ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Понятие «технологии в обучении» 6
1.2. Компьютеризация в образовании 7
1.3. Средства ИКТ, применяемые в образовании 9
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 13
2.1. Значение компьютерных технологий в процессе обучения географии 13
2.2 Методические подходы к использованию компьютерных технологий в курсе «Географии» 19
2.3. Виды компьютерных программ, используемых при обучении географии 23
2.4. Основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии 26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 33
3.1. Разработка урока на Тему: «Транспорт Республики Тыва» 34
3.2. Анализ урока 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность. В Концепции модернизации российского образования (от 7 февраля 2011 г. № 163-р) в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Этому может способствовать компьютеризация образования, которая является частью федеральной целевой программы по развитию единой образовательной информационной среды. В ней подчеркивается, что основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.
Сегодня в преподавании ряда предметов активно внедряются мультимедийные программы (Педагогическая лоция - мультимедиа в школе, 2004), активно обсуждаются психологические проблемы компьютеризации (Шебень, 1992). Вышли в свет учебные пособия, посвященные использованию новых информационных технологий в образовании, интеграции их в учебно-воспитательный процесс, практическим рекомендациям по созданию гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных сайтов силами педагогов. Развивается виртуальное объединение учителей, функционирует специальный семинар по использованию Интернета в преподавании географии, картографические презентации рассматриваются как учебные пособия. Но внедрение компьютерных технологий в школьное образование идет не так быстро, как этого требуют современные тенденции модернизации системы образования. Основной причиной отставания, по мнению многих специалистов, является не только слабое техническое оснащение школ, сколько недостаточная компьютерная подготовка учителей-предметников, и не разработанный еще методический аппарат применения новых информационных технологий в учебном процессе.
В последнее время в арсенал учителя-географа активно внедряется разнообразная компьютерная техника. Современный урок географии тяжело представить себе без мультимедийного комплекса для демонстрации карт, схем, иллюстраций, презентаций, то есть всего того, что делается урок наглядным и интересным для учеников. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонентов изучения географии. Поэтому, изучение возможностей применения компьютерных технологий на уроках географии является актуальным.
Цель работы - обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках географии.
Задачи:
• Раскрыть понятие «компьютерные технологии»;
• Изучить основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии;
• Разработать урок по географии с применением компьютерных технологий.
Объектом исследования являются компьютерные технологии как средства обучения географии, а предметом - способы их применения на уроках географии в школе.
Использованные методы исследования:
• теоретические - анализ педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ образовательных стандартов, компьютерных программ и электронных учебников по географии с целью выявления в них потенциальных возможностей применения как средств обучения;
• эмпирические -изучение опыта учителей географии по использованию компьютерных технологий в период педагогической практики в школе.
Гипотеза: если рационально использовать компьютерные технологии в обучении географии в соответствии с целями урока,содержанием обучения, и особенностями учащихся, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в поиске новых форм использования компьютерной техники в изучении географии и применения их в школе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов.
Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.
На современных уроках, в том числе географии, с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Компьютер — это величайшее достижение современной технологии, он должен стать незаменимым помощником учителя, однако не следует думать, что компьютер сможет заменить учителя. Современный учитель обязан владеть компьютерной грамотностью, это позволит ему проводить современные уроки с использованием компьютерных технологий, тем самым повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
Считалось, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе может стать альтернативной традиционным методам обучения, а электронные (учебно-программные) средства обучения заменят их традиционные аналоги. Однако время показало, что проблема соотношения традиционных и современных средств обучения не может быть решена так однозначно. Например, формирование практических умений на уроках географии невозможно осуществить только с помощью компьютерных программ и средства мультимедиа.
Использование в школьной практике компьютерных технологий невозможно без соответствующих средств обучения.В настоящее время учебный процесс активно насыщается разнообразными средствами обучения географии на электронных носителях.
Содержание учебных компакт-дисков по географии включает в себя несколько типов учебных материалов, состоит из разных компонентов: 1) тексты информационного и поясняющего характера 2) иллюстрации (фотографии, рисунки, анимация, интерактивные изображения, 3D-объекты, видеофрагменты).
Таким образом, компьютерные технологии и мультимедийные средства обучения предоставляют новые возможности для подачи и усвоения материала и активно решают триединую задачу географического образования: а) вооружение учеников солидным объемом новых знаний(умений и навыков), б) обучение географическому мышлению и методам работы, в) воспитания учащихся. При этом могут быть использованы, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, так и частично-поисковый, исследовательский и метод проблемного изложения.
Можно выделить следующие достоинства компьютерных технологий, используемых в процессе обучения географии:
- компьютерные технологии служат тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся - урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы;
- они способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых;
- компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.
-использование компьютерных технологий создает возможность доступа к большим массивам современной актуальной информации, оперирование ею;
- сочетание цвета, мультипликации, музыки, звука, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации;
- значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (настенные плакаты, картины, карты, диапозитивы, видеофрагменты, анимационные схемы и др.) может храниться в цифровом формате, что высвобождает место в классе и уменьшает время подготовки учителя к уроку;
- возможность с их помощью управлять познавательной деятельностью школьников. Это является важнейшим достоинством компьютерных технологий.
Наряду с положительными отзывами, методисты указывают и нерешенные вопросы, касающиеся применения компьютерных технологий, к которым относят:
- диспропорции в соотношении объема получаемой и усваиваемой учеником информации;
- трудность ориентирования в информационном потоке;
- необходимость индивидуализации и дифференциации обучения;
- несопоставимость человеческого мышления и логики машины;
- определение путей сочетания компьютерных и традиционных технологий обучения (совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения является важным методическим принципом их применения; при планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
В целом можно сказать, что применение компьютерных технологий повышает результативность обучения.
1. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии , № 6,2005. - 234 с.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХІ века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. - 312 с.
3. Гриценко В.А. Web-технологии в географическом образовании в средней школе // Труды II съезда РГО. Т.7. Санкт-Петербург. 2005.- С.258.-261.
4. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии. № 6, 2003. - С. 143 - 146.
5. Ездов А.А. Новые технологии проведения школьного естественнонаучного эксперимента // Информатика и образование. № 4, 2000. - С.123 - 124.
6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: БадарчаДендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
7. Марченко Н.А. Компьютерные технологии в преподавании географии // Труды II съезда РГО. Т. 7. Санкт-Петербург, 2005.- С. 244-249.
8. И.В. Душина, В. Б. Пятунин,Е.А. Таможняя. Методика и технология
обучения географии: -М.:ООО«Издательство Астрель»:ООО
«Издательство АСТ», 2002 -203 с.
9. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях.- М.: Дрофа, 2007. -509 с.
10. Молодцов Д.В. Географическое образование в условиях перехода к новым ФГОС // География и экология в школе XXI века. № 6. - 2012. - С. 213 - 215.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000. - С. 85 - 87.
12.ЗолотоваС.И., ВовченкоН.Л., Давыдова А.М. О возможностях применения компьютерных технологий при изучении географии в средней школе. / Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". - Троицк, 1999. - С. 123 - 125.
13.Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. № 1, 2002. - С. 34 - 36.
14.Чернявская З.В. Самостоятельная работа учащихся по формированию естественно-научных понятий.Автореф. дисс. - Красноярск, 1991. - 212 с.
15. Шебень В. Использование ТСО и ЭВМ как средства развития познавательного интереса учащихся образовательных школ ЧСФР. Автореф. Дисс. - Красноярск, 1992. - 342 с.
Интернет источники
16. http://compress.ru/article.aspx?id=11121 МаксаковскийВ.П.,
ЗаяцД.В., ГороховС.А., РоготеньН.Н., ТаможняяЕ.А., 2007
17. http://www.curator.ru/e-books/g2.html Душиной И.В., Коринской В.А. и Щенева В А.,2001.
18. http://www.curator.ru/e-books/g2.html. Аналитический отчет педагогической деятельности учителя математики, информатики ИКТ ОндарАяны Владиславовны «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках»
19. http://zg.podfm.ru Петрова Н.Н, 2004.