Введение 3
Глава 1. Проектная деятельность учащихся как один из современных
методов обучения
1.1 Место проектной деятельности среди современных
методов обучения 5
1.2 Проектная деятельность как активный метод обучения 11
1.3. Общие положения о проектной деятельности по географии 19
Глава 2. Транспорт как отрасль экономики России
2.1 Место и значение транспорта в народном хозяйстве России 26
2.2 Особенности транспорта как отрасли экономики 33
2.3 Внутригородской транспорт и особенности его развития 42
Глава 3. Методическая разработка по проектной деятельности
3.1 Предварительный этап разработки проекта по городскому транспорту 48
3.2 Проектная деятельность учащихся по теме работы 55
Заключение 70
Источники 72
Актуальность выбранной темы обусловлена той значительной ролью, которое образование играет в современном обществе, вступающем в эпоху четвертой научно-технической революции. Российское государство, опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, предоставляет возможность получения образования каждому гражданину России. Качество образования является одной из приоритетных целей на всех его ступенях и уровнях.
Одним из средств достижения высокого уровня образования является его учебно-методическое обеспечение. Педагогические технологии сегодня способствуют повышению познавательной активности учащихся и развитию интереса к учебной деятельности, а также более качественному усвоению материала образовательных программ.
География наряду с другими школьными дисциплинами способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, занимает важное место в формировании научных знаний об окружающем мире. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования по географии требует формирования представлений об особенностях деятельности людей. Такие знания учащиеся получают на уроках разного типа, в ходе которых формируются также умения и навыки.
Объект исследования - образовательный процесс по географии.
Предмет исследования - проектная деятельность обучающихся по изучению транспортных проблем городов России.
Цель исследования - разработка учебного проекта по изучению транспортных проблем городов России.
Задачи исследования:
— проанализировать теоретические основы организации
проектной деятельности по географии,
— проанализировать особенности транспортного комплекса России;
— разработать занятие в форме проектной деятельности по географии транспорта.
Методы исследования - аналитический, сравнительно - географический, статистический, картографический, исторический.
Источниками при написании выпускной квалификационной работы послужили законы Российской Федерации в сфере образования, учебники по педагогике и использовании деловых игр для высших учебных заведений, школьные учебники по социально-экономической географии, методические статьи, материалы конференций, ресурсы Интернета.
Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные проблемы. В работе показаны возможности его применения в школе. Для учащихся 9 класса был разработан проект по изучению городского транспорта на примере городов России.
Помимо анализа общих черт и особенностей данного вида работы в школе разработаны предложения по созданию проекта, нацеленного на изучение транспорта России на примере нескольких сибирских городов.
Проект можно определить как социальный с элементами исследовательского и информационного, монопредметный, групповой, среднесрочный (реализован в течение второй четверти).
Реализация проекта будет способствовать дальнейшему активному формированию у учащихся компетенций, нарабатываемых при применении универсальных учебных действий.
Проектная деятельность по изучению транспортных проблем городов России позволит обучающимся сформировать свое мнение о проблематике, подумать над возможным решением проблем. Изучение на примере городов Сибири с разной численностью населения позволяет транслировать проблематику на города со схожей численностью.
Проектная деятельность даёт учащимся возможность общения в неформальной обстановке в ходе подготовки проекта, что очень привлекательно для подростков. Проектная деятельность сильно продвигает формирование коммуникационных умений учащихся.