Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная технология как основа организации патриотического воспитания школьников (на примере деятельности музея МАОУ СШ № 108)

Работа №168727

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОЕКТ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1.1. Особенности и содержание работы над проектом 10
1.2. Виды и структура проектной деятельности 15
1.3. Проблемы применения технологии проектов в школе 19
Глава 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
2.1. Структура и функции патриотического воспитания школьников 22
2.2. Роль музея в системе патриотического воспитания 28
2.3. Как использовать возможности проектной технологии с целью организации
патриотического воспитания школьников 30
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Представление опыта работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания 33
3.2. Методические рекомендации по организации патриотического воспитания
школьников средствами проектной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


В условиях «дестабилизирующей военно-политической обстановки в мире мы наблюдаем навязывание западных ценностей, которые размывают многовековые нравственные ориентиры народов и ведут к исчезновению национальной самоидентификации. На сегодняшний день, как никогда, актуальны идеи воссоздания устоявшихся многими десятилетиями моральных и нравственных ориентиров, отношений между поколениями, которые в будущем станут мотивационным посылом деятельности молодого поколения». [13, с. 52] Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием, свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в рамках Национального проекта образования принят Федеральный проект «Патриотическое воспитание» на 2021- 2024 годы», где центральное место занимает работа «по развитию воспитания в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности». [5]
«В этом документе определена программа мероприятий для формирования эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи. На проведение патриотических мероприятий разных уровней, с привлечением детей и молодежи предполагается потратить 13 млрд 600 млн рублей. Ввиду особой значимости преемственности поколений повсеместно будут создаваться условия для взаимодействия молодого поколения со старшим, инициативных и проектных начинаний, обеспечивающих становление сознательных гражданских и патриотических представлений». [13, с. 53]
«Российское государство ставит задачу воспитания инициативного человека, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов, как основную на данном этапе развития нашего общества». [13, с. 53]
«Все эти факторы подтверждают, что в последние десятилетия процесс формирования патриотических чувств у подрастающего поколения имеет неоднозначные результаты. Молодое поколение не имеет истинного представления о таких серьезных понятиях как совесть, долг, служение своему народу. Современные школьники не испытывают свою причастность к истории и культуре Отечества, не показывают заинтересованность, и стремление познать, в чем состоит самобытность российского общества, увидеть основания происхождения главных исторических ценностей, осознать свою ответственность перед обществом и государством». [13, с. 53-54]
«В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности. А ведь для ее создания требуется интеграция усилий всех субъектов воспитания подрастающих патриотов и достойных граждан России, всего школьного сообщества. Необходимо выстроить стратегию воспитания патриота, которая будет включать в себя:
- разработку новых механизмов решения актуальных задач подготовки нового поколения;
- обеспечение обмена опытом между старшим и молодым поколением, идеалами, взглядами и мировоззрением;
- внедрение современных технологий для создания принципиально новых методик;
- обеспечение школьников возможностями научно-практического общения при поддержке некоммерческих организаций, ВУЗов, государственных учреждений». [13, с. 54]
Необходимо применять «живые методы и приемы работы для становления у воспитанников гражданских и патриотических взглядов. Деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических объединений, музеев должна служить опорой для этой работы». [13, с. 54]
Школьный музей это не только место хранения экспонатов, документов, но и место, где учащиеся имеют неограниченные возможности для реализации разноплановых потребностей личности. Ребята развивают свои мыслительные способности, кто-то впервые осваивает исследовательские навыки, кто-то развивает их все больше и больше, формируют критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить. Информация полученная из переживших десятилетия источников, для школьника означает почувствовать личную причастность к далеким историческим событиям, у него появляется желание поделиться этими уникальными знаниями с друзьями, одноклассниками, родителями.
«Предметно-развивающая среда школьного музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий». [24, с. 297]
В этот момент очень важно поддержать интерес и развивать его. Здесь на помощь педагогу приходит проектирование. Проект - это процесс создания нового, он вносит изменения, преодолевает разрыв между проблемой в прошлом и ее решением в настоящем. Разработка проектов - это один из основополагающих подходов, очевидно влияющих на становление идентичности личности как гражданина российского государства, который уважает историю своей страны и несет ответственность за ее судьбу в современных условиях.
Качественной характеристикой работы над проектом является ее самостоятельность, самодисциплина и самореализация. Предполагаемые результаты ученического проекта должны нести практическую, теоретическую, познавательную значимость, продукт проекта, полученный в результате совокупности действий.
Проектно-исследовательская, творческая, изобретающая деятельность, на сегодняшний день, является актуальной, практически во всех сферах современного, информационного общества. Образовательный процесс в данных условиях переориентируется на подготовку функционально грамотного человека, готового постоянно пользоваться знаниями, информацией, приобретаемой из огромного количества разных источников. Самостоятельно принимать решения в максимально широком диапазоне жизненных обстоятельств и социальных отношений.
Анализ современной научно-педагогической литературы показал, что разработан ряд рекомендаций, дающих представление о сущности проектной технологии, её основных этапах, принципах создания проекта.
Проектная технология была разработана в XX в. учеными из США Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. Согласно представлениям автора проект - это метод, который «представляет собою целесообразный путь подхода к детям с целью пробуждения всего лучшего в них, их лучших творческих сил». [22, с. 10-12].
Первые идеи проектного обучения в России связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.
Проектную технологию в свою педагогическую деятельность внедрял и педагог Станислав Шацкий, ему приходилось работать с трудными подростками из малообеспеченных семей, приютов. Большее внимание он уделял активным творческим занятиям. Какое-то время, примерно до 60-х гг., технология не разрабатывалась, но после стала применяться для работы над исследовательскими проектами, затем при написании дипломных и творческих работ. На современном этапе разработкой методики применения проектов для формирования гражданских и патриотических качеств учащихся на разных уровнях образования занимаются Силакова О.В., Спицына Т.В., Кривых С.Н.
Посвящают свои труды рассмотрению разных методик работы над проектами Оганисян Л.А., Акопян М.А., Романовская М.Б. Однако, применение такого пространства как школьный музей, как одного из средств широкого использования проектной деятельности имеет недостаточную методическую разработанность. Киселева А. В., Штифанова Е. В. рассматривали проблему создания эффективного музейного пространства, включенного в современную образовательную систему. Выполнение «исследовательских проектов, в рамках имеющихся у музея ресурсов создает условия для развития интеллектуальных способностей детей, развития их эмоционально-ценностной сферы, а главное - дает возможность в деятельности ощутить ситуацию успеха». [12, с. 34]
Современные педагогические исследования не дают четкого представления о том, как именно использовать проектные технологии для организации патриотического воспитания в школе. Проблема недостаточно эффективной организации патриотического воспитания школьников определила тему исследования.
Научная новизна исследования состоит в обосновании применения проектной технологии в процессе патриотического воспитания школьников.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в разработке методических рекомендаций по организации патриотического воспитания школьников.
Цель исследования разработать организационно-педагогические основы организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у школьников при использовании проектных технологий.
Предмет исследования - проектная деятельность школьников, направленная на формирование гражданских и патриотических качеств учащихся, посредством включения их в деятельность музея.
В основу исследования положена следующая гипотеза: применение проектных технологий открывает возможности для воспитания у школьников гражданских и патриотических качеств, посредством вовлечения учащихся в деятельность музея.
Задачи исследования:
- исследовать понятие, содержание, особенности проектных технологий;
- определить сущность процесса патриотического воспитания, методические подходы к изучению проблемы на основе анализа психолого - педагогической и методической литературы;
- установить значение роли школьного музея системе патриотического воспитания;
- выявить совокупность методических условий, оказывающих влияние на формирование у школьников патриотических чувств;
- представить результаты по разработке методических рекомендаций организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности в процессе включения их в деятельность музея МАОУ СШ № 108.
Решение перечисленных задач предполагает частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
Первая глава работы посвящена рассмотрению проекта как универсального способа постановки и решения проблем. Здесь определяются особенности и содержание школьного проекта, виды и структура проектов патриотической направленности. Выявляются проблемы применения технологии проектов в школе.
Вторая глава исследования «Патриотическое воспитание в школе». Раскрывает структуру и функции патриотического воспитания школьников, рассматривается роль музея в системе патриотического воспитания и дается ответ на вопрос как использовать возможности проектной технологии с целью организации патриотического воспитания школьников.
Третья глава дает представление о процессе формирования патриотических чувств школьников средствами проектной деятельности. Здесь описывается опыт работы музея МАОУ СШ № 108 по организации патриотического воспитания и отражены методические рекомендации по организации патриотического воспитания школьников средствами проектной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Международные события последних лет определили направление государственной политики в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Особая роль отводится формированию традиционных ценностей таких как семья, ценности и патриотизм.
В нынешних школах отсутствует единый подход к организации воспитания патриотической направленности.
Особая роль в реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания отводится институту образования.
«Общество и государство осознало необходимость серьезного отношения к проблемам развития у молодежи гражданственности, духовности, любви к Родине, уважения к истории страны, готовности к служению и защите Отечества. Следовательно, деятельность по воспитанию патриотов требует непрерывный, межпредметный, системный характер, который предполагает разнообразие форм и методов обучения с целью формирования высоко нравственных, общечеловеческих ценностей и понимания особенностей хода развития страны на современном историческом этапе. Задачи патриотического воспитания должны базироваться на инновационных подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний». [37, с. 100]
Внедрение метода проектов в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств учащихся.
Проектный подход в воспитании гражданина и патриота обеспечивает сохранение исторической памяти среди школьников, происходит освоение огромного пласта локальной истории, знакомство с боевым и трудовым подвигом земляков, а также личностных образовательных потребностей каждого учащегося. Становится очевидным, что опыт проектной деятельности в образовательном процессе необходим. Поиск и анализ информации, принятие решений, последовательность действий, образ конечного результата, командная работа, непосредственно оказывают влияние на личность для ее успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Проектное обучение имеет массу возможностей, как уже было сказано, организовать его можно как в одном классе, так и в разновозрастных группах, построить процесс вполне реально как индивидуально, так и массово, главное распределить содержание, назначения, определить трудоемкость и обеспечить ресурсами по силам.
Определяя цель музейной практики в школе, отметим, что при тесном личностном взаимодействии с субъектами обучения и воспитания происходит становление у школьников активной гражданской позиции, бережное отношение к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Краеведческое направление патриотического воспитания школьников позволяет заниматься им научно-практической деятельностью, принимать самое активное участие в организации школьных, районных мероприятий, приуроченных к важным датам истории как локальной так и общероссийской, применяя на практике полученные знания и демонстрируя компетентности проектировщиков аналитические, информационные, коммуникативные, организаторские и другие.
Рекомендации, описанные в последнем параграфе выработаны в процессе многолетней работы в данном направлении. Музеем МАОУ СШ № 108 накоплен богатый опыт создания и реализации проектов патриотической направленности, в разработке которых непосредственное участие принимали учащиеся и старшеклассники школы. Опыт показывает, что данная деятельность для них очень интересная, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивать общеучебные и специальные способности подростков. Основу проектов составляют ресурсы фондов школьного музея, красноярского архива, музея Мемориал Победы, краеведческого музея, воспоминания ветеранов. Внедрение проектной технологии в систему патриотического воспитания школы позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств гражданина своей страны. Гипотеза исследования подтвердилась.
Эффективность патриотического воспитания обучающихся проявляется и в их социальной активности. Активисты сами берутся за проведение гражданских, социальных акций, как в школе, так и в окружающем школу социуме. Ребята принимающие активное участие в жизни музея, являются участниками, призерами и победителями рейтинговых конкурсов в районе и городе.
Подводя итог работе, обратимся к словам выдающегося музееведа Кеннета Хадсона: «Чтобы общество воспринимало влияние извне, чтобы изменения были приняты обществом, необходимы три условия. Во-первых, нужны люди, обладающие исключительной остротой видения и оригинальностью ума, - творцы новых идей. Во-вторых, эпоха и социальный климат должны быть благоприятными; и, в-третьих, необходимы средства для пропаганды нового мышления. Если отсутствует какой-либо из этих факторов, любое новое предложение - тем более предложение революционное - почти наверняка не будет поддержано, сколь бы блестящим и разумным оно не было». [18, с. 10]
Российское общество, в свою очередь, нуждается в укреплении единства, национальном сплочении и школа обладает особыми резервами для решения таких задач. Системный подход, кадровые ресурсы и особый климат в образовательной среде позволят сделать позитивные шаги в этом чрезвычайно важном направлении.
Технология проектного обучения, на наш взгляд, имеет огромный потенциал. Если использовать возможности проектов в учебных и воспитательных целях это позволит сделать огромный скачок и преодолеть проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения. Мы в своей работе доказали, что это один из эффективнейших методов современной методики преподавания в школе.



1. Музей Боевой и трудовой славы МАОУ СШ № 108. Экскурсия «О чем поведал парк Гвардейский» [Электронный ресурс].
URL:https: //disk.yandex.ru/i/MtyrBs 10jldH0A
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг.
6. Амирханова Г.Ш. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 246-248
7. Ананьев В.Р. Джон Коттон Дана: от «музейной скуки» к «новому музею» // Музей. 2017. №3. С. 96-101
8. Бим-Бад Б. М. «Прогрессивная педагогика» Джона Дьюи //Образовательный портал Zenon.74.ru. URL:https://zenon74.ru/school/pedagogika-dzhona-dyui
9. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 44-47.
10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев, М.Б., Лутовинов, В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. Волгоград.: ПринТерра. 2007. С. 36
11. Вяжевич Л. П., Тумбаева А. В., Туманова Н. Е., Мазурская З. Л., Михайлова О. И. Метод проектов - один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 257-259
12. Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 30-35
13. Горгоц М.Ю. Сложности реализации патриотического воспитания в современной школе // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития. Материалы VI Национальной научно-практической конференции, посвященной юбилейным датам исторического факультета. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева / Отв. редактор И.Н. Ценюга. Красноярск, 2021. С. 52-54
14. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 14-16.
15. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.
16. Зауторова Э.В., Рейма О.Я. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности // Педагогические науки. 2018. № 11. С. 130-136
17. Зевелёва Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. Аспекты клубной деятельности кафедры гуманитарных наук МГРИ-РГГР в рамках духовно-патриотического воспитания // Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, посвященной 50- летию организации поискового движения на Белгородчине / Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. С. 78¬85.
18. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащиеся молодёжи в современных условиях // Вестник ЮУрГУ. Сер. Педагогика. 2016. № 4. С. 9¬
19. Катышевская Т.А. Сущность проектной деятельности // Вопросы студенческой науки Выпуск. 2020. №2 (42). С. 265-269
20. Кеннет Хадсон. Влиятельные музеи. Пер. с анг-л. Л. Мотылев. Новосибирск.: Сибирский хронограф, 2001.
21. Корнетов Г.Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Часть 1. Сущность и становление метода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 5. С. 16-24
22. Килпатрик В. Х. Основы метода / сжатый пер. с англ. Н. Н. Ильина; в изложении Н. Н. и М. Ф. Ильиных; с введением проф. С. С. Моложавого; Народный комиссариат просвещения РСФСР.-Москва; Ленинград: Госиздат, 1928.
23. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307
24. Микляева М.А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании // Наука и Образование. 2019. № 2. С. 164
25. Мироненко Е.М. Роль школьных музеев в патриотическом воспитании // «Молодой учёный». 2021. № 19 (361) С. 297-298
26. Михалкина Е. В., Никитаева А. Ю., Косолапова Н. А., Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Издательство Южного федерального университета, 2016. 146 с.
https://econ.sfedu.ru/images/Studentu/Uchebnoe posobie.pdf
27. МонастырскийД.В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 9. 2017. №3/1. С. 87-91
28. Нефедова А.С. Патриотическое направление как приоритетное направление образовательной политики // Учёные записки ЗабГУ. 2017. Том 12. № 5. С. 6-12
29. Оганнисян Л.А. Использование метода проектов в образовательном процессе // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2. С. 101-104
30. Основы проектной деятельности. метод. указания / Блесман А. И., Полещенко К. Н., Семенюк Н. А., Теплоухов А. А. ОмГТУ: Минобрнауки России,2021
31. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2020. 528 с.
33. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: Издательский дом «Просвещение», 2011. 191 с.
34. Проектная мастерская. 5-9 классы / А. В. Леонтович, И. А. Смирнов, А. С. Саввичев. М.: Просвещение, 2021. 112 с.
35. Проекты в школе: от подготовки до презентации // Корпорация российский учебник. URL:https://rosuchebnik.ru/material/proekty-v-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
36. Рудакова А. С. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне // Гуманизация образования. 2011. № 8. С. 46-52.
37. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 100-103
38. Тимошенко Ю.В. Развитие патриотического воспитания в России // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 319-322.
39. Уткина Т. В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие. Челябинск.: ЧИППКРО, 2014. 192 с.
40. Уткина Т. В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ. Челябинск.: ЧИ1П1КРО, 2018. 60 с.
https://ipk74.ru/upload/iblock/2c4/2c4f99d0d0cfc552bac19339d76489dd.pdf
41. Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. 2013. № 1 (48). С. 376-378.
42. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 208 с.
43. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). С. 240-243.
44. Щербаченя К.А., Пустошилова Л.А. Защитники Российских рубежей
(из опыта совместной работы музея боевой и трудовой пограничной славы с Енисейским казачьим войском и КРОО сохранения традиций пограничных войск «Пограничник») // XVIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества». Красноярск.: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2018. С. 287-295


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ