Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программная среда групповой аннотации обучающего видеоматериала

Работа №168755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации содержательной рефлексии 6
1.1 Понятие и сущность содержательной рефлексии 6
1.2 Особенности рефлексивной деятельности учеников старшей школы 15
1.3 Способы организации рефлексивной деятельности учеников
старшей школы 20
Глава 2. Эмпирическое исследование рефлексивной деятельности учеников старшей школы 28
2.1 Организация и методы исследования рефлексивной деятельности учеников старшей школы 28
2.2. Результаты исследования рефлексивной деятельности учеников старшей школы посредством групповой аннотации обобщающего видеоматериала 43
Заключение 53
Список использованных источников 54
Приложения

Дистанционное обучение и массовые открытые онлайн-курсы в настоящее время опираются на видеолекции, в которых камера фиксирует лекцию специалиста высокого уровня и презентацию для скачивания. Эта тенденция обусловлена долгим циклом подготовки качественного печатного материала, в разы большей нагрузкой на высококвалифицированных специалистов и большим объёмом сил, требуемого для написания книг.
Закрепление материала выполняется вопросами для самопроверки или небольшим тестом. Противоречие вызвано невозможностью получить больше времени от носителей знания (для написания книги, ответов на вопросы, дополнительные лекции) и самой непродуктивной формой работы - пассивное восприятие видеозаписи, требующее очень высокой степени мотивации (и наличия способностей) у обучающегося для успешного усвоения материала курса.
Также противоречие заключается в системном недостатке видеолекций по сравнению с текстом: линейный характер подачи материала, не допускающий быстрый просмотр текста в поисках нужного фрагмента, отсутствующую навигацию по визуальным маркерам (рисункам, абзацам, буквицам), и низкую скорость передачи информации посредством устной речи по сравнению с текстом (в печатном и электронном виде).
Тем не менее, видеолекции проектов «Школа анализа данных», «Техносфера», «Coursera», «Edx», «Geekbrains» и огромное количество авторских курсов на Youtube, а также платные конференции зачастую являются единственным источником знаний и свежей технической информации по целому ряду направлений (олимпиады НТИ, например).
Эти факторы и обусловливают актуальность представленной работы.
Проблема исследования заключается в том, что наиболее привлекательный на сегодня дополнительный материал представлен в форме, поощряющей пассивное некритическое восприятие и лишенный наиболее зарекомендовавших себя способов закрепить новые знания - практики и/или рефлексии.
Объект исследования - процесс изучения материала, данного в форме видеолекции.
Предмет исследования - методики развития критического мышления и осознанности / аналитического мышления при работе с видеоматериалом.
Цель исследования - разработка среды для организации содержательной рефлексии.
Гипотеза. Организовать содержательную рефлексию будет возможно, если будем использовать среду для групповой аннотации обучающего видеоматериала. Если снабдить обучающегося (группу обучающихся) инструментом для аннотации видеоматериала и направить процесс работы (с помощью системы диалектического обучения), то результаты этой работы можно будет использовать независимо, в ходе групповой работы, что позволит ученикам самостоятельно определить свои ошибки, провести рефлексию и сформировать общими силами смысловой каркас, что будет способствовать намного более эффективной работе со знаниевой компонентой мультимедиа-ресурса в будущем.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации содержательной рефлексии.
2. Выявить особенности рефлексивной деятельности учеников старшей школы.
3. Определить возможности групповой аннотации обобщающего видеоматериала как способа организация содержательной рефлексивной деятельности учеников старшей школы (10-11 класс).
4. Разработать и апробировать программный продукт, способствующий организация содержательной рефлексивной деятельности учеников старшей школы (10-11 класс) и обосновать методику его применения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при организации учебного процесса на уроках информатики в старших классах.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования; рефлексивная деятельность учащихся старших классов направлена на то, чтобы вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты; создание рефлексивной среды связано с включением, открытием для осмысления всех компонентов деятельности: предметно-интеллектуального, организационно-регулятивного, коммуникативно-кооперативного, личностно-мотивационного.
У учеников старших классов рефлексия соответствует уровню развития низкому и среднему.
При использовании групповой аннотации обобщающего видеоматериала у учеников 10-го класса на 20,9% снизилось количество, проявляющих низкий уровень, на 16,7% снизилось количество учеников, проявляющих средний уровень и на 37,6% выросло количество учеников, показывающих высокий уровень рефлексивности; ученики 11 -го класса продемонстрировали более высокий уровень развития рефлексивности: только 3 ученика (12%) продемонстрировали низкий уровень развития рефлексивности, у 7 учеников (28%) выявлен средний уровень, а у 15 учеников 11-го класса (60%) - выявлен высокий уровень рефлексивности.
Критерий знаковых рангов Вилкоксона позволяет сделать вывод о статистически значимых различиях в уровнях развития рефлексивности у учащихся старшей школы, как 10-ти классников, так и 11-ти классников.



[1] Абульханова-Славская, К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. 2006. №2.
[2] Анисимов, О.С. Субъектная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение. М., 2012. 382 с.
[3] Артюшина, Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования. Дис. ... канд.пед.н. Н.-Новгород. 2008. 173 с.
[4] Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
[5] Ахметжанова, Г.В., Воробьёва Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе // Вектор науки ТГУ. 2013. №1 (23). С.302-304.
[6] Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.,1993. 176 с.
[7] Вартазарян, К. А. Способы формирования рефлексии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №65. С. 364-367.
[8] Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. № 1. С. 63-64.
[9] Генике, Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова ; под общ. ред. Л.И. Семиной // Учитель и ученик : возможности диалога и понимания. - Т. 1. - М. :Бонфи, 2002. - 239 с.
[10] Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 551 с.
[11] Губанова, М.И. Организация групповой рефлексии профессиональной деятельности педагогов средствами модерации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2. С.67-71.
[12] Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996. 544 с.
[13] Давыдова, Г.И. Методы рефлексивно-диалогического развития мышления и личности // Рефлексивные процессы и управление (7¬9 окт. 2003 г.): Тез. 4-го Междунар. симп. М., 2003. С. 33-36.
[14] Деева, H.A. Рефлексивные механизмы самопонимания // Личность в
современном мире: от стратегии выживания к стратегии
жизнетворчества: Научное издание. Кемерово. Комплекс «Графика» 2002. 308с.
[15] Джига, Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 38-43.
[16] Дюков, В.М., Пьянкова, Г.С. Роль рефлексивно-деятельностной педагогики в разработке эффективных путей, средств и возможностей возрождения творческого потенциала образовательной системы // Образовательная политика. 2012. № 4. С.79-87.
[17] Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пос. для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
[18] Истомина, Е.А. Развитие рефлексивных умений учащихся старших классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №55. С. 381-383.
[19] Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004.
[20] Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее дианностики // Психологический журнал. 2003. Т.24. №5. С. 45-57.
[21] Леонтьев, Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 3-12.
[22] Маклаева, Э.В. Фёдорова, С.В. Технологические аспекты развития критического мышления студентов при обучении математике // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С.221. URL: www.scienceeducation.ru/127-21125 (дата обращения: 05.02.2018).
[23] Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
[24] Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. 2006. № 3. С. 57-67.
[25] Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - 4-е изд., дополн. ииспр. - М.: АСТ, СПб.:Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с.
[26] Муштавинская, И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 146-151.
[27] Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб.: Речь, 2006. 128 с.
[28] Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
[29] Помелова, М.С. Построение индивидуально-ориентированного обучения средствами интерактивных технологий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №2 (39). - С. 125 - 127.
[30] Пьянкова, Г.С. Рефлексивные методы организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. - 187 с.
[31] Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: учебно-методическое пособие / А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.Ф. Балаева. М.: РАГС, 2005. 196 с.
[32] Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / сборник статей; под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. Отв. ред. В.К. Солондаев. - М.; Ярославль: Ремдер, 2004. - 240 с.
[33] Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание, человек и мир. СПб.: Питер Принт, 2003. - 508 с.
[34] Савельева, М.Г., Маслова, Е.В. Развитие рефлексивных способностей учащихся в обучении и воспитании. Науч.-метод. пособ. - Ижевск, 2005. - 89 с.
[35] Савенкова, И.А., Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов. Сочи: НОЦ РАО. 2005. 172 с.
[36] Семенов, И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 64-76.
[37] Семенов, И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 63-73.
[38] Семенов, И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы. / Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2009 г. - М.: РАО, АПСН, 2009. С.338-348.
[39] Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические принципы и рефлетехнологии как средства развития инновационного образования // Мир психологии. 2013. №3. С. 129-135.
[40] Семенов, И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. М.: ФИРО, 2013.
[41] Семенов, И.Н. Рефлексирующее сознание и интуитивно творческий акт // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 152-155.
[42] Семенов, И.Н. Человекознание, техникознание и рефлетехнологии как средства развития мышления и творчества в инновационном образовании // Мир психологии. 2012. № 2. С. 245-260.
[43] Сластенин, В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Педагогика. 2000. № 3. С. 80-88.
[44] Сластенин, В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 37-42.
[45] Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная
деятельность. М.: Магистр. 1997. 221с.
[46] Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. - 174 с.
[47] Толстая, С.В., Бондаренко, О.В. Анализ понятия рефлексия в
психологической литературе // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - №33 (115). - С. 60-65.
[48] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2013. 128 с.
[49] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 59 с.
[50] Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М., 2005.
[51] Хуторской, А.В. Современная дидактика : учеб. пос. / А.В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. :Высш. шк., 2007. - 639 с.
[52] Шадриков, В.Д. Введение к размышлениям о качестве педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2012. № 6. С. 25-29.
[53] Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
[54] Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. 2001. Т.1. № 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ