ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Анализ понятия «межличностные отношения» как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 15
1.3. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой
психического развития 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 24
2.1. Организация, методы и методики исследования 24
2.2. Анализ особенностей межличностных отношений учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 26
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции межличностных отношений
учащихся младшего школьного возраста задержкой психического развития 37
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 44
Выводы по третьей главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Проблема экологии детства связана с рядом факторов, такими как изменения в окружающей среде, увеличение времени использования электронных устройств, изменения в семейной структуре и др. Все эти факторы могут приводить к стрессу, депрессии, нарушениям внимания, агрессии и другим проблемам, которые могут влиять на учебные достижения детей. Вследствие этого мы наблюдаем в настоящее время рост числа дезадаптированных детей в общеобразовательной школе, которые создают определенные проблемы при организации процесса обучения. Кандидат психологических наук С.А.Беличева называет нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательных школ дезадаптацией, которая проявляется как у детей с нормальным, так и с нарушенным развитием. Процент новорожденных детей с патологиями развития в настоящее время достаточно высокий. Это связано с различными факторами, в том числе с тем, что врачи научились выхаживать младенцев даже глубоко недоношенных. До 70% этих детей имеют впоследствии трудности в усвоении школьной программы, а также у них отмечаются поведенческие нарушения, трудности с восприятием информации (в том числе устной речи), дефицит рабочей памяти. В связи с этим педагоги столкнулись с новым вызовом: им нужно уметь ставить цели, задачи и подбирать методы педагогической коррекции проблемных детей на уроках и во внеурочной деятельности, при этом учитывать принципы организации коррекционной работы в массовой общеобразовательной школе. Таким образом, современные педагоги должны быть готовыми к определению и диагностике проблем развития детей, а также к созданию и использованию коррекционных программ, которые позволят помочь детям в их развитии и достижении успеха в учебе и жизни в целом. Отдельная категория детей, которая требует особого внимания педагогов именно в младшем школьном возрасте, это дети с задержкой психического развития. Они имеют особенности, отличающие их от сверстников, такие как медленная обработка информации, низкая активность в учебе, недостаточное развитие речи и слабая способность контролировать свое поведение. У детей младшего школьного возраста, которые имеют задержку в психическом развитии, существуют специфические особенности в их отношениях с другими людьми, констатирует в своем исследовании Н. Н. Шешукова. Многие исследователи утверждают, что эти особенности могут быть связаны не только с личностными особенностями и отклонениями в развитии у ребенка, но и социальной ситуацией, в которой он находится, в том числе в школьном сообществе.
Межличностные отношения играют важную роль в жизни человека. Они обогащают нашу жизнь, помогают развиваться, учат нам проявлять эмпатию, быть терпимыми и уважительными к другим людям. Однако требуют постоянного внимания, работы над собой и развития навыков коммуникации.
Межличностное общение играет важную роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые сначала формируются в процессе взаимодействия с взрослыми, а затем становятся произвольными. Дети с отклонениями в развитии могут испытывать трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, и эти неэффективные отношения могут оказать негативное влияние на их последующее психическое развитие. У детей с ЗПР преобладают личностные особенности, отрицательно влияющие на межличностные отношения со сверстниками, которые проявляются в их поведении - конфликтность, агрессивность, импульсивность.
Изучение особенностей развития межличностных отношений младших школьников позволяет выявить группы риска, оказавшиеся в центре конфликтных ситуаций, и предложить им эффективные методы поддержки и коррекции поведения. Также это позволяет преподавателям и психологам использовать специальные программы, которые помогут младшим школьникам лучше осознать свои эмоции, общаться с окружающими и строить здоровые межличностные отношения.
Таким образом, разработка и использование психокоррекционных программ, направленных на оптимизацию и развитие межличностных отношений младших школьников, имеет большое значение для обеспечения их полноценного личностного и социального развития, а также для создания более гармоничной и благоприятной атмосферы в школе.
Проблема исследования: проблема общения и межличностных отношений выступает одним из условий успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследования подтверждают необходимость изучения и последующей разработки технологий диагностики и коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которых в настоящее время не достаточно.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на их развитие.
Объектом исследования: межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определить современное состояние проблемы исследования;
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать психологическую программу коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Гипотеза исследования: полагаем, что формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования (анализ психологической литературы по проблеме исследования), эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: «Ковер» автор Р. В. Овчарова, «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Цветовой тест отношений» авторы Е.Ф. Бажин и А.М. Эткиндом.
Организация исследования. Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное учреждение СОШ № 175 г.Зеленогорска. Для диагностики были выбраны 20 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет. Все дети имели задержку психического развития.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что представленные в процессе исследования результаты позволяют расширить углубить современные научные представления об особенностях межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования:
1 этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022). Анализ литературы по проблеме. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы. Написание первой главы работы.
2 этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022). Подбор диагностического
инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей межличностного общения младших школьников с задержкой психического развития.
3 этап (январь 2023 - март 2023). Теоретическое обоснование,
разработка и реализация программы психологической коррекции межличностного общения детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
4 этап (март 2023 - апрель 2023). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции межличностного общения детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
5 этап (май 2023). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источников. Общий объем работы составляет 74 страницы.
Различные данные специальной психологии показывают, что именно задержка психического развития является одним из самых распространённых дефектов в раннем возрасте на сегодняшний день. Данный факт позволяет активизировать внимание исследователей к данной проблеме.
Нами было рассмотрено положение изучения проблемы межличностного общения среди зарубежных, отечественных представителей науки. Изучением развития межличностного общения у младших школьников с задержкой психического развития занимались следующие авторы: Е.Е.Дмитриева (2003), Е.А. Екжанова (2005), Е.Н. Лебедева (2004), И.И.. Мамайчук (2004), Е.С. Слепович (2002), В.М. Сорокин (2003), Р.Д. Триггер (2011), У.В. Ульенкова (2011), С.Г. Шевченко (2014), Г.В. Фадина (2004). Были проанализированы классификации задержки психического развития и отмечены особенности детей с данным диагнозом.
С целью изучения особенностей межличностного общения младших школьников с задержкой психического развития нами было проведено эмпирическое исследование. Экспериментальной базой для исследования послужило МБОУ «СОШ №175» г.Зеленогорска. В эксперименте приняли участие 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет с программой обучения 7.1.
Исследование межличностного общения младших школьников с задержкой психического развития проходило в несколько этапов: подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было организовано диагностическое исследование, в процессе которого мы задействовали следующие методики: «Ковер», «Рукавички», «Фигуры под диктовку».
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы выявили следующие проблемы: у большинства детей нет понимания как вступить в контакт со сверстником, как этот контакт поддержать и развить. Дети не умеют договариваться и аргументировать свой выбор, отсутствовала взаимопомощь. Кроме этого дети испытывают сложности в умении задавать вопросы и построении понятных для партнера высказываний.
После полученных результатов констатирующего эксперимента мы приступили к реализации формирующего эксперимента. Младшие школьники были поделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную и контрольную группу вошли 10 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе формирующего эксперимента нами были выделены такие задачи психологической коррекционной работы, как:
1.Обучение эффективным способам общения (вступление в контакт, умение донести нужную информацию до партнёра, понимание реакций партнёра).
2.Обучение способам задавать вопросы, строить понятные высказывания, убеждать и аргументировать.
3. Научение приемам саморегуляции.
4. Формирование положительной самооценки.
5.Обучение способам конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Отмечаем, что показатели сформированности навыков группового взаимодействия детей контрольной группы не изменились на контрольном этапе эксперимента и остаются на низком уровне. Дети все также испытывают сложности межличностного взаимодействия.
У детей экспериментальной группы повысились способности «к совместной деятельности». Младшие школьники стали строить более понятные для партнера высказывания, указывать ориентиры действия по построению узора, задавать вопросы, получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Дети экспериментальной группы стали более открытыми - стали понимать эмоциональное состояние другого человека, более точно передавать свою эмоцию. Появилась взаимопомощь и умение договариваться.
Из всего вышесказанного мы можем подвести следующий итог: результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что особенности межличностного общения младших школьников с задержкой психического развития можно корректировать путем реализации психологической коррекционной программы, направленной на развитие межличностного общения у младших школьников. Экспериментальное исследование дает основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи реализованными.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. - М. : ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 384 с.
2. Агафонова, В. А. Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации / В. А. Агафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -2015. -№3. - 98-99 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский.- М.: Медицина, 2011.-272с.
4. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. - М.: Мозырь: Содействие, 2011. - 108 с.
5. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1-4 классы / И.С. Артюхова. - М.: Эксмо, 2013. - 432с.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. / Л. Н. Блинова - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
7. Блонский, П. П. Психология младшего школьника/, Т.Д. Марцинковской ; под ред. А. И. Липкиной. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1997. - 575 с.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
9. Власова Т.П. О детях с отклонениями в развитии / Т.П. Власова, М.С. Певзнер.- М., 2011.- 176 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, - 2016. - 365 с.
11. Диагностики коммуникативных навыков с ЗПР. - режим доступа:https://infourok.ru/poisk
12. Гильяшева, И. П., Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7 / И. П. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. - М.: Фолиум, 1994. - 64 с.
13. Горянина, В. А. Психология общения : учеб.пособие для студентов фак. социал. работы - 4-е изд., стер. / В. А. Горянина - М.: Академия, 2007. - 416 с.
14. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников/ И. Г. Емельянова. - М. : Новая школа, 2015. - 35-38 с.
15. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка/ А. И. Захаров - СПб.: СОЮЗ, 2012. - 224 с. 11. Иванов И. П., Педагогика коллективных творческих дел / И. П. Иванов - Киев: Освита, 1992.
16. Ишмухаметова, А. Р. Дидактическая игра на уроках математики в начальных классах: А. Р. Ишмухаметова , С. А. Косцова // В сборнике : Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - 190-191 с.
17. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: учебное пособие / О. А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агенство 2014. 191 с.
18. Карпова, Г. А., Диагностика межличностных отношений / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 200-209 с.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова.- М., 2012.-174с.
20. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
21. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия/ Р. Корсини, А. Ауэрбаха - М.: СПб, 2012. -1725 с.
22. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 288 с.
23. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 63¬82 с.
24. Лебединский, В.В Задержанное психическое развитие/ О.В. Защиринская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 83-100 с.
25. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
26. Леонтьев, А. Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 247-250 с.
27. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
28. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 2011. -444 с.
29. Лукьяненко, Е. С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / Е. С. Лукьяненко : психологическое здоровье личности: теория и практика. - 2015. - 22-28 с.
30. Маркс, К. : сбор. соч. К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1955 - 1981 гг. - 360 с.
31. Мясищев, В. Н. Психология отношений/ под ред. A. A. Бодалева. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. - 356 с.
32. Назарова, Н. М. Специальная педагогика Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений 4-е изд., стер. / Н. М. Назарова. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
33. Нечаева, А. С. Дидактические игры на уроках математики/ А. С. Нечаева // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации XXIX Международная научнопрактическая конференция. 2017. - 466-468 с.
34. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения/ Н. Н. Обозов. - Л. : ЛГУ, 1979.
- 236 с.
35. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. - 944
36. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А. А. Осипова
- М.: Сфера, 2002. - 510 с.
37. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы
дифференциации и диагностики / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова 82 // Вопросы психологии - 2011. - №1. - 55-62 с.
38. Прудникова, М. Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения: дисс. канд. пед. наук : 13.00.08 / М. Э Прудникова. - Сочи, 2002. - 182 с.
39. Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Знание, 1996. - 168 с.
40. Растянников, А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению/А. В. Растянников,2012. -288 с.
41. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2014. - 64 с.
42. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 232 с. 50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
43. Самойленко, Е. В. Проблема межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития / Е. В. Самойленко, А. В. Морозова // Приволжский научный вестник №12-4 (40) / 2014.
44. Семерич В. Ю. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития. Курсовая работа. Семерич В. Ю. .-Красноярск, 2022.-34 с.
45. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
46. Смирнова, Е. О. Детская психология / Смирнова Е. О. - М. : Владос, 2013. - 367 с.
47. Смиронова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция: Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 160 с. 76
48. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
49. Сухарева Г. Е., Клинические лекции по психиатрии детского возраста/Г .Е.Сухарева. -М,:Медицина 2012.-с.337
50. Сухомлинский, В. А. Воспитание коллективизма у школьников / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 272 с.
51. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет групы риска по отклонениям развития. Учебное пособие.Часть 1 /Л.А.Сырвачева.-Красноярск, 2015.-275 с.
52. Сысуева, Л. В. Развитие самооценки младших школьников в их совместной деятельности: автореф. Дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Сысуева. - М. : 1996. - 16 с.
53. Тампиева, С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников: дис ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. О. Тампиева. - Карачаевск, 2007. - 226 с.
54. Тиханова, И. Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: дис. канд. психол. Наук / И. Г. Тиханова. - М., 2002. - 152 с.
55. Ткачёва, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений/ В. В. Ткачева - М.: Гном - Пресс, 1999. - 64 с.
56. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева - М.: Издательство Книголюб, 2008. - 144 с.
57. Ткачёва, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 160 с.
58. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2011. - 192 с.
59. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - Н-Новгород: Аст, 2011.
60. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 1997. - 67 с.
61. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс] URL : https: //минобрнауки .рф/документы/922.
63. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. - Томск : Пеленг, 1993. - 268 с.
64. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. Ф. Шалимов - М.: Академия, 2003. - 160 с.
65. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
66. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учит. и спец. кор.-разв. обуч. / под ред. С. Г. Шевченко.2014 - М.: Аркти с. 222
67. Шешукова, Н. Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях: дис. к.пс.н. / Н. Н. Шешукова - Нижний Новгород, 2005.
68. Штраус А. и Л. Летинен Л. «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга» под редакцией В. Черемошкина, Светлана В. Мурафа. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с задержкой психического развития - 2011. С.173.
69. Шкуричева, Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. - М., 2006. - 185 с.
70. Щур, В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: сб. науч. тр. / В. Г. Щур. - М. : НИИ ОП АПН СССР, 1984. - 74-93 с.