Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика обидчивости младших школьников посредством группового консультирования

Работа №168676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы187
Год сдачи2018
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ И
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧУВСТВА ОБИДЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ....13
1.1. Подходы к пониманию чувства обиды в психологии и педагогике 13
1.2. Особенности чувства обиды в младшем школьном возрасте 19
1.3. Групповое консультирование как способ профилактики, переживания и
преодоления чувства обиды младшими школьниками 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ОБИДЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 36
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 77
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 83
Выводы по Главе II 103
Заключение 105
Список используемых источников 107
Приложения

Одной из важных составляющих личности, непосредственно влияющих на ее развитие является эмоциональное состояние. Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции регулируют деятельность индивида; практически все эмоциональные состояния отражаются на поведении личности [20]. Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека.
Одним из проявлений эмоций является чувство обиды. С данным чувством знаком каждый человек. Оно зарождается в детском возрасте. Кто- то учится справляться с ним, и тем самым лучше понимает себя и свои желания, а кому-то значительно труднее пережить и справиться с чувством обиды, это отнимает много сил и энергии, что обязательно сказывается на качестве жизни и здоровье. В процессе взросления человек перестает замечать данный феномен, считает естественным и необходимым. Но насколько оно значимо, полезно; каким образом влияет на психологическое здоровье, успешность и взаимодействие с социумом , задумывается не каждый.
В своем исследовании мы обратили внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно, на младший школьный возраст. Данный период является сенситивным в переживании и проявлении чувства обиды .
В литературе чувство обиды , обидчивость освещены у следующих авторов: А. Басс, А. Дарки, М.В. Зюзько, К. Леонгард, А.Е. Личко, Д.В. Ольшанский, Ю.М. Орлов, Ф. Перлз, В.В. Столин, К. Хорни, А.Г. Шмелев, Э. Шостром, К. Юнг. В психологии предпринимаются определенные попытки выработки алгоритмов работы с обидами , а также преодоления обидчивости как свойства личности . Особо хотелось бы обратить внимание на новое направление в психологии , которое получило
10 название «Психология прощения» (Р. Энрайт, М. Сантос, Р. Аль-Мабук,
Э.А. Гассин). В отечественной психологии подобного рода алгоритмы разрабатываются в рамках концепции саногенного мышления Ю.М. Орловым, в психологии и педагогике ненасилия - В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым. Указанные разработки носят общий характер, недостаточно дифференцированы по отношению к возрастным и индивидуальным особенностям личности; не затронут вопрос возможности их применения в образовательной сфере .
Таким образом, тема обиды весьма актуальна в современной жизни, т.к. сегодня четко фиксируются сниженный уровень детской любознательности и воображения; все больше появляется детей с эмоциональными проблемами. Обида - нормальная и естественная реакция. Обидчивость же, становясь чертой характера, способствует формированию соответствующего типа личности, нарушает его адаптационные возможности. Из чего следует, что существуют люди, которые нуждаются в специальной помощи для преодоления этого переживания .
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Профилактика обидчивости младших школьников посредством группового консультирования».
Цель научного исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность применения группового консультирования как профилактики обидчивости у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс профилактики возникновения обидчивости у младших школьников .
Предмет исследования - групповое консультирование как средство профилактики возникновения обидчивости у младших школьников .
Гипотеза заключается в предположении о том, что психологическое консультирование будет являться эффективным средством профилактики развития обидчивости младших школьников, если:
1) будут проведены групповые консультации по специально организованной программе;
2) консультативные встречи будут направлены на развитие представлений о чувстве обиды; способах совладания с ним;
3) в ходе консультативных встреч будут использованы такие приемы, как арт-терапия, психологические упражнения, сказкотерапия, игровая терапия.
В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по заявленной тематике.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей проявления и переживания чувства обиды у младших школьников .
3. Изучить и описать актуальный уровень выраженности чувства обиды в младшем школьном возрасте.
4. Составить и апробировать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды посредством психологических консультаций.
5. Проследить изменения в переживании младшими школьниками чувства обиды до и после консультативной работы .
6. Обобщить результаты исследования.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Проективное сочинение.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Контент-анализ.
6. Эксперимент.
7. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 35 школьников в возрасте 8-9 лет, в том числе 20 мальчиков и 15 девочек.
Научная новизна исследования заключается в систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений об особенностях чувства обиды в младшем школьном возрасте и возможностях профилактики обидчивости в процессе и группового психологического консультирования .
Теоретическое значение исследования имеет научное обоснование сензитивности младшего школьного возраста к проявлению и переживанию чувства обиды; результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологической помощи детям, имеющих проблемы переживания чувства обиды .
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций, направленной на оказание помощи в переживании чувства обиды детьми младшего школьного возраста . Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов.
Структура и объем диссертации: описание представляемого исследования включает реферат, введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертационного исследования составил 186 страниц текста, проиллюстрированного 57 рисунками и 9 таблицами, 5 приложений. Количество использованных источников - 75.
Работа апробирована на конференциях различного уровня. По теме диссертации имеются 2 публикации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом ускоренного темпа развития общества становятся изменения во всех сферах жизни, влияние которых сказалось на современных детях. Сегодня фиксируются сниженный уровень детской любознательности, воображения; все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Психика ребенка стала более уязвимой. Поэтому изучение, работа с чувством обиды у младших школьников является актуальной проблемой. Именно в этом возрасте чувство обиды зарождается, и, следовательно, ему необходимо уделять особое внимание, т.к. оно может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: З.А. Агеевой, М.С. Гриценко, И.О. Вагина, П. Экмана, И.Я. Медведевой, Т.Л. Шишовой, М.А. Набатовой, Е.И. Николаевой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, М.З. Таргоковой, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева, Э. Шострома, О.Д. Новиковой.
Выявлены личностные и социальные причины, способствующие возникновению обиды: индивидуальные особенности человека, способность к самоконтролю, значимость обидчика для обижающегося, степень ощущения своей правоты, оценка возможных последствий, обманутое доверие, рассогласование ожиданий с действительностью.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено : с высоким уровнем проявления чувства обиды детей не обнаружено (0%); для 50% испытуемых характерен средний уровень проявления чувства обиды. И такое же количество младших школьников (50%) обладают низким уровнем проявления чувства обиды.
Для детей с низким проявлением чувства обиды характерно отсутствие представлений причин поведения другого человека, в большей степени сосредоточенны на эмоциях и чувствах, застревание в ситуации, злопамятность, ригидность в ожиданиях и оценке партнера по общению .
107 Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека. В развитии эмоционального и поведенческого компонентов между мальчиками и девочками существуют отличия. Высокий уровень проявления эмоций (проявление враждебности, долгое переживание, ригидные ожидания от партнеров по общению) свойственен мальчикам. Поведенческий компонент на низком уровне развития характерен для девочек, на высоком для мальчиков. Таким образом, в ситуации возникновения чувства обиды, мальчики реагируют более агрессивно, проявляя свою враждебность как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне . У девочек поведенческие проявления выражены намного меньше, они предпочитают пассивно-страдательную реакцию. Из чего следует вывод, что чувство обиды приносит душевную боль, дискомфорт, мальчикам и девочкам.
С целью развития представлений о чувстве обиды, была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику уровня проявления чувства обиды у младших школьников.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование будет результативно в целях преодоления представлений о чувстве обиды у детей младшего школьного возрасте.
Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами образовательных школ, дошкольных учреждений.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства младших школьников, а также родителями, интересующимися данной проблемой .



1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь. 2010. 256 с.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 144 с.
3. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. с. 19-23.
4. Алексеева А.В. (Веденичева) Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания. Дис. канд. Псих. Наук. Ленинград, 1976.
5. Андреева Г.М. Социальная психология,- М., 1988. 429 с.
6. Аржанова А.И. Товарищество и дружба детей дошкольного возраста. Дис. канд. Псих. наук. Саратов, 1950.
7. Архипкина О. С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния. / Вестник Московского университета, серия 14, психология, 1981, 2, с. 40-46.
8. Асмолов А.Г. Личность; психологическая стратегия воспитания. - М.,1985. 207с.
9. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд A.M. Исследование образного уровня восприятия эмоций. / Психологический журнал, 1981, т. 2, 4, с. 81 — 84.
10. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973. - 138 с.
11. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986. - 311 с.
12. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. - 309 с.
14. Бодалев А.А Восприятие человека человеком. Л., 1965. - 123 с.
15. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1994. - 19 с.
16. Бодалев А.А. Психология личности. -М., 1988. 187 с.
17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 350 с.
18. Вагин И.О. Ты: практическая психология. - М.: Росткнига. 2000. 160 с.
19. Величко М. Копинг-стратегии и психологическая защита. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://psy-diagnoz.com/theories/104-koping-strategii.html
20. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций Психология эмоций: тексты под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 288 с.
21. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 1997. - 224с.
22. Выготский Л.С. Детская психология. М., 1982. - 432с.
23. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. / Вопросы психологии, 1972, 2, с. 114 -123.
24. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. -М., 1984. 80 с.
25. Гассин Э.А. Психология прощения. / Вопросы психологии, 1999, 4, с. 93 -103.
26. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.-М., 1976.-494 с.
27. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
28. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. / Вопросы психологии, 1994, 6, с. 25- 36.
29. Гранская Ю.С. Распознавание эмоций по выражению лица. Дис. канд. Псих. наук. СПб., 1998. - 175 с.
30. Далай-лама, П. Экман. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия. Спб.: Питер. 2012. 304 с.
31. Доценко Е.А. Не будь попугаем, или как защититься от психологического нападения . Тюмень, 1994. - 112 с.
32. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.- 192 с.10. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика:
Учебное пособие. В 2 ч.- Ч.1./ - Казань: АСО (КСЮИ). 2005. 190 с.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.znate.ru/
33. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.- 192 с.
34. Кори, Д. Теория и практика группового консультирования / Д. Кори ; пер. с англ. Е. Рачковой. - М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.
35. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Учебное пособие. - 9-е издание. - Спб.: Питер. 2012. 940 с.
36. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология школьника. - М.: Норма, 2007. - 316 с.
37. Лаврентьева Е.В. Веселые пословицы и поговорки. - М.: РООССА. 2014. 143 с.
38. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс. 1997. 544 с.
39. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис. 2000. 192 с.
40. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Забытые обиды. // Крестьянка. 1996. № 5. с. 28-30.
41. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Прочь, обида! // Семья и школа. 1996. № 4. с. 10-12.
42. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: дис. ... канд. пед. наук. Кострома. 2005. 165 с.
43. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс ]. Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/yemocionalnaia-decentracija
44. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия . // Народное образование. 2013. № 2. с. 247-251.
45. Новикова О.Д. Феноменология переживания обиды и стратегии прощения у младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/fobida.htm
46. Ольшанский Д. В. Обида. // Диалог. 1991. № 17. с. 11-13.
47. Орлов Ю.М. Искусство прощать обиды. // Семья и школа. 1994. № 7. с. 15-16.
48. Орлов Ю.М. Как быть с обидчиком? // Семья и школа. 1994. № 8. с. 14¬
15.
49. Орлов Ю.М. Кто выбирает обиду? // Семья и школа. 1994. № 6. с. 12¬
13.
50. Орлов Ю.М. Лекции учебного сезона 1998-1999 гг. Лекция «Философия жизни и счастье. Саногенное и патогенное мышление» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://radarsgm.ru/lexio.html
51. Орлов Ю.М. Размышление обиды. - М.: Импринт - Гольфстрим. 1997.
40 с.
52. Панфилов А. Когда заживают обиды. // Первое сент. 1997. № 37. с. 2.
53. Психологический словарь. А.Я. Психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/handbook/
54. Психология человека от рождения до смерти . Под редакцией А.А. Реана. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. 656 с.
55. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/
56. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие. - Спб., Издательство Михайлова В.А. 1999. 288 с.
57. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М., 1983.-158 с.
58. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М.,1986,- 144 с.
59. Слуцкий В.М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей. Дис. канд. псих.наук. М, 1985.
60. Стовбчатый П.А. Судьба. Фатализм. Смерть: последнее утешение. -
М.: АСТ-ПРЕСС. 2001. 431 с.
61. Тартакова М.З. Психология обиды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬЦр://орфографика.рф/шагта-1агдакоуа-рз1Ьо1од1уа-оЫбу1
62. Теория символического интеракционизма. // Гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://рзуега.ги/5428Леог1уа- 81шуо11еЬезкодо-т1егакеют7ша
63. Традиция. // Русская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬЦрУЛгабйю-ги.огд^кРМанипулятор-Гпсихология)
64. Трейси Б., Шеелен Франк М. Личность лидера. Попурри. 2008. 288 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1111р:/Лууу.е-геас1шд.е1иЬ
65. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. Пер. с нем. - М.: Генезис. 1998. 106 с.
66. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1980. - 128 с.
67. Шапарь В.Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 365 с.
68. Шапкина А Н. Психотерапевтическая работа с обидой // МПЖ. 2005. № 3.
69. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.-223 с.
70. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. Психология обыденной жизни. - М.: Знание. 1986. 96 с.
71. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. 1992. 128 с.
72. Enright R. D. ТЬе Нишап Эеуе1оршеп1 Study Сгоир. ТЬе шога1 беуе1орше^ о£ Югхуепезз. / W.M. КигБпезз, J.L. СегмЛг. Handbook о£ шога1 ЬеЬауюг and deуe1opшent. V 1: ТЬеогу. 1И1Ыа!е, NJ: LEA, 1991. P. 123 -152.
73. Enright R. D., 2е11 R.L. РгоЫешз епеоип1егес1 ,№Ьеп ,№е Югдхуе опе апоШег. / J. РзуеЬо1. And СЫтзЬапЛу. 1989. N8. Р. 52-60
74. Hargrave T.D. Families and forgiveness: Healing wounds in the intergenerational famili. NY: Brunner / Mazel, 1994.
75. North J. Wrongdoing and forgiveness. / Philosophy. 1987. N 62. P.499 - 508.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ