Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТ «КРАСНАЯ КНИГА РЫБИНСКОГО РАЙОНА» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ

Работа №168744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы169
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Природные условия и методы исследования флоры Рыбинского района 5
1.1. Физико-географический очерк 5
1.2. Методы исследования флоры 7
1.3. Анализ флоры Рыбинского района 10
Глава 2. Красная книга растений Рыбинского района
Красноярского края 21
2.1. История создания Красной книги 21
2.2. Редкие виды растений Рыбинского района 23
Глава 3. Экологическая грамотность в школе 30
3.1 Концепт «экологическая грамотность»
и «экологически-ответственное поведение 30
3.2 Цели и задачи формирования экологической грамотности
и экологически-ответственного поведения 35
3.3 Развитие экологической грамотности в процессе изучения раздела
«Растения» в школьном курсе биологии 38
Заключение 44
Список используемых источников 45
Приложения 49

Рыбинский район является муниципальным районом Красноярского края. Расположен на востоке региона, в центральной части Канско- Рыбинской котловины с отрогами Енисейского кряжа и Восточных Саян. Район граничит на севере с Сухобузимским и Канским районами, на юге - с Партизанским и Саянским районами, на западе - с Уярским районом, на юго- востоке - с Ирбейским районом. Площадь района составляет 3 506 км2. Районным центром является город Заозерный, находящийся в 168 км к востоку от краевой столицы, города Красноярска.
Растительный покров Рыбинского района изучен достаточно хорошо, однако интенсивная эксплуатация земель, а именно сельскохозяйственная и скотоводческая деятельность, сбор лекарственных растений населением приводит к деградации видового разнообразия флоры Рыбинского района.
Актуальность нашей работы определяется тем, что в настоящее время темпы исчезновения видов высоки во всем мире. Ежедневно исчезает по несколько видов растений. Интенсивное ведение сельского и лесного хозяйства, разрастание населённых пунктов и другие факторы приводят к сокращению естественных биогеоценозов, которые в свою очередь являются средой обитания многих видов растений. Красные книги растений помогают сохранить наиболее уязвимые виды, а также представить пути стабилизации количества видов. Исходя из вышесказанного данная тема актуальна для Рыбинского района.
Целью исследования является создание Красной книги растений Рыбинского района для использования данных проекта курсе биологии школ данной территории.
Задачи исследования:
1. Выявить природные условия существования растительного покрова Рыбинского района.
2. Составить конспект флоры Рыбинского района, выявить редкие виды и на основе конспекта составить Красную книгу растений.
3. Провести таксономический, экологический, биоморфологический и географический анализ флоры Рыбинского района.
4. Разработать методические материалы для использования Красной книги Рыбинского района Красноярского края на уроках биологии.
Методы исследования (по классификации Рузавина, 1974):
1. Теоретические
• Анализ, сравнение, синтез и обобщение в ходе научного исследования литературных источников.
2. Эмпирические
• Сбор гербария, определение растений до вида, работа с картотекой и коллекционными фондами Гербария им. Л. М. Черепнина, метод конкретных флор.
3. Статистические
• Математическая и статистическая обработка результатов исследования и их методическая интерпретация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Канско-Рыбинская котловина представляет собой поднятую, глубоко расчлененную лесостепную холмисто-увалистую равнину. Климат в районе резко континентальный. Все физико-географические факторы обуславливают разнообразную растительность района: лиственные и хвойные породы деревьев, кустарники, множество лесных трав и цветов.
Результатом нашего флористического исследования явился конспект видов данной местности. Видовой состав флоры насчитывает 600 видов, относящиеся к 286 родам и 77 семействам. Выделены 83 редких вида, 6 из которых включены в Красную книгу Красноярского края. Таксономический состав флоры Рыбинского района Красноярского края характеризует её как голарктическую (высокий ранг Asteraceae, Fabaceae, Cyperaceae)и бореальную (Carex, Salix, Ranunculus).
Ведущее положение мезофильного (38,17%) и ксерофильного (35%) рядов, наземных поликарпических трав (75,95%) с доминированием короткокорневищных (21,11%), длиннокорневищных (20,93%) и стержнекорневых (15,92%) растений характеризует флору как сформировавшуюся в континентальном климате умеренного пояса, подчеркивая экотонный, полугумидно-бореальный, равнинный лесолуговой характер флоры с высоким участием степных элементов.
По данным экологического анализа флора заказника мезофильная (38,17%) с участием ксерофильного элемента (35%). Это соответствует типу и подтипу флоры - актобореальный Cyperaceae-тип (As-Fa-Cy) и Poaceae- подтип.
Комплекс заданий, с использованием Красной книги Рыбинского района для формирования экологической грамотности, может включать ситуационные задачи, кроссворды, викторины, загадки и другие задания по формированию системы знаний о природе, умений и навыков



1. Авдеева Е.В. Правовое регулирование государственного мониторинга объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ // Вестник Удмуртского университета, 2013. Вып. 1. С. 150-155.
2. Антипова Е.М. Растительность северных лесостепей Средней Сибири Монография / [Электронное издание] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 296 с.
3. Антипова Е.М. Флора внутриконтинентальных островных лесостепей Средней Сибири: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 662 с.
4. Антипова Е.М. Флора северных лесостепей Средней Сибири: дис. д-ра биол. наук... Томск, 2008. 889 с.
5. Артаев О.Н., Башмаков Д.И., Безина О.В. [и др.]; Методы полевых экологических исследований: учеб. пособие / редкол.: А. Б. Ручин (отв. ред.) [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 412 с.
6. Гнатюк Е.П., Крышень А.М. Методы исследования ценофлор (на примере растительных сообществ вырубок Карелии) / Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 68 с.
7. Григоренко А. Рыбинский район: притяжение лесов, притяжение полей. Краевая государственная газета «Наш Красноярский Край» № 25 / 1105 от 08 Апр 2019 .
8. Гуреева И.И. Равноспоровые папоротники Южной Сибири (Вопросы систематики, происхождения, биоморфологии, популяционной биологии):дис. ... д-ра биол. наук. Томск,1997. 394 с.
9. Дежкин В. и др. Экология России. М.: Академия, 2012. 384 с.
10. Егоренков Л.И. Охрана окружающей среды. М.: Инфра-М, 2013. 256 с.
11. Иванов И. Ю., Павлов А. В. Когда ответственность - значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников// Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 18-31.
12. ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ. Постановление от
18.06.2020 № 453-п О внесении изменений в постановление администрации Красноярского края от 09.12.1996 № 742-п «О Красной книге Красноярского края».
13. Серебряков И.Г. Жизненные формы высших растений и их изучение // Полевая геоботаника. М.: Л.: Наука, 1974. Т. 3. С. 146-205 с.
14. Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. - М.: Высшая школа, 1962. - 378 с.
15. Скалдина О.В. Красная книга России. М.: Эксмо, 2011. 272 с
16. Степанов Н.В., Андреева Е.Б., Антипова Е.М. и др., Красная книга Красноярского края. В 2 т. Т. 2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и грибов/Отв. ред. Н.В. Степанов; 2- изд., перераб. и доп.; Сибирский фед. ун-т. Красноярск, 2012. 576 с.: 499 ил.
17. Степанова, Н. И. Использование регионального компонента на уроках
биологии. / Н. И. Степанова. URL:
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/planirovanie/ispolzovaniierieghionalnoghokomponientanaurokakhbiologhii(дата обращения: 03.05.2022).
18. Т.А. Ананьева, В.П. Чеха, О.Ю. Елин и др.; Физическая география Красноярского края: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений под ред. Т.А. Ананьевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 296 с.
19. Тахтаджян А.Л. Система магнолиофитов. Л.: Наука, 1987. - 439 с.
20. Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. - Л.: Наука, 1978. - 248 с.
21. Толмачёв А.И. К методике сравнительно-флористических исследований. Понятие о флоре в сравнительной флористике // Журн. Русс. бот. общ-ва. 1931. Т. 16, № 1. С. 111-124.
22. Хохряков А.П. Таксономические спектры и их роль в сравнительной флористике. Ботанический журнал Том 85, 2000 - №5. - С.1-11.
23. Цагараева, Е. Ф. Экологическое воспитание школьников в процессе
изучения ботаники / Е. Ф. Цагараева. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL:
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-botaniki/viewer(дата обращения: 03.05.2022).
24. Шеляг-Сосонко Ю.Р. О конкретной флоре и методе конкретных флор // Ботан. Журн. 1980. Т.8. С. 300-377.
25. Шмидт В.М. Математические методы в ботанике. Учеб. пособие. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 288 с.
26. Энциклопедия Красноярского края. — Текст: электронный //
My.krskstate.ru: [сайт]. — URL:http: //my .krskstate.ru/docs/re gions/rybinskiy-rayon(дата обращения: 10.03.2020)
27. Юрцев Б.А. Некоторые тенденции развития метода конкретных флор // Ботан. журн. 1975. Т.60, № 1. С.69-83.
28. Юрцев Б.А. Флора как природная система // Бюл. МОИП. Отд.биол. 1982. Т.87, вып. 4. С.3-22.
29. Capra, F. The web of life:A new scientific understanding of living systems / F.
Capra. ResearchGate: [сайт]. — URL:
https: //www.researchgate. net/publication/242911090 The web of life A new
understanding of living systems by Fritjof Capra(дата обращения: 30.01.2022).
30. Chappel C.S. et al. High-Level Review of Training Packages-Phase I report-An analysis of the current and future context in which Training Packages will need to operate. 2003.
31. Connect, Unesco-UNEP Environmental Education Newsletter, Vol. I, Nos. 1, 2, 3. January, April, September 1976.
32. Coyle K. Environmental literacy in America: What ten years of NEETF /Roper research and related studies say about environmental literacy in the US // National Environmental Education & Training Foundation. 2005
33. Faure et al.1972 - Faure E. Et al. Learning to be: The world of education today and tomorrow. Unesco,1972.
34. Hampson I., Junor A., Barnes A. Articulation work skils and the recognition of call centre competences in Australia // Journal of Industrial Relations. 2009 T.51. №1. C. 45-48
35. Payne, 2005 - Paune P.G/Lifeworld and textualism: Reassembling the
researcher/ed and “others” // Environmental Education Research. 2005. T. 11. №4. P.413-431.
36. Roth C.E. Environmental literacy: its roots, evolution and directions in the 1990s. 1992
37. Roth, C. E. Curriculum Overview for Developing Environmentally Literate Citizens / C. E. Roth. — Текст: электронный // ERIC - Информационный центр образовательных ресурсов: [сайт]. — URL:https://eric.ed.gov(дата обращения: 31.01.2022).
38. Simmons D. The NAAEE Standarts Project: Papers on the Development of Environmental Education Standarts/ North American Association for Environmental Education, PO Box 400, Troy, OH 45373., 1995
39. Street 2003 - Street B. What's “new” in New Literacy Studies? Critical approaches to literacy in theory and practice // Currentissues incomparative education. 2003. T.5. №2. P.77-91.
40. United States. Departmen of Labor. Secretary’s Commission on Achieving Necessary Skils. What work reguires of schools: A SCANS report for America 2000. Secretary’s Commission on Achieving Necessary Skills, US Department of Labor, 1991
41. Voogt J., Roblin N.P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies // Journal of curriculum studies. 2012.T.44. №3. C.299-321


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ