Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации дидактической игры в внеурочной деятельности 6
1.1 Внеурочная деятельность в рамках ФГОС 6
1.2. Особенности разработки дидактической игры 8
1.3. Дидактическая игра как средство активизации познавательной
деятельности школьников при изучении географии 13
Глава 2. Основные источники загрязнения городской среды г. Красноярска 16
2.1 Микроскопическая угроза PM2.5 17
2.2 Воздействие на окружающую среду промышленных предприятий 19
2.3 Воздействие транспорта на окружающую среду 22
2.4 Влияние частного сектора на окружающую среду 23
Глава 3. Разработка дидактической игры по экологической ситуации города
Красноярска 26
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 1 42
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Конец XX - начало XXI века характеризуются значительным усилением экологических проблем, что вызывает необходимость формирования природосообразного экологического мышления личности, под которым понимается выдвижение на первый план и признание особой социальной ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека. Формирование компонентов экологической культуры школьников, развитие компетентности выпускника школы является государственно важной задачей.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человечеством важную задачу - сохранение оптимальных условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на низком уровне.
Одной из базовых ценностей российского общества выступает природа. Это подтверждается последними национальными программами, реализуемые в государстве в начале XXI века. Президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 года утвержден паспорт национального проекта «Экология» [23].
В данном документе представлено 11 федеральных проектов и одним из них является направление «Чистый воздух». В проекте в основном все направлено на расчеты, модернизацию и снижение выбросов предприятиями. Но достаточны ли только такие меры. Первостепенным направлением должно стать экологическое образование и протекать такое образование должно непрерывно начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.
Важность экологического образования и просвещения постоянно декларируется российским государством. В ст. 71 федерального закона №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» [33]...
Таким образом, полученные результаты позволили сформулировать выводы:
1 .Применение игровых технологий во внеурочной деятельности, в том числе дидактическая игра, раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ученика, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Дидактическая игра является одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности обучающихся. Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме.
2. В городе Красноярск сейчас очень актуальна тема загрязнения окружающей среды. Вот уже несколько лет воздух в Красноярске заслуженно считается одним из самых загрязненных в России, поэтому город включен в Приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. В Красноярске источники загрязнения атмосферы многообразны, а состав выбросов отличается многокомпонентностью. Основными источниками загрязнения атмосферы города Красноярск являются: предприятия машиностроения, цветной металлургии, химии, энергетики, строительной индустрии, котельные, автотранспорт, частный сектор. Климатические условия очень неблагоприятные для рассеивания примесей. Частые застои воздуха приводят к накоплению примесей в атмосфере и формированию высоких уровней загрязнения воздуха.
3. Разработанная дидактическая игра позволит поддержать или создать интерес к предмету и существующей проблеме, для стимулирования деятельности, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Задания направлены на самостоятельный поиск информации разными способами: переход к источникам информации с использованием QR-кода и коротких ссылок, нахождение информации через описание последовательных переходов на сайте, получение данных по представленному примеру.
1. 2ГИС [Электронный ресурс] https://2gis.ru/krasnoyarsk
2. Greenologia.ru Каким образом предприятия машиностроительной промышленности воздействуют на окружающую среду [Электронный ресурс]https://greenologia.ru/eko- problemy/mashinostroenie/mashinostroitelnay-promyshlennost.html
3. World Health Organization The regional office for Europe. Health effects of
particulate matter 2013 [Электронный ресурс]
http: //www.euro .who .int/__data/assets/pdf_file/0006/189051/Health-effects-of- particulate-matter-final-Eng.pdf
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
5. География России: Хозяйство и географические районы: 9 класс для общеобразовательных учреждений / Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др.; под ред. Алексеева А.И. - М.: ДРОФА, 2019. - 336 с.
6. География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под. общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Гаф, 2013. - 368 с.: ил.
7. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. - М.: Просвещение, 2016. - 239 с.
8. География. население и хозяйство России: учебник для 9класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - 5-е изда. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. - 344 с.: ил.
9. География. Россия: природа, население, хозяйство [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений : 9 класс / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева ; Рос. акад. наук. - Москва : Просвещение, 2009. - 207 с. : ил., карты.
10. Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Т. II. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - 670 с.
11. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2018 году» — Красноярск, 2019.
12. Гражданкина Л. В., Новикова И. А. Организация и содержание внеурочной деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические рекомендации / сост. Л. В. Гражданкина, И. А. Новикова. - Барнаул: АКИПКРО, 2013. - 116 с.
13. Дачник А. Малоизвестный вред печного отопления домов для здоровья человека 12.05.2017 [Электронный ресурс] http://dom.dacha-dom.ru/vred- pechnogo-otoplenia.html
14. Ежегодник «Состояние загрязнения атмосферного воздуха городов на территории Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва в 2018 г.». - Красноярск, 2019. - 137 с.
15. Ежегодник «Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2018 г.». - Санкт-Петербург, 2019. 250 с...36