ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Краткая психологическая характеристика развития детей в
дошкольном возрасте. Особенности внимания, этапы его развития в дошкольном возрасте 6
1.2. Возможности целенаправленного развития внимания в
дошкольном возрасте 14
1.3. Конструктивные игры в развитии детей старшего дошкольного
возраста 18
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР 26
2.1. Организация исследования произвольного внимания детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Разработка и апробация программы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, оценка ее эффективности 35
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах внимания важнейшим изменением является появление элементов произвольности.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития внимания, использовать специальные методы и средства для его развития. А с 1 января 2014 г. также вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором отмечает необходимость развития психических процессов дошкольников, в т.ч. и произвольного внимания, тем самым и определяется актуальность исследования проблемы развития произвольного внимания дошкольников. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Отметим, что развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в деле подготовки ребенка к школьному обучению (что доказывает практическую значимость темы исследования). Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, 3
внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.
Ряд исследователей (И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова и пр. [1, 37]) придерживаются того мнения, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка; мы в рамках данного исследования предлагаем акцентировать внимание на потенциале конструктивной игры для развития произвольного внимания старшего дошкольника...
Дошкольный возраст - важный период становления личности, сопровождающийся развитием всех сфер личности - в т.ч. и познавательной. В данной курсовой работе нами сделан акцент на внимании - под ним понимается направленность и сосредоточенность сознания на одних объектах или деятельности при отвлечении от других. Внимание является очень важным психическим процессом дошкольника, которое прямо или опосредованно влияет на развитие всех его психических процессов. На протяжении дошкольного возраста внимание развивается в направлении от непроизвольного к произвольному. Развиваются и свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым и пр. В данном случае речь идет о закономерном развитии внимания в дошкольном детстве, однако существует возможность руководства развитием внимания дошкольников - в этом случае процесс развития внимания дошкольника целенаправленен, управляем взрослым.
Определенными возможностями целенаправленного развития внимания дошкольника обладают такие его виды деятельности, как игровая (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, театрализованная игра и пр.), конструкторская деятельность, коррекционно-развивающие задания и пр. Произвольное внимание развивается также через инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях.
Конструктивные игры могут выступать как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста: : с одной стороны, будучи игрой с правилами, наличие четко обозначенного правила в игре и необходимость ему следовать формирует необходимость ребенка регулировать свое поведение, в контексте чего развивается и произвольность психических познавательных процессов ребенка - в т.ч. и внимания; с другой 51
стороны - в процессе конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий, и пр...
1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М., 1993. 105 с.
2. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика. Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2016. 152 с.
3. Березовская А.В. Использование дидактических игр как средства познавательного развития дошкольников // Всероссийская научно¬практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. № 1. С. 300-303.
4. Ближенская Н.В., Кузнецова А.А. Психолого-педагогическое воздействие в развитии свойств внимания детей дошкольного возраста // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 6 (9). С. 56-66.
5. Ближенская Н.В., Кулакова Н.И., Кузнецова А.А. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. 2017. С. 40-44.
6. Власова М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] 2017. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. № 1 (10). С. 139-141.
7. Возрастная психология : учебное пособие / Т.П. Авдулова и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской. М. : Академия, 2014. 329 с.
8. Выготский Л.С. Психология. М. : Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М., 1976. 205 с.
10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем внимание. М. : Академия развития, 2006. 132 с.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания : хрестоматия по психологии. М., 2011. 200 с.
12. Гарифуллина А.В., Давыденко Ю.В., Щербакова Н.Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 45-48.
13. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю внимание : пособие для подготовки детей к школе. СПб. : Питер, 2000. 143 с.
14. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2015. 465 с.
15. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров / М. : ООО «Издательство Спутник+», 2014. 102 с...50