Проектная технология как основа организации патриотического воспитания школьников (на примере деятельности музея МАОУ СШ № 108)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОЕКТ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1.1. Особенности и содержание работы над проектом 10
1.2. Виды и структура проектной деятельности 15
1.3. Проблемы применения технологии проектов в школе 19
Глава 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
2.1. Структура и функции патриотического воспитания школьников 22
2.2. Роль музея в системе патриотического воспитания 28
2.3. Как использовать возможности проектной технологии с целью организации
патриотического воспитания школьников 30
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Представление опыта работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания 33
3.2. Методические рекомендации по организации патриотического воспитания
школьников средствами проектной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Глава 1. ПРОЕКТ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1.1. Особенности и содержание работы над проектом 10
1.2. Виды и структура проектной деятельности 15
1.3. Проблемы применения технологии проектов в школе 19
Глава 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
2.1. Структура и функции патриотического воспитания школьников 22
2.2. Роль музея в системе патриотического воспитания 28
2.3. Как использовать возможности проектной технологии с целью организации
патриотического воспитания школьников 30
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Представление опыта работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания 33
3.2. Методические рекомендации по организации патриотического воспитания
школьников средствами проектной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
В условиях «дестабилизирующей военно-политической обстановки в мире мы наблюдаем навязывание западных ценностей, которые размывают многовековые нравственные ориентиры народов и ведут к исчезновению национальной самоидентификации. На сегодняшний день, как никогда, актуальны идеи воссоздания устоявшихся многими десятилетиями моральных и нравственных ориентиров, отношений между поколениями, которые в будущем станут мотивационным посылом деятельности молодого поколения». [13, с. 52] Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием, свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в рамках Национального проекта образования принят Федеральный проект «Патриотическое воспитание» на 2021- 2024 годы», где центральное место занимает работа «по развитию воспитания в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности». [5]
«В этом документе определена программа мероприятий для формирования эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи. На проведение патриотических мероприятий разных уровней, с привлечением детей и молодежи предполагается потратить 13 млрд 600 млн рублей. Ввиду особой значимости преемственности поколений повсеместно будут создаваться условия для взаимодействия молодого поколения со старшим, инициативных и проектных начинаний, обеспечивающих становление сознательных гражданских и патриотических представлений». [13, с. 53]
«Российское государство ставит задачу воспитания инициативного человека, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов, как основную на данном этапе развития нашего общества». [13, с. 53]
«Все эти факторы подтверждают, что в последние десятилетия процесс формирования патриотических чувств у подрастающего поколения имеет неоднозначные результаты. Молодое поколение не имеет истинного представления о таких серьезных понятиях как совесть, долг, служение своему народу. Современные школьники не испытывают свою причастность к истории и культуре Отечества, не показывают заинтересованность, и стремление познать, в чем состоит самобытность российского общества, увидеть основания происхождения главных исторических ценностей, осознать свою ответственность перед обществом и государством». [13, с. 53-54]
«В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности. А ведь для ее создания требуется интеграция усилий всех субъектов воспитания подрастающих патриотов и достойных граждан России, всего школьного сообщества. Необходимо выстроить стратегию воспитания патриота, которая будет включать в себя:
- разработку новых механизмов решения актуальных задач подготовки нового поколения;
- обеспечение обмена опытом между старшим и молодым поколением, идеалами, взглядами и мировоззрением;
- внедрение современных технологий для создания принципиально новых методик;
- обеспечение школьников возможностями научно-практического общения при поддержке некоммерческих организаций, ВУЗов, государственных учреждений». [13, с. 54]
Необходимо применять «живые методы и приемы работы для становления у воспитанников гражданских и патриотических взглядов. Деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических объединений, музеев должна служить опорой для этой работы». [13, с. 54]
Школьный музей это не только место хранения экспонатов, документов, но и место, где учащиеся имеют неограниченные возможности для реализации разноплановых потребностей личности. Ребята развивают свои мыслительные способности, кто-то впервые осваивает исследовательские навыки, кто-то развивает их все больше и больше, формируют критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить. Информация полученная из переживших десятилетия источников, для школьника означает почувствовать личную причастность к далеким историческим событиям, у него появляется желание поделиться этими уникальными знаниями с друзьями, одноклассниками, родителями.
«Предметно-развивающая среда школьного музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий». [24, с. 297]
В этот момент очень важно поддержать интерес и развивать его. Здесь на помощь педагогу приходит проектирование. Проект - это процесс создания нового, он вносит изменения, преодолевает разрыв между проблемой в прошлом и ее решением в настоящем. Разработка проектов - это один из основополагающих подходов, очевидно влияющих на становление идентичности личности как гражданина российского государства, который уважает историю своей страны и несет ответственность за ее судьбу в современных условиях.
Качественной характеристикой работы над проектом является ее самостоятельность, самодисциплина и самореализация. Предполагаемые результаты ученического проекта должны нести практическую, теоретическую, познавательную значимость, продукт проекта, полученный в результате совокупности действий.
Проектно-исследовательская, творческая, изобретающая деятельность, на сегодняшний день, является актуальной, практически во всех сферах современного, информационного общества. Образовательный процесс в данных условиях переориентируется на подготовку функционально грамотного человека, готового постоянно пользоваться знаниями, информацией, приобретаемой из огромного количества разных источников. Самостоятельно принимать решения в максимально широком диапазоне жизненных обстоятельств и социальных отношений.
Анализ современной научно-педагогической литературы показал, что разработан ряд рекомендаций, дающих представление о сущности проектной технологии, её основных этапах, принципах создания проекта.
Проектная технология была разработана в XX в. учеными из США Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. Согласно представлениям автора проект - это метод, который «представляет собою целесообразный путь подхода к детям с целью пробуждения всего лучшего в них, их лучших творческих сил». [22, с. 10-12].
Первые идеи проектного обучения в России связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.
Проектную технологию в свою педагогическую деятельность внедрял и педагог Станислав Шацкий, ему приходилось работать с трудными подростками из малообеспеченных семей, приютов. Большее внимание он уделял активным творческим занятиям. Какое-то время, примерно до 60-х гг., технология не разрабатывалась, но после стала применяться для работы над исследовательскими проектами, затем при написании дипломных и творческих работ. На современном этапе разработкой методики применения проектов для формирования гражданских и патриотических качеств учащихся на разных уровнях образования занимаются Силакова О.В., Спицына Т.В., Кривых С.Н.
Посвящают свои труды рассмотрению разных методик работы над проектами Оганисян Л.А., Акопян М.А., Романовская М.Б. Однако, применение такого пространства как школьный музей, как одного из средств широкого использования проектной деятельности имеет недостаточную методическую разработанность. Киселева А. В., Штифанова Е. В. рассматривали проблему создания эффективного музейного пространства, включенного в современную образовательную систему. Выполнение «исследовательских проектов, в рамках имеющихся у музея ресурсов создает условия для развития интеллектуальных способностей детей, развития их эмоционально-ценностной сферы, а главное - дает возможность в деятельности ощутить ситуацию успеха». [12, с. 34]
Современные педагогические исследования не дают четкого представления о том, как именно использовать проектные технологии для организации патриотического воспитания в школе. Проблема недостаточно эффективной организации патриотического воспитания школьников определила тему исследования.
Научная новизна исследования состоит в обосновании применения проектной технологии в процессе патриотического воспитания школьников.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в разработке методических рекомендаций по организации патриотического воспитания школьников.
Цель исследования разработать организационно-педагогические основы организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у школьников при использовании проектных технологий.
Предмет исследования - проектная деятельность школьников, направленная на формирование гражданских и патриотических качеств учащихся, посредством включения их в деятельность музея.
В основу исследования положена следующая гипотеза: применение проектных технологий открывает возможности для воспитания у школьников гражданских и патриотических качеств, посредством вовлечения учащихся в деятельность музея.
Задачи исследования:
- исследовать понятие, содержание, особенности проектных технологий;
- определить сущность процесса патриотического воспитания, методические подходы к изучению проблемы на основе анализа психолого - педагогической и методической литературы;
- установить значение роли школьного музея системе патриотического воспитания;
- выявить совокупность методических условий, оказывающих влияние на формирование у школьников патриотических чувств;
- представить результаты по разработке методических рекомендаций организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Решение перечисленных задач предполагает частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
Первая глава работы посвящена рассмотрению проекта как универсального способа постановки и решения проблем. Здесь определяются особенности и содержание школьного проекта, виды и структура проектов патриотической направленности. Выявляются проблемы применения технологии проектов в школе.
Вторая глава исследования «Патриотическое воспитание в школе». Раскрывает структуру и функции патриотического воспитания школьников, рассматривается роль музея в системе патриотического воспитания и дается ответ на вопрос как использовать возможности проектной технологии с целью организации патриотического воспитания школьников.
Третья глава дает представление о процессе формирования патриотических чувств школьников средствами проектной деятельности. Здесь описывается опыт работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания и отражены методические рекомендации по организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности.
«В этом документе определена программа мероприятий для формирования эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи. На проведение патриотических мероприятий разных уровней, с привлечением детей и молодежи предполагается потратить 13 млрд 600 млн рублей. Ввиду особой значимости преемственности поколений повсеместно будут создаваться условия для взаимодействия молодого поколения со старшим, инициативных и проектных начинаний, обеспечивающих становление сознательных гражданских и патриотических представлений». [13, с. 53]
«Российское государство ставит задачу воспитания инициативного человека, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов, как основную на данном этапе развития нашего общества». [13, с. 53]
«Все эти факторы подтверждают, что в последние десятилетия процесс формирования патриотических чувств у подрастающего поколения имеет неоднозначные результаты. Молодое поколение не имеет истинного представления о таких серьезных понятиях как совесть, долг, служение своему народу. Современные школьники не испытывают свою причастность к истории и культуре Отечества, не показывают заинтересованность, и стремление познать, в чем состоит самобытность российского общества, увидеть основания происхождения главных исторических ценностей, осознать свою ответственность перед обществом и государством». [13, с. 53-54]
«В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности. А ведь для ее создания требуется интеграция усилий всех субъектов воспитания подрастающих патриотов и достойных граждан России, всего школьного сообщества. Необходимо выстроить стратегию воспитания патриота, которая будет включать в себя:
- разработку новых механизмов решения актуальных задач подготовки нового поколения;
- обеспечение обмена опытом между старшим и молодым поколением, идеалами, взглядами и мировоззрением;
- внедрение современных технологий для создания принципиально новых методик;
- обеспечение школьников возможностями научно-практического общения при поддержке некоммерческих организаций, ВУЗов, государственных учреждений». [13, с. 54]
Необходимо применять «живые методы и приемы работы для становления у воспитанников гражданских и патриотических взглядов. Деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических объединений, музеев должна служить опорой для этой работы». [13, с. 54]
Школьный музей это не только место хранения экспонатов, документов, но и место, где учащиеся имеют неограниченные возможности для реализации разноплановых потребностей личности. Ребята развивают свои мыслительные способности, кто-то впервые осваивает исследовательские навыки, кто-то развивает их все больше и больше, формируют критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить. Информация полученная из переживших десятилетия источников, для школьника означает почувствовать личную причастность к далеким историческим событиям, у него появляется желание поделиться этими уникальными знаниями с друзьями, одноклассниками, родителями.
«Предметно-развивающая среда школьного музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий». [24, с. 297]
В этот момент очень важно поддержать интерес и развивать его. Здесь на помощь педагогу приходит проектирование. Проект - это процесс создания нового, он вносит изменения, преодолевает разрыв между проблемой в прошлом и ее решением в настоящем. Разработка проектов - это один из основополагающих подходов, очевидно влияющих на становление идентичности личности как гражданина российского государства, который уважает историю своей страны и несет ответственность за ее судьбу в современных условиях.
Качественной характеристикой работы над проектом является ее самостоятельность, самодисциплина и самореализация. Предполагаемые результаты ученического проекта должны нести практическую, теоретическую, познавательную значимость, продукт проекта, полученный в результате совокупности действий.
Проектно-исследовательская, творческая, изобретающая деятельность, на сегодняшний день, является актуальной, практически во всех сферах современного, информационного общества. Образовательный процесс в данных условиях переориентируется на подготовку функционально грамотного человека, готового постоянно пользоваться знаниями, информацией, приобретаемой из огромного количества разных источников. Самостоятельно принимать решения в максимально широком диапазоне жизненных обстоятельств и социальных отношений.
Анализ современной научно-педагогической литературы показал, что разработан ряд рекомендаций, дающих представление о сущности проектной технологии, её основных этапах, принципах создания проекта.
Проектная технология была разработана в XX в. учеными из США Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. Согласно представлениям автора проект - это метод, который «представляет собою целесообразный путь подхода к детям с целью пробуждения всего лучшего в них, их лучших творческих сил». [22, с. 10-12].
Первые идеи проектного обучения в России связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.
Проектную технологию в свою педагогическую деятельность внедрял и педагог Станислав Шацкий, ему приходилось работать с трудными подростками из малообеспеченных семей, приютов. Большее внимание он уделял активным творческим занятиям. Какое-то время, примерно до 60-х гг., технология не разрабатывалась, но после стала применяться для работы над исследовательскими проектами, затем при написании дипломных и творческих работ. На современном этапе разработкой методики применения проектов для формирования гражданских и патриотических качеств учащихся на разных уровнях образования занимаются Силакова О.В., Спицына Т.В., Кривых С.Н.
Посвящают свои труды рассмотрению разных методик работы над проектами Оганисян Л.А., Акопян М.А., Романовская М.Б. Однако, применение такого пространства как школьный музей, как одного из средств широкого использования проектной деятельности имеет недостаточную методическую разработанность. Киселева А. В., Штифанова Е. В. рассматривали проблему создания эффективного музейного пространства, включенного в современную образовательную систему. Выполнение «исследовательских проектов, в рамках имеющихся у музея ресурсов создает условия для развития интеллектуальных способностей детей, развития их эмоционально-ценностной сферы, а главное - дает возможность в деятельности ощутить ситуацию успеха». [12, с. 34]
Современные педагогические исследования не дают четкого представления о том, как именно использовать проектные технологии для организации патриотического воспитания в школе. Проблема недостаточно эффективной организации патриотического воспитания школьников определила тему исследования.
Научная новизна исследования состоит в обосновании применения проектной технологии в процессе патриотического воспитания школьников.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в разработке методических рекомендаций по организации патриотического воспитания школьников.
Цель исследования разработать организационно-педагогические основы организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у школьников при использовании проектных технологий.
Предмет исследования - проектная деятельность школьников, направленная на формирование гражданских и патриотических качеств учащихся, посредством включения их в деятельность музея.
В основу исследования положена следующая гипотеза: применение проектных технологий открывает возможности для воспитания у школьников гражданских и патриотических качеств, посредством вовлечения учащихся в деятельность музея.
Задачи исследования:
- исследовать понятие, содержание, особенности проектных технологий;
- определить сущность процесса патриотического воспитания, методические подходы к изучению проблемы на основе анализа психолого - педагогической и методической литературы;
- установить значение роли школьного музея системе патриотического воспитания;
- выявить совокупность методических условий, оказывающих влияние на формирование у школьников патриотических чувств;
- представить результаты по разработке методических рекомендаций организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Решение перечисленных задач предполагает частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
Первая глава работы посвящена рассмотрению проекта как универсального способа постановки и решения проблем. Здесь определяются особенности и содержание школьного проекта, виды и структура проектов патриотической направленности. Выявляются проблемы применения технологии проектов в школе.
Вторая глава исследования «Патриотическое воспитание в школе». Раскрывает структуру и функции патриотического воспитания школьников, рассматривается роль музея в системе патриотического воспитания и дается ответ на вопрос как использовать возможности проектной технологии с целью организации патриотического воспитания школьников.
Третья глава дает представление о процессе формирования патриотических чувств школьников средствами проектной деятельности. Здесь описывается опыт работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания и отражены методические рекомендации по организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности.
Международные события последних лет определили направление государственной политики в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Особая роль отводится формированию традиционных ценностей таких как семья, ценности и патриотизм.
В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности.
Особая роль в реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания отводится институту образования.
«Общество и государство осознало необходимость серьезного отношения к проблемам развития у молодежи гражданственности, духовности, любви к Родине, уважения к истории страны, готовности к служению и защите Отечества. Следовательно, деятельность по воспитанию патриотов требует непрерывный, межпредметный, системный характер, который предполагает разнообразие форм и методов обучения с целью формирования высоко нравственных, общечеловеческих ценностей и понимания особенностей хода развития страны на современном историческом этапе. Задачи патриотического воспитания должны базироваться на инновационных подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний». [37, с. 100]
Внедрение метода проектов в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств учащихся.
Проектный подход в воспитании гражданина и патриота обеспечивает сохранение исторической памяти среди школьников, происходит освоение огромного пласта локальной истории, знакомство с боевым и трудовым подвигом земляков, а также личностных образовательных потребностей каждого учащегося. Становится очевидным, что опыт проектной деятельности в образовательном процессе необходим. Поиск и анализ информации, принятие решений, последовательность действий, образ конечного результата, командная работа, непосредственно оказывают влияние на личность для ее успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Проектное обучение имеет массу возможностей, как уже было сказано, организовать его можно как в одном классе, так и в разновозрастных группах, построить процесс вполне реально как индивидуально, так и массово, главное распределить содержание, назначения, определить трудоемкость и обеспечить ресурсами по силам.
Определяя цель музейной практики в школе, отметим, что при тесном личностном взаимодействии с субъектами обучения и воспитания происходит становление у школьников активной гражданской позиции, бережное отношение к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Краеведческое направление патриотического воспитания школьников позволяет заниматься им научно-практической деятельностью, принимать самое активное участие в организации школьных, районных мероприятий, приуроченных к важным датам истории как локальной так и общероссийской, применяя на практике полученные знания и демонстрируя компетентности проектировщиков аналитические, информационные, коммуникативные, организаторские и другие.
Рекомендации, описанные в последнем параграфе выработаны в процессе многолетней работы в данном направлении. Музеем МАОУ СШ № 108 накоплен богатый опыт создания и реализации проектов патриотической направленности, в разработке которых непосредственное участие принимали учащиеся и старшеклассники школы. Опыт показывает, что данная деятельность для них очень интересная, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивать общеучебные и специальные способности подростков. Основу проектов составляют ресурсы фондов школьного музея, красноярского архива, музея Мемориал Победы, краеведческого музея, воспоминания ветеранов. Внедрение проектной технологии в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств гражданина своей страны. Гипотеза исследования подтвердилась.
Эффективность патриотического воспитания обучающихся проявляется и в их социальной активности. Активисты сами берутся за проведение гражданских, социальных акций, как в школе, так и в окружающем школу социуме. Ребята принимающие активное участие в жизни музея, являются участниками, призерами и победителями рейтинговых конкурсов в районе и городе.
Подводя итог работе, обратимся к словам выдающегося музееведа Кеннета Хадсона: «Чтобы общество воспринимало влияние извне, чтобы изменения были приняты обществом, необходимы три условия. Во-первых, нужны люди, обладающие исключительной остротой видения и оригинальностью ума, - творцы новых идей. Во-вторых, эпоха и социальный климат должны быть благоприятными; и, в-третьих, необходимы средства для пропаганды нового мышления. Если отсутствует какой-либо из этих факторов, любое новое предложение - тем более предложение революционное - почти наверняка не будет поддержано, сколь бы блестящим и разумным оно не было». [18, с. 10]
Российское общество, в свою очередь, нуждается в укреплении единства, национальном сплочении и школа обладает особыми резервами для решения таких задач. Системный подход, кадровые ресурсы и особый климат в образовательной среде позволят сделать позитивные шаги в этом чрезвычайно важном направлении.
Технология проектного обучения, на наш взгляд, имеет огромный потенциал. Если использовать возможности проектов в учебных и воспитательных целях это позволит сделать огромный скачок и преодолеть проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения. Мы в своей работе доказали, что это один из эффективнейших методов современной методики преподавания в школе.
В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности.
Особая роль в реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания отводится институту образования.
«Общество и государство осознало необходимость серьезного отношения к проблемам развития у молодежи гражданственности, духовности, любви к Родине, уважения к истории страны, готовности к служению и защите Отечества. Следовательно, деятельность по воспитанию патриотов требует непрерывный, межпредметный, системный характер, который предполагает разнообразие форм и методов обучения с целью формирования высоко нравственных, общечеловеческих ценностей и понимания особенностей хода развития страны на современном историческом этапе. Задачи патриотического воспитания должны базироваться на инновационных подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний». [37, с. 100]
Внедрение метода проектов в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств учащихся.
Проектный подход в воспитании гражданина и патриота обеспечивает сохранение исторической памяти среди школьников, происходит освоение огромного пласта локальной истории, знакомство с боевым и трудовым подвигом земляков, а также личностных образовательных потребностей каждого учащегося. Становится очевидным, что опыт проектной деятельности в образовательном процессе необходим. Поиск и анализ информации, принятие решений, последовательность действий, образ конечного результата, командная работа, непосредственно оказывают влияние на личность для ее успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Проектное обучение имеет массу возможностей, как уже было сказано, организовать его можно как в одном классе, так и в разновозрастных группах, построить процесс вполне реально как индивидуально, так и массово, главное распределить содержание, назначения, определить трудоемкость и обеспечить ресурсами по силам.
Определяя цель музейной практики в школе, отметим, что при тесном личностном взаимодействии с субъектами обучения и воспитания происходит становление у школьников активной гражданской позиции, бережное отношение к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Краеведческое направление патриотического воспитания школьников позволяет заниматься им научно-практической деятельностью, принимать самое активное участие в организации школьных, районных мероприятий, приуроченных к важным датам истории как локальной так и общероссийской, применяя на практике полученные знания и демонстрируя компетентности проектировщиков аналитические, информационные, коммуникативные, организаторские и другие.
Рекомендации, описанные в последнем параграфе выработаны в процессе многолетней работы в данном направлении. Музеем МАОУ СШ № 108 накоплен богатый опыт создания и реализации проектов патриотической направленности, в разработке которых непосредственное участие принимали учащиеся и старшеклассники школы. Опыт показывает, что данная деятельность для них очень интересная, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивать общеучебные и специальные способности подростков. Основу проектов составляют ресурсы фондов школьного музея, красноярского архива, музея Мемориал Победы, краеведческого музея, воспоминания ветеранов. Внедрение проектной технологии в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств гражданина своей страны. Гипотеза исследования подтвердилась.
Эффективность патриотического воспитания обучающихся проявляется и в их социальной активности. Активисты сами берутся за проведение гражданских, социальных акций, как в школе, так и в окружающем школу социуме. Ребята принимающие активное участие в жизни музея, являются участниками, призерами и победителями рейтинговых конкурсов в районе и городе.
Подводя итог работе, обратимся к словам выдающегося музееведа Кеннета Хадсона: «Чтобы общество воспринимало влияние извне, чтобы изменения были приняты обществом, необходимы три условия. Во-первых, нужны люди, обладающие исключительной остротой видения и оригинальностью ума, - творцы новых идей. Во-вторых, эпоха и социальный климат должны быть благоприятными; и, в-третьих, необходимы средства для пропаганды нового мышления. Если отсутствует какой-либо из этих факторов, любое новое предложение - тем более предложение революционное - почти наверняка не будет поддержано, сколь бы блестящим и разумным оно не было». [18, с. 10]
Российское общество, в свою очередь, нуждается в укреплении единства, национальном сплочении и школа обладает особыми резервами для решения таких задач. Системный подход, кадровые ресурсы и особый климат в образовательной среде позволят сделать позитивные шаги в этом чрезвычайно важном направлении.
Технология проектного обучения, на наш взгляд, имеет огромный потенциал. Если использовать возможности проектов в учебных и воспитательных целях это позволит сделать огромный скачок и преодолеть проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения. Мы в своей работе доказали, что это один из эффективнейших методов современной методики преподавания в школе.



