Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения природоведческих (экологических) праздников как средства воспитания положительного отношения к природе у младших школьников 6
1.1 Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации: понятие и характеристика 6
1.2 Роль природоведческих (экологических) праздников в воспитании положительного отношения к природе у младших школьников 10
Вывод по первой главе 12
Глава 2. Природоведческий (экологический) праздник как форма организации внеурочной деятельности младших школьников 14
2.1. Содержание и методика организации проведения природоведческого (экологического) праздника в начальной школе 14
2.2. Анализ педагогического опыта организации природоведческих (экологических) праздников как средства воспитания положительного отношения к природе 18
Вывод по второй главе 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Актуальность исследования. Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, неблагоприятные природные факторы, возникшие в результате производственной деятельности, отрицательно влияют на здоровье и жизнь людей, особенно детей.
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К. Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К. Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А. Шараповой.
На современном этапе одной из основных задач образования, в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является экологическое образование, которое стало неотъемлемой частью школьной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников.
Экологическое образование младших школьников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей методов экологического образования является проведение природоведческих (экологических) праздников. Такие праздники доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе проведения природоведческих (экологических) праздников формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Проводя такие праздники, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Исходя из всего выше сказанного формируется проблема исследования: каковы условия организации и проведения природоведческих (экологических) праздников в качестве средства воспитания положительного отношения к природе у младших школьников?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Роль природоведческих (экологических) праздников в воспитании положительного отношения к природе».
Объект исследования: воспитание положительного отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: природоведческие (экологические) праздники в воспитании положительного отношения к природе у младших школьников.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность использования природоведческих (экологических) праздников в качестве средства воспитания положительного отношения к природе у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы исследования в научно-педагогической и методической литературе.
2. Понятие и характеристика экологического воспитание детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
3. Определить роль природоведческих (экологических) праздников в воспитании положительного отношения к природе у младших школьников.
4. Охарактеризовать методику проведения природоведческих (экологических) праздников.
5. Изучить опыт педагогов по теме исследования.
Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, изучение учебной литературы.
Практическая значимость работы: полученный опыт по организации природоведческих (экологических) праздников будет учитываться в своей деятельности при написании дипломной работы и в начальной школе во время проведения практики.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок.
Во время праздника дети получают знания, которые усваиваются гораздо лучше и прочнее чем сухие факты. Это происходит с помощью интересно и неоднозначной формы проведения. С помощью экологических праздников дети осознает правила поведения в окружающей среде.
В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его кругозор, помогают восстанавливать старые подзабытые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Занимаясь подготовкой праздника, педагоги должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Праздник используется для подведения итогов обучения, а также развивает детей, готовит их к творческой деятельности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование положительного отношения к природе у ребёнка является проведение природоведческих (экологических) праздников.
1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 2004. - №2. – с.32.
2. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников/ Л.Д. Бобылева – Владимир: Просвещение, 2016. – 357 с.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе/ Н.Ф. Виноградова – М.: «Академия», 2016. – 315 с.
4. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования младших школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 38-41.
5. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис Школа, 2002.
6. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
7. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. - М.: Издательство Оникс, 2007.-224 с.: ил.
8. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М.: Аспект Пресс, 2003.-143 с.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2006,480 с.
10. Зверев, И.Д., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина – М.: Педагогика, 2017. – 115 с.
11. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников [Текст] / Г.Н. Каропа – М: НМО, 2015. – 170 с.
12. Кирикэ, Г.В. Ребенок и природа, об экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Г.В. Кирикэ – М.: Карапуз, 2016. –167 с.
13. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5.
14. Кривенко В. Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа, 2002, №7.
15. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 2004. - №3. – с.5.
16. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. - Мн.: Нар. Асвета, 1987.
17. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] / С.Н. Николаева – М.: Новая школа, 2017. – 89 с.
18. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. - СП б, 2008.-121с.
19. Цветкова, И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста/ И.В. Цветкова –М.: Владос, 2017. – 288 с.
20. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие/ Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2016. – 135 с.