Профилактика игровой компьютерной зависимости младших подростков в условиях общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики игровой компьютерной зависимости 6
1.1. Игровая компьютерная зависимость как социальная проблема 6
1.2. Особенности игровой компьютерной зависимости у младших
подростков 11
1.3. Условия профилактики игровой компьютерной зависимости для
младших подростков 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике игровой компьютерной зависимости 35
2.1. Диагностика проявлений игровой компьютерной зависимости у
младших подростков 35
2.2. Реализация программы профилактики игровой компьютерной
зависимости для младших подростков 40
2.3. Анализ и интерпретация данных диагностики 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики игровой компьютерной зависимости 6
1.1. Игровая компьютерная зависимость как социальная проблема 6
1.2. Особенности игровой компьютерной зависимости у младших
подростков 11
1.3. Условия профилактики игровой компьютерной зависимости для
младших подростков 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике игровой компьютерной зависимости 35
2.1. Диагностика проявлений игровой компьютерной зависимости у
младших подростков 35
2.2. Реализация программы профилактики игровой компьютерной
зависимости для младших подростков 40
2.3. Анализ и интерпретация данных диагностики 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Самое впечатляющее событие последних двадцати лет можно вправе считать компьютеризацию всех сфер общественной жизни. Высокие технологии, в том числе и компьютер, стали заполнять современную жизнь и все больше овладевать своим влиянием современных детей и подростков. Такое массовое использование различных высоких технологий оставляет неизгладимый след на развитии и воспитании личности современного ребенка. Сейчас практически каждый ребенок умеет обращаться с компьютерными программами, и соответственно с играми. В силу своего возраста подростки больше всех подвержены пагубному влиянию, ведь у них нет точного понимания тех последствий, к которым может привести злоупотребление времяпрепровождения за компьютером.
С каждым годом количество детей играющих в компьютерные игры увеличивается, при этом они не осознают пагубного влияния, которое оказывают игры. Именно в такое время, профилактика игровой компьютерной зависимости приобретает большую актуальность. Несмотря на это, существует проблема неполноценной осведомленности по вопросу профилактики игровой компьютерной зависимости, как в теории, так и в практике. Ведь до сих пор в научной литературе нет четкого понимания определения такого феномена. Во множестве научных работ встречаются различные вариации определения игровой компьютерной зависимости.
Исследованиями проблемы игровой компьютерной зависимости занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Янг К., Текл Ш., Шоттон М., Быковская Е.В., Бредихина М.В., Иванов М.С., Короленко Ц.П., Обжорин А. М., Парфилова Г.Г., Трафимчик Ж.И., Прибылова Ю.О., Юрьева Л.Н.
Для эффективного предотвращения и купирования этого феномена необходимо проведение программы профилактики с детьми, у которых только возникают проявления игровой компьютерной зависимости. Именно профилактика для данной категории уменьшит количество зависимых в будущем.
Цель: определить результативность условий программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Объект: процесс профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Предмет: условия профилактики компьютерной зависимости у младших подростков.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2) Изучить проявления игровой компьютерной зависимости у младших подростков, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3) Разработать и реализовать программу профилактики игровой компьютерной зависимости для младших подростков.
4) Составить рекомендации для родителей учащихся по профилактике игровой компьютерной зависимости.
ГИПОТЕЗА: Программа профилактики игровой компьютерной зависимости будет результативна при следующих условиях:
1. Будут использованы активные формы работы, такие как: дискуссия, тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, конструктивное общение, и осознание ценности полезного досуга, включение в него.
2. Будет проведено информирование родителей, консультирование по вопросам стратегий взаимодействия с детьми, и предоставлены методические рекомендации.
Практическая значимость исследования: разработанная программа профилактики игровой компьютерной зависимости у подростков может быть внедрена и реализована в общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования: изучение и анализ методической и научной литературы по профилактике, изучение передового опыта, анкетирование, беседа, методы статистической обработки данных.
Экспериментальная и диагностическая база исследования: учащиеся пятых классов школы города Красноярска. Были исследованы 25 подростков.
С каждым годом количество детей играющих в компьютерные игры увеличивается, при этом они не осознают пагубного влияния, которое оказывают игры. Именно в такое время, профилактика игровой компьютерной зависимости приобретает большую актуальность. Несмотря на это, существует проблема неполноценной осведомленности по вопросу профилактики игровой компьютерной зависимости, как в теории, так и в практике. Ведь до сих пор в научной литературе нет четкого понимания определения такого феномена. Во множестве научных работ встречаются различные вариации определения игровой компьютерной зависимости.
Исследованиями проблемы игровой компьютерной зависимости занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Янг К., Текл Ш., Шоттон М., Быковская Е.В., Бредихина М.В., Иванов М.С., Короленко Ц.П., Обжорин А. М., Парфилова Г.Г., Трафимчик Ж.И., Прибылова Ю.О., Юрьева Л.Н.
Для эффективного предотвращения и купирования этого феномена необходимо проведение программы профилактики с детьми, у которых только возникают проявления игровой компьютерной зависимости. Именно профилактика для данной категории уменьшит количество зависимых в будущем.
Цель: определить результативность условий программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Объект: процесс профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Предмет: условия профилактики компьютерной зависимости у младших подростков.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2) Изучить проявления игровой компьютерной зависимости у младших подростков, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3) Разработать и реализовать программу профилактики игровой компьютерной зависимости для младших подростков.
4) Составить рекомендации для родителей учащихся по профилактике игровой компьютерной зависимости.
ГИПОТЕЗА: Программа профилактики игровой компьютерной зависимости будет результативна при следующих условиях:
1. Будут использованы активные формы работы, такие как: дискуссия, тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, конструктивное общение, и осознание ценности полезного досуга, включение в него.
2. Будет проведено информирование родителей, консультирование по вопросам стратегий взаимодействия с детьми, и предоставлены методические рекомендации.
Практическая значимость исследования: разработанная программа профилактики игровой компьютерной зависимости у подростков может быть внедрена и реализована в общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования: изучение и анализ методической и научной литературы по профилактике, изучение передового опыта, анкетирование, беседа, методы статистической обработки данных.
Экспериментальная и диагностическая база исследования: учащиеся пятых классов школы города Красноярска. Были исследованы 25 подростков.
Нами было проанализировано понятие игровая компьютерная зависимость, причины и механизмы в трудах таких авторов как Больбот Т.Ю., Юрьева Л.Н. К. Янг, Гордеева А.В., Керделлан К., Грезийон Г.. Игровая компьютерная зависимость определяется Е.В. Змановской как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, представляющее опасность целостности и развитию личности подростка, влекущее за собой серьезные изменения в самооценке и самосознании личности.
Младшие подростки являются категорией группы риска по игровой компьютерной зависимости, что обусловлено следующими особенностями возраста: не развитые защитные механизмы, отсутствие самоконтроля, дефицит внимания с родительской стороны, плохие взаимоотношения с друзьями и сверстниками, желание принятия роли самостоятельного, подражательность, низкая самооценка.
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы установили цель для нашей исследовательской работы. Это определить результативность условий разработанной программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Мы изучили теоретическую базу методов профилактики и рекомендаций по игровой компьютерной зависимости.
В дальнейшем мы провели исследование диагностической группы на наличие признаков игровой компьютерной зависимости, в ходе которой мы выяснили, что некоторые уже имеют признаки игровой компьютерной зависимости, и большинство подростков увлечены компьютерными играми. Также в исследовании мы изучали следующие признаки игровой компьютерной зависимости: Наличие контроля со стороны подростка за проведенным временем за компьютером; наличие контроля со стороны взрослых за проведенным подростком временем за компьютером; времяпрепровождение за компьютерными играми более 5 часов; замещение полезного досуга компьютерными играми; предпочтение подростков проводить время за компьютерной игрой, а не за общением с друзьями; проблемы с учебной деятельностью; скрытность компьютерной деятельности от родителей.
Опираясь на полученные данные мы разработали программу профилактики игровой компьютерной зависимости для младших подростков, включающую в себя следующее: профилактические уроки, и тематические выступления, использование активных форм работы с детьми, таких как дискуссии, тренинги, элементы драмы и арт-терапии, ролевые игры, которые ориентируются на развитие коммуникативных навыков, конструктивного общения, уверенности в себе, творческого мышления, и на осознание ценности полезного досуга, информирование родителей о существующей проблеме, консультирование по вопросам стратегий взаимодействия с детьми, и предоставление рекомендаций для родителей учащихся по профилактике игровой компьютерной зависимости.
В результате реализованной программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков удалось уменьшить количество детей с признаками игровой компьютерной зависимости, а также снизить увлеченность компьютерными играми.
Младшие подростки являются категорией группы риска по игровой компьютерной зависимости, что обусловлено следующими особенностями возраста: не развитые защитные механизмы, отсутствие самоконтроля, дефицит внимания с родительской стороны, плохие взаимоотношения с друзьями и сверстниками, желание принятия роли самостоятельного, подражательность, низкая самооценка.
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы установили цель для нашей исследовательской работы. Это определить результативность условий разработанной программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Мы изучили теоретическую базу методов профилактики и рекомендаций по игровой компьютерной зависимости.
В дальнейшем мы провели исследование диагностической группы на наличие признаков игровой компьютерной зависимости, в ходе которой мы выяснили, что некоторые уже имеют признаки игровой компьютерной зависимости, и большинство подростков увлечены компьютерными играми. Также в исследовании мы изучали следующие признаки игровой компьютерной зависимости: Наличие контроля со стороны подростка за проведенным временем за компьютером; наличие контроля со стороны взрослых за проведенным подростком временем за компьютером; времяпрепровождение за компьютерными играми более 5 часов; замещение полезного досуга компьютерными играми; предпочтение подростков проводить время за компьютерной игрой, а не за общением с друзьями; проблемы с учебной деятельностью; скрытность компьютерной деятельности от родителей.
Опираясь на полученные данные мы разработали программу профилактики игровой компьютерной зависимости для младших подростков, включающую в себя следующее: профилактические уроки, и тематические выступления, использование активных форм работы с детьми, таких как дискуссии, тренинги, элементы драмы и арт-терапии, ролевые игры, которые ориентируются на развитие коммуникативных навыков, конструктивного общения, уверенности в себе, творческого мышления, и на осознание ценности полезного досуга, информирование родителей о существующей проблеме, консультирование по вопросам стратегий взаимодействия с детьми, и предоставление рекомендаций для родителей учащихся по профилактике игровой компьютерной зависимости.
В результате реализованной программы профилактики игровой компьютерной зависимости у младших подростков удалось уменьшить количество детей с признаками игровой компьютерной зависимости, а также снизить увлеченность компьютерными играми.
Подобные работы
- Личностные характеристики школьников с игровой компьютерной зависимостью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Влияние гендерных факторов на жанровые предпочтения в компьютерных играх у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020



