ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
|
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД 8
§ 1.1. Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по
ее оцениванию 8
§ 1.2. Особенности использования модели исследований PISA в заданиях для обучающихся 9 класса 15
§ 1.3. Естественнонаучная грамотность и ФГОС основного общего образования 18
§ 1.4. Сущность практико-ориентированного обучения 20
§ 1.5. Сравнительный анализ понятий «практико-ориентированная задача»,
«контекстная задача», «ситуационная задача» 23
§ 1.6. Конструирование практико-ориентированных заданий 25
§ 1.7. Выявление практико-ориентированных заданий в учебно-методических комплексах по химии и в контрольно-измерительных материалах ОГЭ 30
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ 35
§ 2.1. Определение начального уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 9 класса 35
§ 2.2. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе актуализации знаний 41
§ 2.3. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе первичного усвоения новых знаний 44
§ 2.4. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе первичного закрепления знаний 52
§ 2.5. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе контроля знаний 56
§ 2.6. Результаты эксперимента и их обсуждение 60
§ 2.7. Характеристика сборника практико-ориентированных заданий по химии для обучающихся 9 класса 73
§ 2.8. Организация практико-ориентированной деятельности во внеурочной
работе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение № 1 «Тест для диагностики уровня познавательного
интереса» 91
Приложение № 2 «Сборник практико-ориентированных задач по химии для 9 класса» 92
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД 8
§ 1.1. Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по
ее оцениванию 8
§ 1.2. Особенности использования модели исследований PISA в заданиях для обучающихся 9 класса 15
§ 1.3. Естественнонаучная грамотность и ФГОС основного общего образования 18
§ 1.4. Сущность практико-ориентированного обучения 20
§ 1.5. Сравнительный анализ понятий «практико-ориентированная задача»,
«контекстная задача», «ситуационная задача» 23
§ 1.6. Конструирование практико-ориентированных заданий 25
§ 1.7. Выявление практико-ориентированных заданий в учебно-методических комплексах по химии и в контрольно-измерительных материалах ОГЭ 30
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ 35
§ 2.1. Определение начального уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 9 класса 35
§ 2.2. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе актуализации знаний 41
§ 2.3. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе первичного усвоения новых знаний 44
§ 2.4. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе первичного закрепления знаний 52
§ 2.5. Организация практико-ориентированной деятельности на этапе контроля знаний 56
§ 2.6. Результаты эксперимента и их обсуждение 60
§ 2.7. Характеристика сборника практико-ориентированных заданий по химии для обучающихся 9 класса 73
§ 2.8. Организация практико-ориентированной деятельности во внеурочной
работе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение № 1 «Тест для диагностики уровня познавательного
интереса» 91
Приложение № 2 «Сборник практико-ориентированных задач по химии для 9 класса» 92
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу перед системой образования РФ обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [56].
В 2018 году в г. Красноярск была создана рабочая группа по повышению качества естественнонаучного образования в школах города Красноярска. В состав рабочей группы вошли сотрудники Красноярского информационно¬методического центра и представители городских базовых площадок по повышению качества естественнонаучного образования (МАОУ «Лицей № 7», МАОУ СШ «Комплекс Покровский», МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Гимназия № 13 «Академ», МАОУ СШ № 152). Одним из направлений для повышения качества естественнонаучного образования является реализация практико¬ориентированного подхода при обучении предметам естественнонаучного цикла. Выбор этого направления является неслучайным. С 2000 года Россия участвует в международном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA) в рамках Международной программы оценки образовательных достижений обучающихся. В исследовании PISA обучающимся при выполнении заданий нужно применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации, приближенной к реальной жизни. По результатам исследования в 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня естественнонаучной подготовки обучающихся. Вместе с тем, было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Одним из факторов, являющимся причиной данной проблемы в исследованиях PISA названа слаборазвитая практическая и деятельностная составляющая содержания естественнонаучного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении химии в 9 классе...
В 2018 году в г. Красноярск была создана рабочая группа по повышению качества естественнонаучного образования в школах города Красноярска. В состав рабочей группы вошли сотрудники Красноярского информационно¬методического центра и представители городских базовых площадок по повышению качества естественнонаучного образования (МАОУ «Лицей № 7», МАОУ СШ «Комплекс Покровский», МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Гимназия № 13 «Академ», МАОУ СШ № 152). Одним из направлений для повышения качества естественнонаучного образования является реализация практико¬ориентированного подхода при обучении предметам естественнонаучного цикла. Выбор этого направления является неслучайным. С 2000 года Россия участвует в международном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA) в рамках Международной программы оценки образовательных достижений обучающихся. В исследовании PISA обучающимся при выполнении заданий нужно применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации, приближенной к реальной жизни. По результатам исследования в 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня естественнонаучной подготовки обучающихся. Вместе с тем, было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Одним из факторов, являющимся причиной данной проблемы в исследованиях PISA названа слаборазвитая практическая и деятельностная составляющая содержания естественнонаучного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении химии в 9 классе...
1. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по естественнонаучным вопросам и его готовность проявлять интерес к естественнонаучным идеям. Практико-ориентированный подход к обучению химии - это построение учебно-воспитательного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем, а также развитие умений и навыков выполнять простейший химический эксперимент. Основные требования к составлению практико-ориентированных заданий: реальность описываемой ситуации, разнообразные формы представления информации, наличие контекста, разнообразные формы ответов, наличие причинно-следственных связей.
2. Путями реализации практико-ориентированного обучения являются:
1) организация практико-ориентированной деятельности на разных этапах урока;
2) организация практико-ориентированной деятельности во внеурочной работе.
3. Сборник включает 30 разных по познавательному уровню и контексту практико-ориентированных заданий формата PISA, направленных на формирование естественнонаучной грамотности. Отличительная особенность заданий сборника - экспериментальные задачи.
4. Практико-ориентированное обучение эффективно в формировании как общего уровня естественнонаучной грамотности, так и отдельных умений, а также в повышении уровня познавательного интереса к изучению химии.
2. Путями реализации практико-ориентированного обучения являются:
1) организация практико-ориентированной деятельности на разных этапах урока;
2) организация практико-ориентированной деятельности во внеурочной работе.
3. Сборник включает 30 разных по познавательному уровню и контексту практико-ориентированных заданий формата PISA, направленных на формирование естественнонаучной грамотности. Отличительная особенность заданий сборника - экспериментальные задачи.
4. Практико-ориентированное обучение эффективно в формировании как общего уровня естественнонаучной грамотности, так и отдельных умений, а также в повышении уровня познавательного интереса к изучению химии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО
БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Разработка проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися основной школы в ходе внеклассных занятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия повышения готовности учителей к формированию у обучающихся основной школы познавательных универсальных учебных действий (на материале предметов естественнонаучного цикла)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационной культуры старшеклассников в школьном интернет-клубе как воспитательной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





