Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №168636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 8
1.2 Развитие слухоречевой памяти в старшем дошкольном возрасте 14
1.3 Особенности развития слухоречевой памяти детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1 Организация и методики проведения исследования 28
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 39
3.2 Содержание программы психологической коррекции слухоречевой памяти
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 45
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 62

Актуальность исследования. Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей дошкольника является память, из развития которой строятся другие познавательные функции и личностные качества. Память - это когнитивный процесс, который выполняет функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта и формирования навыков. Именно в дошкольном возрасте память развивается быстрее других способностей.
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях одним из актуальных направлений является изучение слухоречевой памяти у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, по состоянию на конец 90-х гг. абсолютное большинство (более 60- ти процентов) первоклассников входят в «группу риска» с точки зрения уровня адаптивности (как физиологической, так и психологической) к обучению в школе. Не менее трети от этого количества, как отмечает Шевченко Г.С., выказывают признаки психических расстройств и неврологических патологий ещё в период обучения в ДОУ.
В свою очередь, в работах других авторов (Зинченко П.И., Лутонян Н.Г. и др.) отмечается, что дети с диагностированной ЗПР сталкиваются в образовательном процессе с существенными затруднениями, что обусловлен о нарушениями памяти, конкретно - неспособностью ребёнка к самостоятельному регулированию таких психических действий, как воспроизведение и запоминание информации. Слухоречевая память должна быть развита на достаточном уровне, чтобы обеспечить усвоение информации. Образовательные процессы протекают, прежде всего, на основе слуховой и зрительной памяти; таким образом, именно эти мнемнонические формы должны быть надлежащим образом развиты для обеспечения полноценного учебного процесса. У детей с ЗПР, как отмечается в работах Певзнер М.С и Власовой Т.А., основным фактором, влияющим на проблемы с учёбой, выступает недоразвитость слухоречевой памяти.
Среди российских специалистов соответствующая проблематика освещается в трудах таких авторов, как Демьянов Ю.Г., Поддубная Н.Г., Власова Т.А. и прочие. Детей с недоразвитием психической сферы, что следует из работ перечисленных специалистов, характеризуют такие специфические признаки, как несформированность слуховой и зрительной памяти, сниженные (в сравнении с остальными детьми) показатели запоминания, т.е. скорость процесса и объем усваиваемой информации, отсутствие самоконтроля и способности к самоорганизации и пр.
Проблема исследования: изучение слухоречевой памяти дошкольников старшего возраста с ЗПР имеет большое значение. На сегодняшний день проблемы особенности слухоречевой памяти дошкольников с задержкой психического развития изучены недостаточно, что представляет огромную психолого-педагогическую проблему. Что касается особенностей формирования и течения мнемонических процессов у детей с ЗПР, то к ним можно отнести низкий объем кратковременной и долговременной слуховой памяти; низкая точность воспроизведения материала воспринимаемого на слух; недостаточную скорость запоминания материала.
Исходя из этого, можно сказать о том, что развитие слухоречевой памяти является актуальной проблемой, что подразумевает под собой необходимость серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знания.
Цель работы - выявить особенности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее развитие.
Объект исследования - слухоречевая память старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В рамках достижения вышеуказанной цели был сформулирован ряд задач:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме исследования памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции слухоречевой памяти старших дошкольников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития слухоречевой памяти. Использование разработанной нами программы психологической коррекции слухоречевой памяти покажет положительное влияние на ее развитие у данной категории испытуемых.
Методы исследования Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
Также в работе были представлены следующие психодиагностические методики:
1. «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурия;
2. «Запоминание двух фраз» А. Р. Лурия;
3. «Запоминание двух групп слов» Н. Я. Семаго, Н. Н. Семаго.
База исследования: МДОБУ «Детский сад №28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинска. Выборку исследования составили 20 детей (10 человек в контрольной группе и 10 в экспериментальной). Возраст испытуемых 5-6 лет. Все дети с задержкой психического развития (по заключению ПМПК).
Этапы реализации исследования:
1 этап - анализ литературы по проблеме изучения слухоречевой памяти дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей слухоречевой памяти старших дошкольников с задержкой психического развития.
3 этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психокоррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4 этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психокоррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5 этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития слухоречевой памяти старших дошкольников с задержкой психического развития, что значительно расширит и углубит теоретические вопросы специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источников, приложения. Общий объем составляет 65 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив отечественную и зарубежную психологическую литературу, нами был сделан вывод о том, что проблема развития слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в связи со слабым уровнем развития когнитивных функций является актуальной. Проблема детей с задержкой психического развития до сих пор изучена не досконально и нуждается в более глубоком изучении, а также в нахождении методов коррекции слухоречевой памяти. Слухоречевая память влияет на становление познавательной сферы ребенка, способствует формированию высших психических функций, а также оказывает сильное влияние на дальнейшее обучение ребенка в школе.
Для грамотного решения данной проблемы мы проанализировали научные труды разных авторов, которые описывали слухоречевую память дошкольников и ее формирование у данной категории детей. Многие авторы утверждают, что слухоречевая память является важнейшим типом памяти детей с задержкой психического развития, и что развивать ее можно посредством игровых технологий.
Анализ литературы по психологии позволил сделать вывод о том, что старшие дошкольники с задержкой психического развития усваивают информацию медленнее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Кроме того, они быстрее забывают информацию, воспроизводят ее не точно. Слухоречевое запоминание таких детей характеризуется низким объемом запоминаемого материала и поверхностным характером запоминания.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает низкий уровень слухоречевой памяти, что проявляется в недостаточном объеме слухоречевого запоминания, низкой скорости запоминания, недостаточной точностью воспроизведения материала, получаемого на слух.
Для коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами была разработана психокоррекционная программа, направленная на развитие слухоречевой памяти.
Программа включала в себя следующие направления работы: работа по увеличению объема слуховой и слухоречевой памяти; работа по развитию скорости слухоречевого запоминания; развитие длительности запоминания; работа по расширению точности отсроченного слухоречевого воспроизведения.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях не было зафиксировано. У детей все также преобладал низкий уровень слухоречевой памяти.
В экспериментальной группе присутствовала положительная динамика в увеличении количества детей, которые входят в группы со средним уровнем, а также сокращением детей с очень низким и низким уровнем развития слухоречевой памяти. Результаты диагностики показали, что уровень слухоречевой памяти стал значительно выше. Дети стали лучше запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, получаемую на слух. Также мы можем отметить у данной категории детей увеличение объема слуховой памяти, скорость запоминания информации у детей стала гораздо выше, а длительность хранения запоминаемой информации увеличилась.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психокоррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов // Москва: Юрайт, 2013. 816 с.
2. Андреева, А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 29 - 41.
3. Астапов, В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учеб. пособие для студ. и слушателей спец.факультетов. - М. Международная педагогическая академия. 2005. - 264с
4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980 - 361 с.
5. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2000 - 351с
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:1991. - 176с.
7. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 - 43
8. Борякова, Н. Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы / Борякова Н. Ю., Дубровина Т. И., Орлова О. С. // Специальное образование. - 2013. - № 2. - С. 5-11.
9. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект) - М.: В.Секачёв, 2007. — 78 с.
10. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.:
«Просвещение» 1991. - 207 с.
11. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007 - 384 с.
12. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Москва: Владос, 2014. 376 с.
13. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
14. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. - М.: 1979.-367с.
15. Выготский Л.С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах - Т.2 М.: 1982
16. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
17. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2007. - 286 с.
18. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.
19. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 1992, № 4 стр. 16 - 23
20. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с.
21. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. -М.: РГИУ, 1999. - 92с.
22. Житникова Л. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1985 - 86 с.
23. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие: хрестоматия / Защиринская О. В. - Изд. 2-е, испр. И доп. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с
24. Зинц, Р. Обучение и память / Р. Зинц; под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн., 1989. - С. 62.
25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание 1961. - 562с.
26. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: 1978. - 290с.
27. Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
28. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - С - П.: Питер, 2004. - 482 с.
29. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста.
- Минск: Университэцкае, 1999 - 190 с.
30. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. // М: 2002. - 480с.
31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие// М.: Издательство Московского университета, 1985 - 148с.
32. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. -340 с.
33. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. - М.: 1987. - 248с.
34. Лощенкова З. Б. Возрастная психология. // М.: 2009. - 70с.
35. Лубовский В.И. Псхологические особенности детей с ЗПР // Дефектология 1972,№ 4
36. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: «Педагогика» 1975. - 105с.
37. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - Москва: Педагогика, 1974. - 312 с.
38. Лутонян, Н.Г. Динамика мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития. // Тез. докл. IV Всесоюзных педагогических чтений. Т.2. - М., 1976. - С.18 - 26.
39. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: 1993. - 314с.
40. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. - 592 с
41. Немов, Р.С. Психология: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики в 3т. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: 640 с.
42. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. метод. комплекс. 3-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 376 с.
43. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - СПб.: паритет, 2003 - 112 с.
44. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.:
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128с
45. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр [Текст] /С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 3. — С. 84-86.
46. НорманД. Забывание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008 - 646 с.
47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва: Юрайт, 2014. 464 с.
48. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие // М.: Сфера, 2002.
- 510с.
49. Петрова О. Развиваем память. - М.: Эксмо, 2006 - 124 с.
50. Подобед, В.Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития / В.Л. Подобед // В кн.: VIII научная сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения (секция дефектологии) 27 - 29 марта 1979 г. - М., 1979. - С. 124-136.
51. Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР //Дефектология 1981, № 3
52. Поддубная Н.Г, Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР // Дефектология 1975, № 6
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.
54. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. - 649 с
55. Светлова И. Тренируем память. - М.: Эксмо, 2003 - 72
56. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. - 318 с.
57. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
58. Слепович Е.С, Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. // М.: Педагогика, 1990. - 96 с.
59. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. -М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
60. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. Москва: Владос, 2008. 280 с.
61. Соколов Е.М. Механизмы памяти. // М.:1969. - 176с.
62. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
63. Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю память - СПб: Издательство «Питер», 2000
64. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. // М.: 1976. - 128с.
65. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.
66. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. // М.: «Академия» 1999.-336с.
67. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 291 с.
68. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
69. Черепкова Н.В., Нечитайло Т.А. Особенности слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2013.- С. 1-5.
70. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004. - 384


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ