Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция воображения молодых людей с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната

Работа №168667

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Проблема изучения воображения в психологии 7
1.2 Факторы, детерминирующие проявление воображения молодых людей с
нарушением интеллекта 12
1.3 Современное состояние изучения проблемы воображения молодых людей
с нарушением интеллекта 15
выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование воображения молодых людей с нарушением интеллекта 20
2.1 Организация, методы и методика исследования 20
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 23
Выводы по второй главе 32
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции воображения молодых людей с нарушением интеллекта 34
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции воображения
молодых людей с нарушением интеллекта 36
3.3 Контрольный этап эксперимента и его анализ 40
Выводы по третьей главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение

Проблема развития воображения людей с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача - развитие творческого потенциала клиентов интерната. А это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов. Как показали исследования А.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения материала, но и условием творческих преобразований, имеющихся у людей знаний, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности.
Однако, вопросы непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у людей с нарушением интеллектуального развития, недостаточно разработаны, мало проведено исследований в плане изучения особенностей воображения данной категории людей. Исследование воображения у клиентов (проживающих) психоневрологического интерната представляет определенный интерес, так как нарушение формирования психических процессов и вторично возникающее своеобразие в освоении речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы, что в свою очередь отрицательно влияет на социализацию личности людей с нарушением интеллектуального развития в обществе.
В своих научных работах Л.С. Выготский (1983), М.М. Нудельман (1978), И.Г. Еременко (1972) отмечают, что уровень интеллекта людей с отклонениями, заметно отражается на развитии их творческих способностей, но оно не приводит к полному расстройству воображения. Люди с непростым диагнозом и умственными способностями при соответствующей организационно - развивающей работе могут более или менее успешно выполнять творческие задания, и могут достигать при этом определенных успехов.
Специальные исследования воображения людей с нарушением интеллектуального развития (Л.С. Выготский (1983), О.В. Боровик (1999), И.Г. Еременко (1972), В.Г. Петрова (1980), Ц.П. Короленко (1975), Г.В. Фролова (1975), М. М. Нудельман (1977) являются важными для осмысления и организации коррекционной работы. Однако эти исследования не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой развития творческих способностей. Поэтому, вопросы изучения особенностей развития воображения у людей с нарушением интеллектуального развития, определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной категории людей, приобретает особую актуальность.
Проблема исследования: Развитие воображения позволяет активизировать творческие способности, необходимые для познавательной сферы, для гармоничного развития личности людей с интеллектуальными нарушениями. Недостаточное развитие воображения является проблемой для людей с умственной отсталостью. У них появляются сложности в коммуникации, социализации и самореализации. Исходя из этого, можно сказать о том, что данная проблема требует серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области.
Цель исследования: выявить особенности воображения молодых людей с нарушением интеллекта и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: Воображение молодых людей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: Психологическая коррекция воображения молодых людей с нарушением интеллекта в условиях психо - неврологического интерната.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности воображения молодых людей с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции воображения молодых людей с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: Молодые люди с нарушением интеллекта имеют низкий уровень развития воображения. Использование разработанной нами программы коррекции воображения окажет положительное влияние на его развитие у данной категории испытуемых.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе квалификационного исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Ко вторым изучение медицинской и психолого- педагогической документации; наблюдение за испытуемыми; методы опроса (беседа); анализ продуктов деятельности испытуемых; эксперимент; статистические методы обработки.
База исследования.
Базой исследования явилась КГБУ СО «Маганский психоневрологический интернат». В исследовании приняли участие 20 молодых людей, проживающих в интернате. Возраст испытуемых 23-25 лет.
Этапы исследования
Исследование проводилось в 5 этапов в течении 2020-2022 г:
1 этап - анализ литературы по проблеме изучения воображения людей с нарушением интеллекта. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования воображения людей с нарушением интеллекта.
3 этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции воображения молодых людей с нарушением интеллекта.
4 этап - Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции воображения молодых людей с нарушением интеллекта.
5 этап - Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования. В ходе исследовательской работы разработаны критерии и уровни развития воображения людей с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-развивающей работы, способствующей активизации воображения молодых людей с нарушением интеллекта. Разработанный методический материал может быть полезен психологам, педагогам, воспитателям психоневрологического интерната.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источников, приложения. Общий объем составляет 83 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования показал, что воображение - сложный процесс, имеющий тесную взаимосвязь со всей познавательной сферой. Воображение, как и другие психические процессы, с возрастом человека претерпевает изменения, оно играет различную роль и имеет свои особенности в разные периоды жизни человека. Воображение тесно связано с развитием познавательных процессов и личности, поэтому воображение молодых людей с нарушением интеллекта имеет специфические особенности:
-образы их воображения бедны, мало дифференцированы;
-образы часто уподобляются друг другу, связаны с непосредственно воспринимаемым объектом;
-возникновение с возрастом элементарных форм воображения молодых людей с нарушением интеллекта возможно лишь в результате правильно организованного обучения и воспитания в условиях психоневрологического интерната.
Следовательно, работа по развитию воображения должна осуществляться во всех видах деятельности.
В результате констатирующего этапа эксперимента, нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах, преобладает средний уровень развития воображения, что свидетельствует о том, что рисунки испытуемых не отличаются оригинальностью, в рисунках преобладают заимствованные части от разных, реальных животных, в рассказах прослеживаются сюжеты известных сказок, рассказов. По критерию «детализированность» в рисунках используется до 9 дополнительных деталей, а в рассказах присутствует описание одного или двух дополнительных персонажей, за исключением, главного. По критерию «сюжетность», в рисунках и рассказах присутствовали дополнительные персонажи, явления природы, связанные одним сюжетом. Стоит отметить, что при выполнении всех методик испытуемые пользовались подсказками.
Для повышения уровня воображения испытуемых, нами была разработана и апробирована программа развития воображения молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в условиях интерната.
Программа включала в себя 14 тематических занятий и включала в себя следующие задачи:
- Развитие оригинальности уровня воображения;
- Расширение детализированности воображения;
- Развитие сюжетности в рассказах и рисунках молодых людей с нарушением интеллекта.
В результате контрольного эксперимента мы установили, что в контрольной группе у испытуемых значительных изменений в показателях нами не было зафиксировано. У испытуемых, все так же, преобладает средний уровень воображения по всем трем методикам. Их рисунки, рассказы бедны, схематичны. В большинстве случаев, испытуемые прибегают к шаблонности, использовали малое количество дополнительных деталей. В рассказах прослеживались элементы известных рассказов. При этом, следует отметить, что произошла незначительная отрицательная динамика в показателях оригинальности, что свидетельствует о том, что если не проводить систематических занятий с молодыми людьми с нарушением интеллекта, то показатели могут снижаться, как это и произошло в нашем случае.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в увеличении испытуемых со средним и высоким уровнем развития воображения по всем трем методикам. Ребята стали использовать больше дополнительных деталей, описаний, названий, не заимствуя их в известных рассказах, стали меньше использовать картинки - эталоны. Картины и рассказы испытуемых стали отличаться оригинальностью, не похожими на известных всем персонажей. В рисунках и рассказах стали присутствовать дополнительные персонажи, явления природы, связанные единым сюжетом. В рассказах о несуществующих животных появился сюжет. Так же после апробации программы, по методике «Дорисуй», появился один человек с очень высоким уровнем воображения, а это значит, что нарисованное животное стало абсолютно оригинальным, с добавлением более 13 дополнительных элементов и являлось частью сюжета в рисунке.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции воображения молодых людей с нарушением интеллекта, оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.



1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская; Москва: Академия, 2001. - 316 с.
2. Афанасьева, А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности //В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, ответственный редактор А. Ю. Нагорнова; 2016. С. 94-98.
3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова; Москва: Просвещение, 1987. - 96 с.
4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И.
Липкиной, Т. Д. Марцинковской; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт - М.: Институт
практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та. 1983. - 173 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: ПРАИМ- ЕВРОЗНАК, 2006, - 315 с.
7. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы/ И. П. Волков; Москва: Просвещение, 1982 - 144с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский; Санкт-Петербург, «Союз», 1997. - 96 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский; Книга для учителя. - 3-е издание.-Москва: Просвещение, 1991. - 56 с.
10. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1983. - Т.5. - 275с.; - Т.3. - 301 с.
11. Г агай, В. В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения / В. В. Гагай; Шадринский государственный педагогический институт. Кафедра возрастной и педагогической психологии. Шадринск: Исеть, 1996 - 89 с.
12. Гафитулин, М. С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1996 - 22 с.
13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов; Москва: Педагогика, 1986, - 137 с.
14. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Цикл лекций спецкурса для студентов педагогического вуза и учителей общеобразовательной школы / А. Я Дудецкий; Смоленск, 1974 -153 с.
15. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил. - Серия «Учебник нового века».
16. Ерофеева, Т. М. «Инклюзивное образование: зарубежный и отечественный опыт» Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов V Международной конференции (Екатеринбург, 6 апреля 2019 г.) / Т. М. Ерофеева, И. Р. Ермакова / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - 320 с.
17. Ерофеева, Т. М. «Проблемы и перспективы развития современной
школы в работе с детьми с ОВЗ» Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. м.], 2018.-400 с.
18. Ефимова, О. С. Индивидуальные различия в создании нового образа воображения. Автореферат канд. псих. н. Москва, 2006.
19. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школы / С. Д. Забранная; Москва: Новая школа, 199. - 63 с.
20. Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми / С. Д. Забрамная; Москва: В. Секачев, 2004. - 80 с.
21. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993.№ 2.
22. Замский, Х. С. Умственно отсталые людей: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века / Х. С. Замский; Москва: 1995.
23. Зяблицева, М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева; Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 116 с.
24. Ильенков, Э. В. О воображении/Э. В. Ильенков//Народное
образовани, 1968, №3, с. 33-42.
25. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление.
Психодиагностические методики / М. В. Ильина; Москва: Книголюб, 2004. - 56 с.
26. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина; Москва: Книголюб,2005. - 64 с.
27. Ильина, М. В. Развитие невербального воображения / М. В. Ильина; Москва: Книголюб, 2004. 64 с.
28. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М. В. Киселева; Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 160 с.
29. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова; Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 352 с.
30. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии/А. И. Копытин;
Санкт-Петербург: Питер, 2002.
31. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/В. Б. Косминская; Москва: Просвещение, 1987. - 128 с.
32. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал. - 2001. № 5. - С. 57 - 67.
33. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5.
34. Лях, Т. И. Психология. Вып. 1. Общая психология: для бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование»/Т. И. Лях, М.В. Лях; Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2010., изд. 2-е, допол. - 218 с.
35. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество/ А. М. Матюшкин; Москва: ИМПСИ, 2003. - 720 с. - Текст: непосредственный.
36. Медведева Е. А. Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е. А. Медведева; Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 215 с.
37. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р. В. Овчароа; Творческий центр «Сфера», - Москва: -2001, - 256 с.
38. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения/О. Е. Озерова; Ростов на Дону: Феникс, 2005. 192 с.
39. Осипова, А. А. Введение в теорию психокоррекции / А. А. Осипова; Воронеж: МОДЭК; Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 320 с.
40. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие/Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999, С.47
41. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов/Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева; Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.
42. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе: учебн. пособие/под редакцией Ж. И. Шиф; Москва: Педагогика, 2006. - 228 с.
43. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция/Под ред. Проф. У. В. Ульенковой; Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 304 с.
44. Психология воображения (фантазии) / А. Я. Дудецкий, Е. А. Лустина; Авт. предисл. В. В. Селиванов; Москва: Смоленск Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1997. - 214 с.
45. Рубанцев, В. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки/В. Рубанцев; БХВ-Петербург, 2018. - 128 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; Санкт-Петербур г: Питер, 2002, 272 с.
47. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка/ С. Я. Рубинштейн ; Москва, 1986. - 190 с.
48. Скоробогатов, В. А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. Учебное. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова; Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2002. - 183 с.
49. Сметанина, Н. В. Развитие литературно-творческого воображения младших школьников/Н. В. Сметанина; Автореф. дисс. канд. псих. н. Воронеж, 1998. - 19 с.
50. Тургель, В. А. Возможности использования исследовательской деятельности в обучении младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. - Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2010, С.30-36.
51. Ушаков, Д. В. Психология творчества: школа Пономарева Я. А. / Д. В. Ушаков; ИП РАН, 2006. - 624 с.
52. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических
исследований: учебное пособие/М. В. Циулина; Челябинск: Изд-во
Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 239 с.
53. Цыннова, В. В. Ассоциативно-образное мышление как творческий
компонент профессиональной деятельности специалистов художественно-графического профиля // Грани познания: электронный научно¬
образовательный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - 2012. - № 5 (19). С. 8-11.http://grani.vspu.ru/files/publics/1355994207.pdf
54. Шевченко, Ю. С. Принципы арт-терапии и арт-педагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие / под ред. А. В. Крепица; Москва: Педагогика, 2004. - 156 с.
55. Юдина, В. А. - Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук - В. А. Юдина; Нижний Новгород, 2010. - 25 с.
56. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
57. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2005.
58. Чернобровкина С.В. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
59. Шамарина E. В., Чернухина E. E. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с УО : учеб.-метод. Пособие. М. : Книголюб, 2006.
60. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции . - М., 2011. - 425 с.
61. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- М.: Новая школа, 1995. -144 с.
62. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб. и др.: Питер, 2016. - 712 с
63. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.
64. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в
психологической диагностике. М., 1992.
65. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.
66. Левченко И. Ю. Киселева Н.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии М: Книголюб 2015 152с.
67. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва: Академия, 2017. 432 с. с. 337
68. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. М. : Академия, 2013 - 334 с..
69. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.
70. Тургель, В. А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. - Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2010, С.19-24. - Текст: непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ