтобы эта территория не оставалась замкнутым пространством, за которым инклюзия заканчивается, а, следовательно, заканчивается возможность развиваться.
Отношение к ребенку в библиотеке отличается от отношения в школе тем, что от ребенка не требуют результата, ему не ставят оценки, не сравнивают с другими. В библиотеке все ориентировано на познание мира, на знакомство с тем, что еще находится в сфере непознанного и от этого становится захватывающим и интересным. И, чтобы этот интерес не пропал, рядом должен быть увлеченный, неравнодушный взрослый, который отправится вместе с ребенком в это увлекательное путешествие. «Неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъектной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии» - это цитата из статьи В.В. Бойко «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» [15].
Так просто, всего лишь искренний интерес. Но почему же так сложно этому интересу проявиться? И у нас есть ответ на этот вопрос, и есть инструмент для его решения. Но, чтобы этот инструмент сработал, необходима самая малость, чтобы у каждого из нас появился интерес к себе самому, к тем чувствам, которые мы часто закрываем не только от других, но и от самого себя. Способность к эмпатии - врожденная и наша ответственность перед детьми в том, чтобы не утратить ее с годами и помочь им ее развить.
Наша программа была разработана с опорой на теоретические знания в области психологии и педагогики, на те научно-исследовательские работы эмпатии, которые многократно увеличились за последние десять лет и это говорит в пользу актуальности нашей работы.
Программа, в рамках нашей магистерской диссертации, была проведена в четырех группах, по 25 человек в каждой. Для подтверждения эффективности это было важно, так как программа «обкатывалась» четыре раза, с разным набором участников и по факту имела похожие результаты, которые в обобщенном виде отражены в соответствующих главах. По окончанию программы мы наблюдали явное улучшение эмоционального состояния участников, что также было подтверждено диагностиками. Однако, мы задумались над тем, как можно было бы организовать такой формат сопровождения участников программы, чтобы поддерживать их в дальнейшем. Нам не известно насколько долго может сохраняться результат, полученный после прохождения программы, будет ли он устойчив, когда участники вернуться к своим привычным делам и заботам.
Но на момент окончания программы обратная связь, полученная от участников, показывает, что они иначе стали относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, которые изначально вызывали у них тревогу. Таким образом, первый шаг к развитию эмпатии случился, значит, инклюзивная среда, пусть немного, но расширилась и расширилась инклюзивная культура, которая стала выходить за порог школы, с нашей помощью.
Уже после реализации нашей программы, в проекте «Мир без барьеров», мы были приглашены администрацией детской библиотеки им. С. Михалкова, победителя конкурса «Создание центра культурных коммуникаций на базе детской библиотеки». По запросу директора библиотеки, мы приняли участие в организации коммуникационной площадки для мигрантов (детей и родителей), проживающих в Кировском районе г. Красноярска, проведя с сотрудниками библиотеки коммуникативный тренинг на основе нашей программы и оказалось, что эмпатия - это универсальное качество человека, которое преодолевает все барьеры.
Фрагменты этой же программы легли в основу мастер-классов, которые были представлены нами на Международных фестивалях инклюзивных практик в 2019 году в Грузии и Армении. Мастер-классы были ориентированы на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с целью показать им как важно их эмпатическое участие в развитии собственного ребенка и как хрупок наш внутренний мир, в котором не должно быть места страха, потому что он съедает все наши ресурсы. Положительные отзывы родителей были услышаны организаторами фестивалей, и к нам поступил запрос на организацию серии дистанционных просветительских встреч для родителей, которые мы планируем осуществить в ближайшем будущем.
Как видно из вышесказанного, наша программа достаточно эффективна, вариативна и простроена таким образом, что может быть реализована под разные целевые аудитории, в разных форматах и в различных временных режимах. Инклюзивная среда - это общество, в котором каждому есть место, где тебя понимают, сочувствуют и поддерживают. Где понятие «инклюзивная культура» - не просто слова, а жизненная позиция. Это образ мыслей, чувств и действий не про «мы» и «они», а про нас всех вместе.



1. Алаева, М.В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 102-105.
2. Алехина, С.В. Интервью [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://yandex.ru/video/search?filmId=7657695991730041355&text
3. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии[Текст] : монография / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. - Олма Медиа Групп, 2007.
4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
5. Андреева, Г.М. Эмоциональные компоненты социального
познания / Г.М. Андреева // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 11- 21.
6. Астафурова Н.Г. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у лиц с высоким творческим потенциалом Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2(84) - 2012.
7. Ахмедзянова, А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля) //диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казан. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2011.
8. Ахрямкина, Т. А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: Диссертация канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Т. А. Ахрямкина. - Самара, 2003.
9. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии//Молодой ученый. 2012. № 8. С. 254-256.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 211 с.
11. Битянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 576 с.
12. Богдан, Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
13. Бодалев, А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды / А.А. Бодалев. - М. - Воронеж, 1996. - 255 с.
14. Бодалев, А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения [Текст] /А. А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 74-80.
15. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М: Информационно-изд. дом "Филинъ", 1996. - 472 с.
16. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rus-big-psyho.slovaronline.com/
17. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://psychological.slovaronline.com/2081-EMPATIYA
18. Бомбицкий, Ю. Г. Изучение эмпатии в психолого-педагогических экспериментальных исследованиях [Текст] // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. 2006, вып. 1.
19. Бондаренко А. Г. Социологическое исследование: методика опроса / А.Г. Бондаренко // Учеб. пособие ВолгГТУ, - Волгоград, 2006 - 64 с.
20. Василькова, А. П. Эмпатия как один из специфических
критериев профессиональной пригодности будущих специалистов- медиков: диссертация канд. психол. наук [Электронный ресурс
Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / А. П. Василькова. - СПб., 1998.
21. Вартанян В.М. Эмпатия как ключевой фактор успешной профессиональной деятельности психолога / В.М. Вартанян // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - С. 67-73.
22. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: диссертация канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 172 с.
23. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3-14.
24. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: диссертация докт. психол. наук. - М., 2007. - 407 с.
25. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17-19.
26. Головина, А.А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: диссертация канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - 202 с.
27. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 62-67.
28. Горбатова, Е.А. Исследования в области практической психологии сборник [Текст] // Ученые записки СПб ГИПСР Выпуск 1. Том 21. - 2014. - С. 23-29.
29. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
30. Даудова, Д.М. Эмпатия как механизм профессионального
саморазвития будущих педагогов: диссертация канд. психол. наук
[Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Д. М. Даудова. - Махачкала, 2005. - 155 с.
31. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в
психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 86-90. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95524.htm
32. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
33. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в
психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 86-90. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95524.htm
34. Елеференко, И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 12 - С. 11-19.
35. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
36. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - Самара: СамГПУ, 2000. - 188 с.
37. Исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмпатии педагога // Т.И. Александрова, Е.М. Суслов // Сборник научных трудов: «Мотивация и рефлексия личности: теория и практика» - 2018. С. 41¬44.
38. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя [Текст] / А.А. Калюжный. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
39. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. ...канд. психол. наук. - Москва: 2013. - 175 с.
40. Карягина, Т.Д., Иванова, А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4 (79). С. 182-207.
41. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Воронеж НПО «МОДЭК»; Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 180 c.
42. Козина, А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения / А.В. Козина // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. C. 123-128.
43. Краткий педагогический словарь / Под ред. Г.М. Андреевой и др. - М., 2005. - С. 68.
44. Кулаков А.П. Измерение в социологии: учебное пособие- Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. - 124 с.
45. Кузьмина, В.П. Эмпатия как условие развития способности к социально-перцептивному предвидению у студентов // учебное пособие для студентов вузов / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Вятский гос. гуманитарный ун-т". Киров, 2012.
46. Лабунская В А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении; Дис.... д-pa психол. наук. М., 1989.
47. Липпс, Теодор Руководство к психологии / [Теодор Липпс]; Пер. с нем. М.А. Лихарева. - Санкт-Петербург: О.Н. Попова, 1907. - 394, IV с.; 20.https: //dlib.rsl .ru/viewer/01003741624#
48. Лопсан, Ч.И. Социально-психологические условия формирования эмпатии социального педагога в учебно-воспитательном процессе в вузе: Дис. ...канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Ч. И. Лопсан. - М., 2003. - 193 с.
49. Макарьев, И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. - СПб.,: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. - 84 с.
50. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал № 6, 2009. - С. 3 - 8.
51. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. - М.: «Совершенство», 1998. - 208 с.
52. Марков, С.В. «Эдвард Титченер - Основатель структурной психологии» [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geniusrevive.com/edvard-titchener-osnovatel-strukturnoj-psihologii/
53. Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008 г. - 352 с.
54. Медведева, И.А., Байбародских, О.С. Роль тренера при развитии способности к эмпатии в ходе социально-психологического тренинга // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 4 (9). С. 159-162.
55. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования: сб. материалов РООИ «Перспектива». - СПб., 2008.
56. Михнова, И., Пурник, А. Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям // Практическое руководство / Российская государственная библиотека для молодежи - М., 2018 - 426 с.
57. Мозговая, Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися: Дис. ...канд. педагогич. наук / Н. А. Мозговая. - Москва, 2000. - 274 с.
58. Морозов, В.Л., Васильева, А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды Ин-та психологии РАН. 1995. Сер. 1. № 2. С. 253—260.
59. Мошинская, Р.В. Этапы реализации развития эмпатии будущих педагогов профессионального обучения в вузе // Обучение и воспитание:методики и практика. 2012. № 1. С. 327-331.
60. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. - 151 с.
61. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 68-73.
62. Пашукова, Т.И., Троицкая, Е.А. Механизмы и функции эмпатии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 586. С. 197-209.
63. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/
64. Петровская, Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы / Л.А. Петровская Л.А., Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 74-85.
65. Полякова, О.Б. Эмпатия как фактор предупреждения профессиональных деформаций психологов и педагогов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 3. С. 50-54.
66. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Грецова, 2008. - 240 с.
67. Практика формирования педагогической эмпатии как базовой составляющей инклюзивной культуры / Л.С. Максимова, Е.И. Родоманская // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Кобрина. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. - С. 161 - 166.
68. Практическая психодиагностика: методики и тесты. / Под ред. Райгородского Д.Я. // Бахрах-М Самара, 2015 - С. 672.
69. Профессиональная подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования / Л.С. Максимова, Е.И. Родоманская // Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов», 2018. С. 37 - 41.
70. Профессиональный стандарт Педагог [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonprost.ru/article/317
71. Психологическая готовность учителя к индивидуализации обучения в современном образовательном пространстве / Е.И. Буева, Л.С. Максимова // Сборник материалов III Межрегиональной конференции «Вариативные формы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях: опыт и перспективы развития», г. Белгород, 2018. С. 114 - 120.
72. Психологическая готовность учителя к работе в современном образовательном пространстве / Е.И. Буева, Л.С. Максимова // Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Социальная психология в образовательном пространстве, г. Москва, 24 - 25 октября 2017. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - С. 294 - 296.
73. Психологические тесты [Текст] / под. ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Т. 2. - 248 с.
74. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2004.
75. Психотерапевтическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // dic.academic.ru/ dic.nsf / enc_psychotherapeutic /
76. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов [Текст] / сост. Ю. Симонова, С. Прушинский, М.: РОИ «Перспектива», 2007. - С. 15-22.
77. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 175 с.
78. Риццолатти, Д., Синигалья, К., Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 208 с.
79. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер с англ. / К. Роджерс, общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.,: Изд-во Прогресс, 1994. - 278 с.
80. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
81. Рубинштейн, С.Я. О переживаниях... [Текст] // Психология личности: Хрестоматия. В 2-х т / Д.Я. Райгородский. - Самара, 2006.
82. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи / Рос. библ. ассоц. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2012 - 48 с.
83. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех [Текст] / ред. М. Перфильева, Владимир: ООО «Транзит-ИКС». 2009. - 62 с.
84. Салдеева, В.В. Эмпатия как профессионально значимое качества педагога // сборник материалов III Международной научно-практической конференции: Новое слово в науке: стратегии развития. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.] - 2017. С. 79-81.
85. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.
86. Сизикова, М. В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук: Дис. ...канд. психол. наук [Электронный ресурс Национального исследовательского университета «Высшая школаэкономики»] / М. В. Сизикова. - Москва, 2018. - 165 с.
87. Скляр, Н. А. Психолого-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту: Дис. .канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Н. А. Скляр. - Кострома, 2005. - 232 с.
88. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
89. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus-general-social-pedagog- terms.slovaronline.com/
90. Смольянинова, Е.Ф. Развитие эмпатии как фактора профессиональной мобильности // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4. С. 114-121.
91. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года [Электронный ресурс] //www.info.ru.
92. Солодкова, Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: Дис. . ..канд. психол. наук [Электронный ресурс] код доступа: https://www.dissercat.com/content/emotsionalnyi-intellekt-kak-lichnostnyi-resurs-preodoleniya-sindroma-vygoraniya-i-ego-razvit
93. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия ИЦ - 2007. - 352 с.
94. Стайн, С., Бук Г., Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех [Электронный ресурс] код доступа: http://lib.ru/DPEOPLE/eq.txt
95. Степанов, С.С. Электронный журнал «Школьный психолог».
2002. №21. [Электронный ресурс] код доступа:
https://psy.1sept.ru/topic.php?TopicID=29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ