Подготовка школьников к решению заданий школьного курса математики методами функционального анализа
|
Введение 3
Глава I. Элементы математического анализа в школьном курсе 5 математики.
1.1. История появления и значение элементов математического 5 анализа в школьном курсе математики.
1.2. Элементы функционального анализа в учебной программе 8 средней общеобразовательной школы и действующих школьных учебниках математики - анализ теоретического и практического содержания.
1.3. Элементы функционального анализа в программе ЕГЭ. 24
Глава II. Рекомендации по обучению школьников элементам 28 функционального анализа.
2.1. Анализ действующей школьной программы в отношении 28
повышения эффективности обучения элементам
функционального анализа.
2.2. Требования к разработке и проведению элективного курса. 30
2.3. Программа элективного курса. 36
2.4. Конспекты уроков по программе элективного курса. 56
2.5. Проведение опытно-экспериментальной работы. 75
Заключение 81
Список литературы 83
Глава I. Элементы математического анализа в школьном курсе 5 математики.
1.1. История появления и значение элементов математического 5 анализа в школьном курсе математики.
1.2. Элементы функционального анализа в учебной программе 8 средней общеобразовательной школы и действующих школьных учебниках математики - анализ теоретического и практического содержания.
1.3. Элементы функционального анализа в программе ЕГЭ. 24
Глава II. Рекомендации по обучению школьников элементам 28 функционального анализа.
2.1. Анализ действующей школьной программы в отношении 28
повышения эффективности обучения элементам
функционального анализа.
2.2. Требования к разработке и проведению элективного курса. 30
2.3. Программа элективного курса. 36
2.4. Конспекты уроков по программе элективного курса. 56
2.5. Проведение опытно-экспериментальной работы. 75
Заключение 81
Список литературы 83
Одной из главных дисциплин, изучаемых в 10-11 классах, является алгебра и начала математического анализа. Предпосылками введения математического анализа в школьный курс математики было то, что к концу XVII века накопились важные классы однотипных задач, решаемых методами математического анализа.
Функциональная линия прослеживается в школьном курсе математики начиная с 7 класса. В старших классах в связи с введением понятия производной и связанных с ней элементов функционального анализа возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с исследованием функций. Однако чаще делается акцент на исследование функций с помощью производной и практически не обращается внимание на исследование функций по графику, на анализ и чтение графиков, что требует понимания базовых понятий. Кроме того, задания ЕГЭ также содержат элементы функционального анализа в явном и неявном виде и требуют аккуратного применения знаний данной области на уровне понимания. Достаточно большое количество заданий школьного курса, особенно задания повышенной сложности, используют элементы функционального анализа в неявном виде. Часто такие задания даже сами учителя не могут сразу определить. Это еще раз говорит о том, что необходимо не только усвоение выполнения определенных действий в данном разделе математики, а нужно понимание данного материала.
Несмотря на то, что элементы функционального анализа присутствуют в школьной программе довольно давно и существует много методических разработок в этой области, до сих пор остается проблема, как добиться от школьников понимания самого сложного в школьном курсе математики материала. Это обусловило проблему нашего исследования.
Цель исследования: Разработка рекомендаций по повышению уровня усвоения материала функционального анализа учащимися 10-11 классов.
Объект исследования: Процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: Элементы функционального анализа в школьном курсе математики.
Задачи исследования:
1. раскрыть содержание учебных программ школьного курса
математики;
2. показать историю и необходимость появления элементов
функционального анализа в школьном курсе математики;
3. на основе анализа программного материала и действующих школьных учебников разработать рекомендации по повышению уровня усвоения школьниками элементов функционального анализа;
4. провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных рекомендаций.
Функциональная линия прослеживается в школьном курсе математики начиная с 7 класса. В старших классах в связи с введением понятия производной и связанных с ней элементов функционального анализа возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с исследованием функций. Однако чаще делается акцент на исследование функций с помощью производной и практически не обращается внимание на исследование функций по графику, на анализ и чтение графиков, что требует понимания базовых понятий. Кроме того, задания ЕГЭ также содержат элементы функционального анализа в явном и неявном виде и требуют аккуратного применения знаний данной области на уровне понимания. Достаточно большое количество заданий школьного курса, особенно задания повышенной сложности, используют элементы функционального анализа в неявном виде. Часто такие задания даже сами учителя не могут сразу определить. Это еще раз говорит о том, что необходимо не только усвоение выполнения определенных действий в данном разделе математики, а нужно понимание данного материала.
Несмотря на то, что элементы функционального анализа присутствуют в школьной программе довольно давно и существует много методических разработок в этой области, до сих пор остается проблема, как добиться от школьников понимания самого сложного в школьном курсе математики материала. Это обусловило проблему нашего исследования.
Цель исследования: Разработка рекомендаций по повышению уровня усвоения материала функционального анализа учащимися 10-11 классов.
Объект исследования: Процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: Элементы функционального анализа в школьном курсе математики.
Задачи исследования:
1. раскрыть содержание учебных программ школьного курса
математики;
2. показать историю и необходимость появления элементов
функционального анализа в школьном курсе математики;
3. на основе анализа программного материала и действующих школьных учебников разработать рекомендации по повышению уровня усвоения школьниками элементов функционального анализа;
4. провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных рекомендаций.
В результате изучения поставленной проблемы в методической литературе, статьях педагогов и из опыта педагогической практики - функциональный анализ - самое трудное в школьном курсе математики.
Мы выяснили, что его содержание расположено по всему курсу математики дискретно, что затрудняет учащимся понимание функциональной линии в целом и ее значение, использование обычных алгоритмов при решении задач данного раздела не всегда означает понимание выполняемых действий. В связи с этим перед нами стояла цель разработать рекомендации по повышению уровня усвоения материала функционального анализа учащимися 10-11 классов.
Мы раскрыли содержание учебных программ школьного курса математики, показали историю появления функционального анализа в школьном курсе математики, проанализировали программный материал и действующие школьные учебники. Мы увидели, что формат обычных уроков и объем изучаемого в 10-11 классах материала требует применения форм обучения подразумевающих выход за рамки отведенного школьной программой количества занятий по математике. Поэтому мы разработали рекомендации по повышению уровня усвоения школьниками элементов функционального анализа в виде элективного курса и провели опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных рекомендаций.
Мною было проведено 3 занятия из программы элективного курса, затем проведение занятий продолжил учитель математики по разработанной нами программе. Результаты контрольных и самостоятельных работ показали повышение уровня усвоения учащихся элементов функционального анализа.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, и цель исследования достигнута.
Мы выяснили, что его содержание расположено по всему курсу математики дискретно, что затрудняет учащимся понимание функциональной линии в целом и ее значение, использование обычных алгоритмов при решении задач данного раздела не всегда означает понимание выполняемых действий. В связи с этим перед нами стояла цель разработать рекомендации по повышению уровня усвоения материала функционального анализа учащимися 10-11 классов.
Мы раскрыли содержание учебных программ школьного курса математики, показали историю появления функционального анализа в школьном курсе математики, проанализировали программный материал и действующие школьные учебники. Мы увидели, что формат обычных уроков и объем изучаемого в 10-11 классах материала требует применения форм обучения подразумевающих выход за рамки отведенного школьной программой количества занятий по математике. Поэтому мы разработали рекомендации по повышению уровня усвоения школьниками элементов функционального анализа в виде элективного курса и провели опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных рекомендаций.
Мною было проведено 3 занятия из программы элективного курса, затем проведение занятий продолжил учитель математики по разработанной нами программе. Результаты контрольных и самостоятельных работ показали повышение уровня усвоения учащихся элементов функционального анализа.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Методика обучения решению показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПЕРВООБРАЗНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЗАДАЧИ НА ОТЫСКАНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСТАНОВКИ. РАЗМЕЩЕНИЯ. СОЧЕТАНИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Формирование умения моделировать у младших школьников при решении текстовых задач по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018





