Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №168658

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ .... 7
1.1. Проблема изучения коммуникативных умений в психологической
литературе 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.3. Современное изучение проблемы изучения коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 17
2.1. Организация и методы проведения исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .. 20
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 33
3.2. Содержание программы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 42
ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Актуальность исследования. На данном этапе развития современного образования в России большую роль уделяют социально-коммуникативному развитию детей. Нарушения речевой деятельности у дошкольников затрудняют их общение со сверстниками, а так же осложняют позицию в социуме.
Общее недоразвитие речи характеризуется незрелостью психических функций, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, это все влияет непосредственно на коммуникацию.
Педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность [32].
Лисина М. И. определяет общение как связь между людьми, в ходе которого происходит психический контакт с целью передачи или обмена информацией. Общение направлено на установление контакта, целью которого является изменение взаимоотношения между людьми, установление взаимопонимания и других проявлений [24]. Лисина утверждает, что контакт между людьми и есть необходимое условие для существования индивида.
Очень важно обратить внимание на развитие коммуникативных умений ребенка еще на этапе дошкольного детства, поскольку именно в это время формируются самооценка, личность, самосознание. Старший дошкольный возраст является одним из самых главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с ОНР, поскольку именно в данном возрасте ребенок овладевает основными коммуникативными навыками, которые в дальнейшем позволят ему общаться со сверстниками и взрослыми [2].
Изучение особенностей коммуникативных навыков имеет огромное значение для дальнейшего поиска путей и средств коррекции нарушений у детей с ОНР. Следовательно, проблема формирования коммуникативных умений детей очень важна для специальной психологии.
Проблема исследования: При анализе психолого-педагогической литературы нами были выявлено, что не в полной мере исследовалась проблема коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня из-за недостаточного количества материалов и разработок, позволяющих находить эффективные методы коррекции коммуникативных умений дошкольников. Дошкольник, имеющий общее недоразвитие речи отличается бедностью словарного запаса, имеет сложности формулировки своих мыслей. Его речь, как правило, не понятна окружающим, что приводит к изоляции ребёнка от сверстников. Нахождение оптимальных методов коррекции для данной категории детей позволит предупредить появление ряда проблем. В связи с чем, проблема, затронутая в выпускной квалификационной работе требует серьезного теоретического осмысления и практических разработок в данной области знаний.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и провести психокоррекционную работу, направленную на их развитие.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования: полагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативные умения будут наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы и методики исследования. Для реализации цели и задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования и полученной информации в ходе практической деятельности. В ходе работы были использованы такие эмпирические методы, как наблюдение, эксперимент и тестирование.
Методики:
1. Методика «Определения ведущей формы общения ребенка со взрослым» (М.И. Лисина);
2. Методика «Неоконченный рассказ» (Фопель К.)
3. Методика «Маски» ( М.В. Корепанова, Е.В. Харламова)
Теоретическая значимость: Материалы в данной работе позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, что обогащает вопросы специальной психологии и дефектологии.
Практическая значимость: разработана программа коррекционных занятий по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данные занятия могут быть использованы в работе психологов и педагогов специальных (коррекционных) детских садов, реабилитационных центров для коррекции коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический (сентябрь 2023 - ноябрь 2023). Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический (ноябрь 2024 - апрель 2024). На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, на основе которого была разработана и апробирована программа психологической коррекции коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Определение эффективности психокоррекционной программы.
3. Заключительно-обобщающий (апрель 2024 - май 2024).
Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Организация исследования. Базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад № 176» г. Красноярска (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления). В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III степени.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 72 источников и приложения. Объем работы составил 82 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итоги данного исследования мы выяснили, что общее недоразвитие речи является сложным нарушением при котором происходит задержка всех компонентов речевой системы, таких как смысловая сторона, лексика, фонетика, грамматический строй. Главная цель развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи - это овладение способами и умениями овладения всеми сторонами коммуникации для взаимодействия с окружающим миром. Важными особенностями развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является позднее речевое развитие, безграмотная речь. Дети с общим недоразвитием речи не могут сформулировать свои мысли, их речь не понятна окружающим. Стоит отметить, что данная патология влияет не только на дальнейшую социализацию ребенка в обществе, но и на психическое развитие в целом.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Также в работе были использованы методики («Определение ведущей формы общения ребенка со взрослым» М.И. Лисина; методика «Неоконченный рассказ» Фопель; методика «Маски» М.В. Корепанова, Е.В. Харламова), с помощью которых мы провели диагностику и выявили особенности коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам диагностики по методикам в двух группах мы выявили, что результаты имеют схожие значения, преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений дошкольников. Объектом внимания этих детей чаще всего является игровая деятельность. Речь затруднена. Проявление чувств носит вербальный характер. Не всегда просматривается эмпатия и рефлексия. Конфликтные ситуации и разногласия присутствуют в группе между детьми, у некоторых детей прослеживается отрицание своего места в данном коллективе.
Выявленные результаты свидетельствуют о необходимости проведения психокоррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных умений дошкольников.
С целью развития коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня была разработана и апробирована психокоррекционная программа. Сказкотерапия и игротерапия выступили ведущими методами психокоррекции программы, рассчитанной на 2 месяца. Сказки, игры и упражнения были направлены на развитие коммуникативных умений дошкольников.
По завершению апробации программы был проведен контрольный этап эксперимента, направленный на оценку эффективности психокоррекционной программы.
По результатам повторной диагностики мы выявили, что в контрольной группе у детей, по-прежнему, преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. У детей сохраняется неустойчивый интерес к сверстникам, отсутствие умений использовать речь как средство коммуникации, взаимодействовать между собой, неразвитая эмпатия, эмоциональная скудность. Дети были мало инициативны, имели затруднения в установлении контакта как со взрослым, так и со сверстниками, присутствовала сдержанность и скованность в поведении, речь за частую имела ситуативный характер.
В экспериментальной группе показатели развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи стали выше. Дети стали более сплоченные, научились решать конфликтные ситуации, нашли свое место в группе и испытывают положительные эмоции от общения друг с другом.
Таким образом, мы доказали, что разработанная нами программа была эффективна и благодаря ей воспитанники освоили коммуникативные умения, которые помогут им при дальнейшем обучении и познании окружающего мира. Можно сделать вывод, что поставленная нами гипотеза подтвердилась, а задачи выполнены в полной мере.



1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.: АспектПресс, 2001 - 384 с.
2. Алешина И. Н. Диагностика способностей личности и межличностных отношений дошкольника / И. Н. Алешина. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. - 57 с
3. Аскарова, А.Р. Особенности взаимоотношений со сверстниками детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного обучения// А.Р. Аскарова, В.А. Бородина / Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. - С. 31-36.
4. Бастрикова, Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Е.М. Бастрикова // Экономический журнал. Казань: Казан.гос. ун-т, 2014. - 348 с.
5. Белова, Е. С. Эмоциональные компоненты творческого потенциала детей дошкольного возраста / Е. С. Белова // Школа здоровья. - 2004. - N 4. - С. 56-63.
6. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // В кн. Логопатопсихологя / под ред.С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой. - М.: Владос, 2011. - 660 с.
7. Бенилова, С. Ю. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с проблемами развития / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Школа здоровья. - 2007. - N 3. - С. 37-48
8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М.:
Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996. - 256 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, М.: Директмедиа паблишинг, 2008. - 612с.
10. Бурдина, Г.Ю. Этикет как средство развития межличностных отношений дошкольников // Самарский научный вестник, 2013. - № 1 (2). - С. 14-17.
11. Бутенко, В. Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада / Бутенко В. Н. // Психология обучения. - 2007. - N 12. - с.39-53.
12. Быстров Н. Н. Сборник социально-педагогических задач-проб и практических упражнений по социализации школьников в 5-6-х классах / Н.
H. Быстров // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2008. - N 3. - С. 15-35
13. Венгер, А. Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка / А. Л. Венгер, Ю. С. Шевченко // Дефектология. - 2004. - N
I. - С. 8-16.
14. Вилкова, Т.В. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР / Т.В. Вилкова, Т.А. Волкова // В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы VI международной научно¬практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В, 2014. - С. 119-121.
15. Воронич, Е.А. Становление межличностных отношений детей в
группе сверстников как условие социализации дошкольников// Е.А. Воронич / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые
гуманитарные исследования, 2012. - № 5 (25). - С. 275-277.
16. Ворошилова Е. Л. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста / Е. Л. Ворошилова // Школьный логопед. - 2007. - N 2. - С. 5-12
17. Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях : игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №5. — С. 44-48.
18. Бенгардт, О. А. Роль игры в коррекционном процессе в ДОО компенсирующей и комбинированной направленности / О. А. Бенгардт // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4. — С. 38-41.
19. Бужак, В. В. Коррекционно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» / В. В. Бужак // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 45-46.
20. Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
21. Баранов М. Т. Русский язык. - М.: Центр-пресс, 2012. - 352 с.
22. Баранов М. Т., Прудникова А.В. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
23. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
24. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М.: Педагогика, 2012. - 120 с.
25. Гаткер, М. Л. Развитие мимики старших дошкольников с ОНР / М. Л. Гаткер // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 57-58.
26. Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.
27. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб : Речь, 2003. - 432 с.
28. Ильина Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина - М.: Просвещение, 1984 - 496 с.
29. Куликова, Е. В. Заикание у детей дошкольного возраста. Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга / Е. В. Куликова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. — С. 40-43.
30. Куницына В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша - СПб.: Питер, 2001 - 544 с.
31. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны? [Электронный ресурс] -http://fb.ru/article/37946/kommunikativnyie-navyiki-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi.html.Дата обращения 25.09.2022.
32. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. А.Н. Леонтьев.
- 2-е изд., стереотип. - М. : Смысл, 2005 - 352 с.
34. Леонтьев, А. А. Деятельность и общение /А. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979 - №2. - с. 121-132.
35. Лисина, М. И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное М. И. Лисина. - М., 1980
36. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
37. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
38. Изучение связанной речи дошкольников с ОНР. Лисина Т.В. https://cyberleninka.rU/viewer_images/18564487/f/1 .png
39. Мурашова, И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2020. — №1.
— С. 79-86.
40. Мартьянова, Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии / Г. Ю. Мартьянова // Школьному психологу. - М., 2003. - №2. - С. 13-19.
41. Мартьянова, Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии / Г. Ю. Мартьянова // Школьному психологу. - М., 2003. - №2. - С. 13-19.
42. Наталия, Нищева Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Нищева Наталия. - М.: Детство- Пресс, 2018. - 960 с.
43. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2003. - 253 с.
44. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Оникс, 2007. - 736 с.
45. Основы теории и практики логопедии/ под ред. Р.Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 2009. - 365 с.
46. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
47. Пахомова, Н. Г. Коммуникативная компетенция дошкольников с нарушениями речи / Н. Г. Пахомова // Специальное образование: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10-11 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: С. Е. Гайдукевич (отв. ред.) [и др.]. - Минск, 2008. - С. 243-246.
48. Петрушина, Н.В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н.В. Петрушина // Логопед - №3. - 2013. - С. 10-11
49. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
50. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: метод, пособие/ИВ. Дубровина, АД. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; под ред. ИВ. Дубровиной. - 5-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 1999. -118 с.
51. Подготовка детей к школе в детском саду [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина и Т.В. Тарунтаевой, Ин-т дошкольного воспитания АПН СССР ; [Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Р.С. Буре и др.]. - М. : Педагогика, 1977. - 160 с.
52. Парыгин, Б.М. Социальная психология : Учеб. пособие для вузов / Б. Д. Парыгин ; [Науч. ред. А. С. Запесоцкий]. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 615 с.
53. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 342 с.
54. Соболева, А.Б. Опыт работы по изучению особенностей общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками / А.Б. Соболева, К.С. Шалагинова // Международный студенческий научный вестник, 2017. - № 2. - С. 50.
55. Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и
реальность: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности- (050703) дошкольная педагогика и психология; (0505707) педагогика и методика дошкольного образования)]/ М.Ю. Стожарова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 221 с.
56. Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / М. : Редкая птица, 2019. - 176 с.
57. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
58. Статья: Своеобразие коммуникативных навыков детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-kommunikativnyh-umeniy-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
59. Смирнова, Е.О. Детская психология учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений / О.Е. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 368 с.
60. Соловьева, Л. Г. Диалогические взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2007 - № 4 - С. 37¬45.
61. Статья.
https://interactivescience.media/ru/keyword/2201/articles?page=2
62. Терещенко, М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как
психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко// Вестник Южно¬Уральского государственного университета. Серия: Образование,
здравоохранение, физическая культура, 2006. - № 8. - С. 58-61.
63. Тихеева, Е. И. Основные положения методики развития речи детей / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 12. - С. 6 - 9.
64. Токарь, И. Воспитание дружбы между мальчиками и девочками в образовательном процессе дошкольного учреждения / И. Токарь, Г. Захарова, Ю. Баринова // Коррекционно-развивающее образование. - 2011. - N 1. - С. 25-31.
65. Тюнников, Ю. «Когда мои друзья со мной...»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. С. 24-29
66. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 288 с.
67. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать?: практическое пособие / К. Фопель ; пер. с нем.; В 4-х томах. - М. : Генезис, 1998. - 160 с
68. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 с.
69. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта. - СПб: Речь, 2005. - 477 с.
70. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007 - 384 с.
71. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Г. Х. Юсупова, Т. Н. Волковская. - М:Книголюб, 2004 - 104 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принят 23 октября 2013 г. [электронный ресурс]
URL: ййр://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06. 14-ФГОС-
до.раг


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ