ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 5
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психологии 5
1.2. Психологические особенности сотрудников полиции 10
1.3. Специфика профилактики эмоционального выгорания сотрудников
полиции 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 25
2.1. Описание методик и эмпирической выборки 25
2.2. Результаты исследования эмоционального выгорания сотрудников
полиции 25
2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников
полиции 28
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблематика эмоционального выгорания в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.
Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в быту.
Проблемой эмоционального выгорания в зарубежной литературе занимались К. Маслач, А. М. Ричардсен, Х. Дж. Фрейденберг и др. Отечественные исследователи, рассматривающие это вопрос, такие как В.В. Бойко, В.Е. Орел, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др.
Таким образом, целью исследования является изучение возможности профилактики эмоционального выгорания сотрудников полиции.
Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблему эмоционального выгорания в психологии ;
2. Выявить психологические особенности сотрудников полиции ;
3. Рассмотреть специфику профилактики эмоционального выгорания сотрудников полиции;
4. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания сотрудников полиции;
5. Разработать на основе полученных результатов программу профилактики эмоционального выгорания сотрудников полиции.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: профилактика эмоционального выгорания сотрудников полиции
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мероприятия направленные на развитие групповой сплочённости, личностных и профессионально-значимых качеств, умения анализировать своё психологическое состояние будут способствовать профилактике
эмоционального выгорания сотрудников полиции.
В рамках данной работы были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические: анализ научных источников по теме; 2. Эмпирические: тестирование. В качестве методики исследования был использован опросник В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
В настоящее время под синдромом эмоционального выгорания понимается реакция индивида на длительное переутомление, которое проявляется в утрате интереса к жизни. Такое утомление может накапливаться годами. Фрейденбергер Г. под эмоциональным выгоранием понимал общенациональную проблему и отмечал, что она рождена тем временем, в котором живет современный человек и той борьбой, которая обеспечивает смыслом его жизнь.
Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой состояние, сопровождающееся как умственным и эмоциональным, так и физическим утомлением, которое связано с работой. При этом, важной составляющей эмоционального выгорания является стресс, который испытывает человек в течение длительного времени.
Первым, кто занялся разработкой теории стресса, стал Селье Г. В 1936 г. он дал определение, согласно которому стресс является неспецифическим ответом организма на любое требование, которое ему предъявлено.
По мнению Селье, стресс имеет несколько стадий развития:
1. Стадия тревоги, которая представляет собой первичную ответную реакцию организма на тот или иной стресс-фактор.
2. Стадия сопротивления, которая проявляется в ситуации длительного воздействия того или иного стресс-фактора
3. Стадия истощения, которая проявляется в нарушении адаптационных механизмов человека в результате длительного влияния стресс-факторов.
Наличие множества различных форм проявлений стресса, причин его проявления связан с тем, что любой человек в течение своей жизни неоднократно подвергается различным стресс-факторам.
В целом, профессиональный стресс отражает специфику состояния, возникающего при выполнении разных форм профессиональной деятельности. Параллельно с этим, важным является не просто исследование условий выполнение профессиональной деятельности, но и изучение специфических особенностей проявления стресса на основе содержательных особенностей профессии и личности непосредственного самого сотрудника.
Профессиональный стресс в случае, если оставлять его без специализированных профилактических мероприятий, приводит в итоге к эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание предполагает соответствующие изменения отношения специалиста к своей трудовой деятельности и к себе:
1. Эмоциональное истощение.
2. Нежелание работать, смена профессии, утрата квалификации.
3. Подмена полноценной работы формальной реализацией обязанностей.
подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей;
сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества.
По мнению отечественных психологов, эмоциональное выгорание является дезадаптационным феноменом. Так, Орел В.Е. отмечает возможность его развития в качестве особой реакции на дезадаптацию субъекта к трудовой среде. По его мнению, если рассматривать феномен эмоционального выгорания в таком контексте, то это даст возможность исследовать процесс его протекания и особенности проявления на различных стадиях профессиональной адаптации.
По мнению Бойко В.В. эмоциональное выгорание напрямую связано со склонностью индивида к эмоциональной ригидности. Очевидно, что эмоциональное выгорание представляет собой механизм психологической защиты, который проявляется быстрее у тех, кто менее восприимчив. Повышенная чувствительность могут блокировать выгорание.
Как отмечал ученый, причиной эмоционального выгорания может являться высокий уровень ответственности за осуществляемые функции сотрудником. На каждом, кто работает с людьми и добросовестно исполняет собственные обязанности, на кого возложена любого рода ответственность, всегда испытывает более высокий уровень нервного напряжения по сравнению с другими.
Маркова А.К. считает, что наибольший риск «заработать» себе эмоциональное выгорание имеют представители профессий типа «человек - человек», т.е. работающие с людьми.
Это можно объяснить субъект-субъективным характером профессионального взаимодействия. Любое общение с человеком является актом взаимовлияния. Неизбежен также процесс «вживания» в роль своего собеседника, сотрудника. Реализуя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект определенных видов труда таким образом «усваивает» специфические характеристики личности партнера. У сотрудников под воздействием трудовой деятельности формируется восприятие других людей в контексте осуществляемой профессии (к примеру, как осужденного).
Исследование эмоционального выгорания сотрудников полиции осуществлялось в несколько этапов.
Первым этапом стало проведение констатирующего исследования, обработка полученных результатов и их анализ.
Вторым этапом стала разработка и апробация программа коррекции эмоционального выгорания у сотрудников полиции.
На третьем этапе была осуществлена повторная диагностика эмоционального выгорания, анализ результатов при помощи методов математической статистики.
В рамках эмпирического исследования использовались методика исследования эмоционального выгорания Бойко В.В.
В исследовании участвовали 27 сотрудников отдела полиции. Возраста испытуемых - от 22 до 40 лет.
На первом этапе было установлено, что ни один из испытуемых не имеет уровень эмоционального выгорания ниже среднего, что предполагает необходимость проведения специальной коррекции.
На втором этапе на основе полученных результатов была разработана программа мероприятий, направленных на коррекцию синдрома эмоционального выгорания у сотрудников отдела полиции.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика. По результатам данной диагностики была установлена положительная динамика в снижении количества сотрудников с синдромом эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотеза подтвердилась.
1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, Академия, 2020. 445 с.
2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2021.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. Спб.: Речь,
2020. 401 с.
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. М.: Юрайт, 2020. 165 с.
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса: Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2021. № 2. С.113-123.
6. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности. М.: Мысль, 2019. 207 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Аспект-пресс, 2019. 256 с.
8. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты.: Дис. .. .канд.псих.наук: 19.00.06. М., 2020.
9. Буданов А.В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации. М.: Аспект-пресс, 2021. 186 с.
10. Василенко А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации: автореф. дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2020.
11. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2019. 90 с.
12. Вахнина В.В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно¬ситуативного подхода // Журнал психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №3 (58). С. 90-124.
13. Вахов В.П., Колос И.В., Лопушанская Н.А. Профилактика
состояний психоэмоционального напряжения у сотрудников
правоохранительных органов. М.: Аспект-пресс, 2020. 182 с.
14. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. № 1. С. 75-87.
15. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2020. 160 с.
16. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб.: Питер, 2020.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. 2020. С. 315-342.
18. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
19. Воробьева Л.А. Психологические факторы незаконного применения физической силы сотрудниками ОВД // Журнал психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №2 (57). С. 44- 58.
20. Гурьева М.В. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД // Журнал вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3. С. 51-55.
21. Густелева А.Н. Смысложизненные ориентации учителей с разным уровнем выгорания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 27 (61). С. 390¬393.
22. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М.: Инфра-М, 2020. 215 с.
23. Деркач А.А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях: психолого-акмеологические основы. М.: Изд-во РАГС, 2020. 152 с.
24. Дикая Л.Г., Ермолаева Е.П. Направление психологической адаптации профессионала в условиях глобализации // Вестник РГНФ. 2020. № 4. C. 138-150.
25. Долматова И.М. Совершенствование профилактики
профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарной системы: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. СПб., 2020.
26. Забелова Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис. . ..канд.психол.наук: 19.00.13 М., 2020.
27. Закерничная О.Ю. Стили поведения сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях //Журнал психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №1 (60). С. 15-23.
28. Казберов П.Н. Психологические аспекты подготовки сотрудников уголовно-исполнительской системы к действиям в экспериментальных ситуациях / П.Н. Казберов // Журнал научно- исследовательские публикации. 2020. №12 (16). С. 82-98.
29. Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского // Журнал теория и практика общественного развития. 2020. №14. С. 12- 16.
30. Конопкин О.А. Общая способность к самореализации как фактор субъективного развития // Журнал вопросы психологии. 2020. № 2. С.128¬136.
31. Корехова М.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Профилактика психологической дезадаптации сотрудников ОВД // Журнал психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 1 (48). С. 58-72.
32. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российский стоматологический журнал. 2020. № 2. С. 34-36.
33. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2020. № 2. С. 75-85.
34. Лукьянов В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей- наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб.,
2021. 53 с.
35. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2020. № 2. - С. 22-25.
36. Орел В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун¬та, 2020, Т.6. С. 180-184.
37. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2020. №1 (Т.22). С.90-101.
38. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. 2020. № 2. С. 49-65.
39. Самойленко Э.Ю. Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД // Журнал общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2. С. 56-68.
40. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., СПб.: Питер, 2020. 115-118 с.
41. Северков И.В. Профилактика нравственно-правовой девиации в поведении сотрудников ОВД России: Дис. .. .канд.пед.наук: 13.00.01. СПб., 2020.146 с.