Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ' 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1 Содержание понятия детского творчества 7
1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 17
1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей
в процессе изобразительной деятельности 23
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ СЮЖЕТНОГО
РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ 29
2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста 29
2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в
старшем дошкольном возрасте 37
2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию 41
ГЛАВА 3 . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПО СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ 47
3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 47
3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63


Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения [12, с. 127].
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества [16, с. 39].
Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями:.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка [1, с. 15].
Так, Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования [6, с.32].
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий [14, с.25].
В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОО для решения соответствующей задачи.
Объект исследования: развитие детского творчества.
Предмет исследования : возможности занятий по сюжетному рисованию в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Цель работы : теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО является сюжетное рисование. Эффективность сюжетного рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями::
- вариативностью способов создания рисунка;
- поиском выразительных средств в передаче образов изображения;
- возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).
Наиболее эффективно развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию будет проходить через использование нетрадиционных техник рисования.
Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества.
Исходя из цели, гипотезы, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия “детское творчество”, его содержание, этапы формирования.
2. Рассмотреть и выделить особенности развития детского творчества.
3. Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
4. Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, и экспериментально апробировать их эффективность.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;
исследование образовательных программ и изучение учебной документации в дошкольном учреждении;
• изучение педагогического опыта;
• прямое наблюдение за деятельностью детей; диагностические методы:
• беседы с детьми;
• беседы с педагогом (воспитателем);
• статистическая и графическая обработка данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта о включении в понятие "детское творчество" взаимосвязанных компонентов, таких как "способности", "творчество", "воображение", "задатки", "творческий акт", без которых невозможно определить сущность детского творчества.
Ряд авторов (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, В.С. Щербаков) показали, что изобразительная деятельность взрослого отличается от детской. Следовательно, развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Г. Г. Григорьева в своих работах отмечает, что этапы изобразительной деятельности ребенка сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества [17. с. 143].
Е.А. Флериной было определено, что обучение не препятствует развитию творчества Поэтому задача педагога - найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творчества [17. с. 78].
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в своей работе мы использовали нетрадиционные техники на занятиях по сюжетному рисованию.
В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. На основании полученных нами знаний в ходе исследования мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня творчества у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из шести этапов: изучение планирующей документации, беседа с воспитателем, беседа с детьми, тест для родителей, тест для детей, анализ продуктов деятельности детей. Это дело возможность наиболее полно исследовать проявления творчества детей, точно определить уровень развития творчества и выявить причины недостаточной сформированности для старшего дошкольного возраста уровня творчества.
По результатам исследования было определено, что уровень, близкий к высокому, творчества у 37, 5% детей, близкий к среднему - 37, 5% и низкий уровень творчества у 25% детей. Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня творчества являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений.
В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник. В ходе проведения этих комплексов обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей, накопление знаний об изменениях в природе, особенностях времен года и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности.
Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. Здесь использовались такие методики, как беседа с воспитателем, тест для родителей, анализ продуктов деятельности. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень творчества стал выше, чем в начале эксперимента: 25% детей имеют уровень, близкий к среднему, 37, 5% - уровень выше среднего и 37, 5% имеют уровень, близкий к высокому. Сюжеты, изображаемые детьми, стали богаче по содержанию, разнообразилась цветовая палитра, используемая в работах.
Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.



1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1966.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 1999.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004.
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.:Просвещение, 1945.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности де тском саду. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. - М.: Просвещение, 1977.
8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошкол.)". - М.: Просвещение, 1981.
9. Немов Р.С. Общая психология: Учеб, для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400с.
10. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 208 с.
11. Программа "Развитие" (основные положения). - М.: Новая школа, 1994. - 64с.
12. Педагогический энциклопедический словарь /в 2 т. / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. - 3-е изд. - М.: Большая Рос. Энциол., 2009. - 528 с.
13. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 271с.: ил.
14. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М.: Просвещение, 1973. - 208 с.
15. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Известия АНП РСФСР. - М., 1947. Вып. 2.
16. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства - М.: Просвещение, 1945.
17. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника - М.: Просвещение, 1945.
18. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ