Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к формированию навыков безопасного поведения старшеклассников в условиях спелеотуризма
1.1. Пещеры, как объект научного изучения и туристского интереса...6
1.2. Сущность и виды спелеотуризма 17
1.3. Проблема обеспечения безопасности в спелеотуризме 22
1.4. Правила поведения в пещере и оборудование для спелеотуризма32
1.5. Организация спелеотуризма в Ширинском районе РХ 37
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование использования средств развития навыков безопасного поведения в условиях спелеотуризма
2.1. Методы и организация исследования уровня знаний и навыков
безопасного поведения у обучающихся старших классов 41
2.2. Разработка туристического маршрута «с. Ефремкино пещера
«Ящик Пандоры» - Ефремкино» 42
2.3. Разработка и внедрение программы по формированию навыков
безопасного поведения старшеклассников посредством спелеотуризма 48
2.4. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы 57
Заключение 65
Библиографический список 66
Приложения 71
В настоящее время среди молодежи очень активно пропагандируется здоровый образ жизни и активный отдых на природе, в том числе посещение пещер. В связи с эти актуальным является обучение безопасному поведению при нахождении в пещерах, горах. Безответственное отношение к собственному здоровью, несоблюдение техники безопасности, негативное отношение к окружающей среде, приводит к несчастным случаям и, как следствие, к травматизму и гибели.
Систематическое проведение школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в 1991 году в систему общего образования, позволяет решать государственные задачи подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности, к военной службе и действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать культуру безопасного поведения, укреплять физическое и духовное здоровье.
Вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков рассматриваются в работах: Ю. В. Репина, А. Т. Смирнова, В. Д. Ширшова. Необходимость формирования навыков безопасного поведения у подростков, учитывая их высокую социальную значимость, рассматривается в работах А. Г. Маслова, Л. В. Моисеевой, В. Н. Мошкина, Т. С. Назаровой, С. П. Черного. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Н.В.Елисеевой, Р.В.Григорян, Я.Б.Каплан, В.Ф.Купецковой, А.Г.Маслова, Т.Г.Хромцовой, А.В.Шигаевой и др.
Основными проблемами в формировании навыков безопасного поведения у старшеклассников, посредством спелеотуризма, на наш взгляд, являются:
- недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов дополнительного образования направленных на формирование
поведения у старшеклассников посредством
спелеотуризма;
- отсутствие эффективной модели и методики формирования навыков безопасного поведения, гармонично объединяющей ресурсы школьного естественнонаучного и дополнительного образования;
- отсутствие адекватных методик оценивания уровня сформированности навыков безопасного поведения у старшеклассников в природных условиях...
1. В ходе проведения анализа научно-методической литературы по теме исследования мы рассмотрели пещеры, как объект научного изучения и туристского интереса, раскрыли сущность и виды спелеотуризма, изучили проблемы обеспечения безопасности в спелеотуризме, рассмотрели правила поведения в пещере и оборудование для спелеотуризма, изучили особенности организации спелеотуризма в Ширинском районе РХ.
2. Мы разработали комплекс упражнений по спелеотуризму, направленных на формирование безопасного поведения в пещерах. Комплекс упражнений включал в себя: теоретические и практические занятия по экипировке, ориентированию, физическая подготовка. Занятия проходили каждый день по 1.5 часа, в течение 6 дней. На седьмой день был организован поход в пещеру «Ящик Пандоры» на верхние этажи.
3. В педагогическом эксперименте мы проверили эффективность разработанных комплексов упражнений по спелеотуризму. В результате проведения опроса до и после эксперимента можно сделать вывод, что до эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группах знания о безопасном поведении в пещерах, снаряжении были на одинаковом низком уровне, в экспериментальной уровне процент знаний составил 54%, в контрольной - 52%. После эксперимента мы видим, что в контрольной группе произошел прирост на 11%, тогда как в экспериментальной группе мы видим достаточно высокий прирост, который составил 40%.
4. Это говорит о том, что разработанный нами комплекс упражнений оказала положительное влияние на формирование навыков безопасного поведения посредством спелеотуризма. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.