ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА О ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА. 6
1.1. Понятие досуга. Виды и формы досуговой деятельности 6
1.2. Социально-психологические особенности детей младшего
подросткового возраста 11
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА О ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА 21
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 21
2.2. Результаты изучения представлений детей младшего подросткового
возраста о проведении досуга 23
2.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по организации
досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста 32
Выводы по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей, в данной сфере реализуются социокультурные потребности детей. Досуговой сфере жизнедеятельности свойственна свобода личности, проявляющаяся в различном выборе проведения досуга. В области досуга подростки выступают в качестве свободных индивидуальностей. В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую актуальность [3].
Современное общество дает подростку большое количество свободного времени, которое подросток не всегда может правильно реализовать. Совмещение удовлетворения потребностей подростков с реальными возможностями практически неосуществимо.
Проблема организации досуга подростков была актуальна всегда. Ее изучением занимались такие исследователи как Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Василькова, А.И. Вишняк, И.Н. Ерошенков, А.С. Макаренко, В.В. Полукаров, В.И. Тарасенко и др. Досуг подрастающего поколения, при недостаточной культуре его организации, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебного процесса, анаоборот, превращается в криминогенный фактор общества [5].
Резкое сокращение количества учреждений культуры, ограниченное финансировании организаций, свертывание воспитательной работы в школах, занятость родителей, уменьшение секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, привело к тому, что большая часть подростков не включена в систему организованных форм досуга [2]. В таких условиях затруднено, как и представление о проведении досуга в целом, так и непосредственное общение подростков, которые важны для формирования личности, гуманистических идеалов и ценностей.
Цель исследования - изучить представления детей младшего подросткового возраста о проведении досуга. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Проанализировать понятия досуга и выявить виды досуговой деятельности.
2. Изучить социально-психологические особенности детей младшего подросткового возраста.
3. Разработать и описать диагностические методики (анкеты), позволяющие изучить представления детей младшего подросткового возраста о проведении досуга.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование представлений детей младшего подросткового возраста о проведении досуга, описать полученные результаты.
5. Разработать методические рекомендации педагогам и родителям по организации досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования - представления о проведении досуга детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - особенности представлений детей младшего подросткового возраста о проведении досуга.
Гипотеза исследования - дети младшего подросткового возраста и их родители имеют разные представления о проведении досуга. А именно, дети приоритетным видом досуговой деятельности считают развлечение, а их родители - нерегламентированный отдых.
Для решения задач мы используем следующие методы:
1. Теоретические - сравнение, анализ, обобщение.
2. Эмпирические - анкетирование.
3. Статистические - количественные и качественные методы обработки...
В исследовательской работе были изучены особенности представлений детей младшего подросткового возраста о проведении досуга.
Культурологи Лиас Канетти и Андре Мальро определяют досуг как часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.
Виды досуговой деятельности по Э.В. Соколову: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.
Младший подростковый возраст - это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного и непротиворечивого образа «Я».
Социально-психологические потребности детей младшего
подросткового возраста: потребность быть принятым группой сверстников; потребность в коллективной деятельности, формирование навыков сотрудничества; потребность в самопознании.
Досуг для подростков является сферой, в которой раскрываются потребности в свободе и независимости, самовыражении подростка.
Современные подростки занимают свое свободное время компьютерными играми, просмотром фильмов, сериалов, видео различного характера и социальных сетей, другими занятиями в Интернете, пассивному отдыху. Современные подростки не умеют рационально использовать время, выбирать содержание досуга, они имеют дефицит непосредственного общения; довольно часто их ценностные установки направлены лишь на удовлетворение своих потребностей в развлечениях и наслаждениях, что негативно сказывается на развитии личности.
С.Л. Рубинштейн писал, что представления - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Развитию любых представлений должно предшествовать накопление соответствующей перцептивной информации. Как и восприятия, представления совершенствуются, изменяясь и развиваясь в процессе жизненного опыта, обучения и воспитания.
Развитие представлений в подростковом возрасте связано с различными видами практической деятельности ребенка - рисованием, игровой деятельностью, моделированием, трудом, творческой деятельностью и т. д. Большое значение в развитии представлений о проведении досуга имеют направляющие действия педагогов, психологов и родителей.
Особая значимость грамотно организованного досуга состоит в том, что с его помощью подросток реализовывает и развивает свой потенциал. Задача взрослых - помочь подростку выбрать пути и средства собственного развития, акцентируя внимание на разнообразных последствиях действий. Поэтому большую значимость в организации досуговой деятельности детей имеют их родители и педагоги, проведение досуга и представление о нем у ребенка также зависят от взрослых.
Для достижения поставленной цели в данном исследовании разрабатывались и применялись две методики: анкета для детей младшего подросткового возраста «Проведение досуга подростка» и анкета для родителей «Досуг ребенка». Проведя исследование можно говорить о том, что дети младшего подросткового возраста и их родители имеют разные представления о проведении досуга. Наблюдается дефицит непосредственного общения с близкими родственниками и сверстниками, что негативно влияет на формирование и развитие личности подростка; приоритетным видом досуговой деятельности является развлечение, а именно социальные сети, работа и игры за компьютером, опосредованное общение со сверстниками.
Были разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по организации досуговой деятельности детей младшего подросткового
возраста, которые включают в себя комплекс развивающих игр
(психологические и подвижные игры). Комплекс развивающих игр
предназначен для решения следующих задач:
1. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста.
2. Компенсация дефицита непосредственного общения с близкими родственниками и сверстниками.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыка работать в команде.
5. Развитие физических качеств.
Цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена.
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2007. 367 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
3. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования. 2011. №
6. 8 с.
4. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 39-45.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
6. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2004. 159 с.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. 431 с.
8. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Просвещение, 2007. 121 с.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд-во центр "Академия", 2002. 59 с.
10. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: Монография. Киев: Высшая школа, 2009. 210 с.
11. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М.:
Академический проект, 2005. 277 с.
12. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Академия, 1998. 107 с.
13. Гарифуллина З.Ф. Организация досуга трудных подростков // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12. С. 435-436; URL: https://expeducation.ru/ru/article (дата обращения: 22.10.2017).
14. Гимазетдинова О.В., Крючек В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 218 с.
15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие. СПБ.: Речь, 2004. 405 с...50