ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 7
1.1. Теоретические обоснование проблемы формирования ценностного
отношения обучающихся к занятиям физической культурой 7
1.2. Характеристика методов формирования ценностного отношения
обучающихся к занятиям физической культурой 20
1.3. Информационные технологии на занятиях физической культурой 36
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Методы исследований 51
2.2. Организация исследований 55
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ И
МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНАШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ 56
3.1. Разработка и реализация комплекса средств и методов использованием
информационных технологий для формирования ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой 56
3.2. Проверка результативности экспериментального комплекса средств и
методов в педагогическом эксперименте 60
ВЫВОДЫ 65
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Актуальность темы исследования. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в общеобразовательной школе является одной из приоритетных задач современной теории и методики физического воспитания. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по предмету физическая культура определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно¬оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Влияние информационно-компьютерных средств становится настолько большим, что часто заставляет подростков ограничить свое взаимодействие с реальностью и погрузиться в виртуальный электронный мир. Они начинают жить и мыслить категориями мира, который создается средствами массовой информации, видеофильмами и компьютерными играми. Процесс «компьютеризации» мышления является объективным и не зависящим от педагогов. Поэтому бороться с этим явлением бессмысленно, необходимо использовать положительные последствия внедрения информационно-коммуникативных технологий в сознание учащихся с целью формирования их физической культуры.
Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно большое значение имеют различные формы и средства представления теоретической информации, а применяемые при этом технологии интерактивного взаимодействия способствуют мотивации к самостоятельной образовательной деятельности и познавательной активности...
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. При анализе научной, учебно-методической литературы и изучить накопленный в теории и практике опыт передовых ученых по проблеме исследования установлено, что в современных условиях уроки физкультуры в школах не вызывают у обучающихся интереса, начиная с пятого класса средней школы отношение учащихся к физкультурной активности каждый год ухудшается и становиться практически отрицательным в старших классах. В педагогической науке в последние годы появилось новое направление, связанное с информатизацией образования. Основная задача этого направления - процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. В связи с этим актуализируется необходимость разработки и внедрения инновационной методики, нацеленной на формирование ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой с помощью современных информационных технологий.
2. Разработан комплекс средств и методов формирования ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой с помощью применения современных информационных технологий, в основе которой: усовершенствование школьных урочных занятий, возможности передачи знаний от педагога обучающимся; применение информационных технологий в урочной деятельности, возможности использования в различных частях урока: подготовительной, основной, заключительной.
3. Экспериментально доказана эффективность разработанного комплекса средств и методов формирования ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой с помощью применения современных информационных технологий. Получены достоверные данные, свидетельствующие о повышении уровня заинтересованности обучающихся к занятиям физической культурой. Кроме того, уровень физического состояния учащихся в экспериментальной группе оказался достоверно выше, чем в контрольной группе после завершения эксперимента.
1. Авчинникова, С.О. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников: канд. диссертация. Смоленск, 2002
2. Акишин, Б.А. Формирование у студентов мотивационно ценностного отношения к физической культуре / Б.А. Акишин, Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2008. - №12. - С. 77-79.
3. Александров, В.И. Мониторинг физического состояния детей, посещающих образовательные учреждения / В.И. Александров, Е.С. Чижова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. - №4 - С. 18-21.
4. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М. - 1979. - 359 с.
5. Антипова, Е.П. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами / Е.П. Антипова // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2010. - №3. - С. 48-50.
6. Антропова, М.П. , Бородкина Г.А, Кузнецова Л.И. и др. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей /М.П. Антропова, Г.А. Бородкина, Кузнецова Л.И.// Народное образование. - 1998. - № 9-10, С. 171¬174.
7. Астафьев, В.С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В.С. Астафьев, В.В. Борисов // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2008. - №8. - С. 11-15.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика / М. «Просвещение». - 1983. - 289 с.
9. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности// Теория и практика физической культуры: научно- теоретический журнал. - 2006. - №6. - С. 35-37.
10. Бальсевич, В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. - 2002. №6. - С. 23-25.
11. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в российской федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №5. - С. 36-39.
12. .Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 24-25.
13. .Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
14. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4.-С. 6-9.
15. .Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность/ В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева // Теория и практика физ. культуры. . - 1995. - №4.-С. 29-31...142