Введение 3
1 Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации 8
1.1 Понятие, структура и правовое регулирование Пенсионного фонда РФ 8
1.2 Роль Пенсионного фонда в пенсионной системе РФ 17
1.3 Обзор систем пенсионного обеспечения за рубежом 29
2 Финансовые основы функционирования Пенсионного фонда 40
2.1 Формирование бюджета пенсионного фонда и его источники 40
2.2 Понятие финансовой устойчивости Пенсионного фонда 43
2.3 Методика оценки финансовой устойчивости пенсионного фонда 47
3 Анализ финансовых показателей пенсионного периода за 2019-2021 гг. ... 52
3.1 Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда 52
3.2 Анализ показателей финансовой устойчивости 58
3.3 Проблемы совершенствования финансовой устойчивости 63
Заключение 73
Список использованных источников 78
Актуальность темы исследования. Пенсионная система - это один из наиболее важных элементов сферы социального обеспечения в развитых странах. Она оказывает влияние на формирование и изменение социального статуса населения, служит отображением реализации основных государственных функций. При этом в текущий период пенсионная система Российской Федерации имеет определенные проблемы и справедливо критикуется из-за низкого размера пенсий, является дорогостоящей и малоэффективной, а также требует дополнительных источников финансирования как из бюджета, так и из других источников. Пенсионная система играет большую роль не только в социальной и общественно-политической жизни всей страны, но ив его финансово-бюджетной сфере, существенно влияя на формирование и перераспределение финансовых средств в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность государственной финансовой системы.
В связи с этим стратегический и оперативный анализ текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России (ПФР) в частности имеет немаловажное значение.
Пенсионное страхование является одной из наиболее важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, так как касается непосредственно интересов нетрудоспособных граждан и косвенно - всего трудоспособного населения. Пенсионный фонд оказывает большое влияние на экономику государства, так как основной его задачей является обеспечение населения заработанным уровнем жизненных благ посредством перераспределения и аккумуляции средств во времени и в пространстве. Своими средствами Пенсионный фонд обеспечивает начисление ежемесячных пособий, пенсий гражданам которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое существование, в том числе пенсионеров. Таким образом, определяется его важная социальная роль, а актуальность анализа системы функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации состоит в том в том, что от его эффективного текущего функционирования зависит обеспечение достойного уровня жизни гражданам, не имеющим трудовых доходов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реформы и отдельные меры, направленные на обеспечение сбалансированности пенсионной системы за последнее десятилетие, стали частым явлением не только в России, но и в зарубежных странах. Дело в том, что финансовая устойчивость пенсионных фондов нарушается в связи со старением населения. Демографические и макроэкономические вызовы испытывают пенсионные системы стран мира, которые в свою очередь пытаются найти способы подстройки систем под внешние изменения. Это в настоящее время в полной мере характерно для пенсионной системы Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. Среди представителей зарубежной экономической школы, занимающихся в разное время исследованиями государственных финансов во взаимосвязи с социальной, можно выделить А. Вагнера, К. Вейса, Дж. Винна, Д. Волкера, Х.Ф. Герсдорфа, Е. Мишана, М. Пэттона, М. Рашида, М. Скривена, Дж.Стиглица, JI. Томпсона, Г. Хатри, JI. Эрхарда и др.
Отдельные аспекты проблемы обеспечения финансовой устойчивости ПФР в последнее время рассматривались рядом авторов, в частности: Д.Г. Александровым, Г.В. Беляевой, Ю.В. Ворониным, A.B. Голубевым, М.Э. Дмитриевым, А.Б. Жабоедовым, А.П. Колесником, A.B. Куртиным, Ю.З. Люблиным, Т.М. Малевой, М.С. Малютиной, Ю.В. Пешехоновым, В.Д. Ройком, А.Г Соловьевым, А.К. Соловьевым, Л.П. Якушевым, Ю.В. Якушевым, Т.В. Муравлевой, E.H. Шутяк и др.
Цель исследования является предложение по совершенствованию формированию и использованию финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, структуру и правовое регулирование Пенсионного фонда РФ;
- охарактеризовать роль Пенсионного фонда в пенсионной системе РФ;
- провести обзор систем пенсионного обеспечения за рубежом;
- изучить формирование бюджета пенсионного фонда и его источники;
- охарактеризовать понятие финансовой устойчивости Пенсионного фонда;
- изучить методику оценки финансовой устойчивости пенсионного фонда;
- провести анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда;
- провести анализ показателей финансовой устойчивости;
- выявить проблемы совершенствования финансовой устойчивости.
Объект исследования - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предмет исследования - финансовые отношения в процессе деятельности Пенсионного фонда РФ.
При выполнении работы были использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы классификации, сравнения. Также были использованы метод анализа нормативно-правовой базы, анализ статистической информации.
Теоретическая основа исследования. При выполнении работы были использованы труды следующих авторов: Галаганов В.П. Гусева, Т.С. Завгородний А.Ф. Козлов П.А. Мысляева И.Н. Николаева, Е.Ю. Петракова Н.Г., Сорокина Л.Н., Бабилаев Н.А.
Информационную базу исследования составили:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие пенсионную систему РФ;
- официальные информационно-аналитические издания Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Пенсионного фонда РФ;
- данные аналитических исследований в области пенсионного обеспечения и страхования;
- материалы научных исследований, публикации и монографии в периодической печати;
- ресурсы информационной сети Интернет и др.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении проблематики формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ в условиях реализации национальных проектов. В работе проведена оценка эффективности мероприятий по внедрению суперсервиса «Пенсия онлайн» в Красноярском крае.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ формирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ показал, что проблемы пенсионной система Российской Федерации в настоящее время носят системный характер, их решение связано с внедрением накопительных элементов и развитием добровольного пенсионного страхования, и в ближайшие несколько лет, с учетом уровня доходов населения, их решение невозможно. Повышение эффективности формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ будет связано с активным внедрением цифровых технологий, в частности, развитием суперсервисов.
2. Реализация проекта по внедрению суперсервиса «Пенсия онлайн» на территории Красноярского края позволит получить значительный экономический и социальный эффект. Экономический эффект будет выражен в сокращении расходов на оплату труда сотрудников Пенсионного фонда, работающих в пенсионном блоке. Социальный эффект будет выражен в меньших затратах времени пенсионеров при оформлении пенсии, а также большей информированности и более ответственным отношении сегодняшних и будущих пенсионеров к управлению своими пенсионными накоплениями.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения в решении задач прикладного характера, связанных с внедрением суперсервиса «Пенсия онлайн» отделениями Пенсионного фонда РФ на региональном уровне.
Структура исследования: введение, основная часть, разделенная на три главы и восемь параграфов, заключение, список использованных источников и приложения
Пенсионные системы в мире отличаются разнообразием. Но во всех странах у них есть некоторые общие черты. Так, распределительная составляющая пенсионной системы чаще является обязательной, а накопительная дополняет её в разной степени, и при этом в её формировании часто участвуют не только государство, но и корпоративный сектор
На все пенсионные системы мира оказывает влияние демографический процесс, который называется «старение населения». Он характерен для большинства развитых стран и объясняется большим количеством факторов, не все из которых являются негативными. Так, для большинства развитых стран характерна низкая рождаемость. Это связано с более продуманным и ответственным отношением будущих родителей к своим детям, материальному благополучию своих семей после их рождения.
Также на процесс старения населения оказывает большое влияние рост продолжительности жизни. Это, в свою очередь, фактор сугубо положительный. Он объясняется лучшим качеством медицинского обслуживания, лучшими условиями жизни, позволяющими сохранить здоровье до более позднего возраста, более ответственным отношением людей к своей жизни и здоровью, более безопасными условиями жизни.
Различные страны применяют разные мероприятия по повышению устойчивости своих пенсионных систем.
Одной из применяемых мер, которую используют в последние десятилетия почти все государства, является увеличение пенсионного возраста.
Также достаточно популярным инструментом, который в настоящее время применяется и в российской пенсионной системе, является увеличение трудового стажа. Во-первых, это увеличение минимального стажа, который необходим, для того чтобы выйти на пенсию, и получать именно пенсию, основанную на страховых взносах, а не социальную. Во- вторых, во многих странах действует такая схема, когда граждане получают более высокую пенсию в случае, если оформляют её не в момент наступления пенсионного возраста, а позже.
Крайние существенные изменения произошли в российской пенсионной системе с 2015 года, с принятием новых законов, регулирующих порядок начисления страховых и накопительных пенсий. Изменились сами формулы их расчёта, а также условия для получения пенсии.
Во-первых, был увеличен пенсионный возраст на 5 лет. Это увеличение происходило ни единомоментно, а постепенно. В течение 10 лет каждый год пенсионный возраст повышается на полгода.
Во-вторых, так же поэтапно повышается необходимый трудовой стаж для выхода на пенсию. До 2015 года достаточно было иметь 5 лет трудового стажа, чтобы оформить пенсию в установленном законом возрасте, и при этом она рассчитывалась бы именно по страховому принципу, а не предполагала выплату социальной пенсии. После 2015 года необходимо трудовой стаж поэтапно повышается, и в 2024 году должен достичь 15 лет.
Кроме того, изменяется размер предельной базы для начисления страховых взносов. Его корректировка также происходит постепенно в сторону увеличения.
Анализ формирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ показал, что проблемы пенсионной система Российской Федерации в настоящее время носят системный характер.
Доля трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджета Пенсионного фонда РФ в 2021 году составляет 36,8%, и в перспективе имеют тенденцию к увеличению. Таким образом, российская пенсионная система не в состоянии обеспечить расходы на выплаты пенсий поступлениями от страховых взносов и специальных налоговых режимов почти на 40%. Решением этой проблемы в перспективе могло бы стать более активное внедрение накопительных элементов пенсионную систему, а также развитие добровольного пенсионного страхования.
При этом внедрение накопительных элементов в настоящий момент затруднено, поскольку все ресурсы пенсионной системы идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Поэтому на настоящее время решение о временном прекращении отчислений на накопительную часть пенсии все еще действует.
Что касается добровольного пенсионного страхования, то для его развития существуют два основных препятствия. Во-первых, это низкий уровень доходов населения, который не позволяет направлять достаточное количество средств на формирование будущей пенсии. Во-вторых, низкий уровень доверия населения к финансово-кредитным институтам, в том числе, негосударственным пенсионным фондам. В определенной степени это объясняется их низкой доходностью, которая не обеспечивает сохранность и приумножение средств пенсионных накоплений.
Таким образом, в перспективе ближайших нескольких лет основным резервом для повышения эффективности формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ будет оптимизация его расходов.
Проведенный в работе анализ формирования и использования финансовых ресурсов Отделения Пенсионного фонда по Владимирской области выявил следующие проблемы реализации страховых принципов пенсионной системы:
- дефицитность бюджета;
- сохранение комплекса нестраховых обязательств, которые функционируют в страховой пенсионной системе и не обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами;
- отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера страховых пенсий на социально приемлемом уровне;
- тарифная политика;
- отсутствие страховых стимулов для самозанятых страхователей при формировании своих пенсионных прав (фиксированный размер, который они уплачивают не обеспечивает даже уровень ПМП);
- финансовая неустойчивость (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий);
- неравенство пенсионных прав мужчин и женщин;
- достижение минимальных социальных гарантий за счет перераспределения страховых ресурсов, в том числе наличие большого объема пенсионных прав, сформированных в условиях предшествующих пенсионных обязательств государства (в период до 1 января 2002 года).
В ближайшие годы большую роль в оптимизации деятельности органов власти и управления, в том числе, Пенсионного фонда РФ, должно сыграть внедрение цифровых технологий. В первую очередь это касается развития системы суперсервисов.
В работе представлен проект по внедрению суперсервиса «Пенсия онлайн» в Красноярском крае. Поскольку разработка программного обеспечения осуществляется централизованно в соответствии с государственным заказом, размещенным от имени Пенсионного фонда РФ, на уровне ОПФР по Красноярскому краю мероприятия по внедрению суперсервиса будут включать в себя:
- обучение сотрудников отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю работе с новым программным обеспечением;
- проведение информационной работы с населением через средства массовой информации, а именно - размещение информационных роликов в эфире местных телеканалов, а также размещение информационных сообщений в прессе;
- проведение семинаров и выездных учебных занятий на крупных предприятиях области и в государственных учреждениях с работниками, не достигшими пенсионного возраста, а также работающими пенсионерами, по вопросам использования суперсервиса.
За три года экономия средств для ОПФР по Красноярскому краю от внедрения суперсервиса «Пенсия онлайн» составит 97,2 млн. руб. за счет перевода части услуг в электронный вид и сокращения численности сотрудников пенсионного сектора.
Социальный эффект от реализации проекта по внедрению суперсервиса «Пенсия онлайн» на территории Красноярского края будет выражен в следующем:
1. Сокращение затрат времени пенсионеров и граждан предпенсионного возраста на оформление документов, связанных с получением пенсии
2. Отсутствие необходимости лично посещать отделение Пенсионного фонда РФ и многофункциональные центры с целью оформления документов, что особенно важно в период пандемии и высокого риска заражения коронавирусной инфекцией.
3. Лучшая информированность работающих граждан и пенсионеров об их правах и возможностях в системе пенсионного страхования, в том числе, в части управления средствами накопительной пенсии.
Таким образом, расчеты, приведенные в работе, показывают, что проект по внедрению суперсервиса «Пенсия онлайн» в Красноярском крае имеет значительный положительный экономический и социальный эффект, и его реализация целесообразна.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 01.04.2022).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05 августа 2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
3 Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 38233.
4 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. Ст. 3.
5 Федеральный закон № 74-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных
пенсионных фондах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/(дата обращения: 01.04.2022).
6 Федеральный закон от 6.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
7 Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/(дата обращения: 01.04.2022).
8 Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/(дата обращения: 01.04.2022).
9 Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37863/(дата обращения: 01.04.2022).
10 Федеральный закон № 360-ФЗ от 30.11.2011 г. «О порядке
финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122348/(дата обращения: 01.04.2022).
11 Федеральный закон № 434-ФЗ от 28.12.2013 г. «О накопительной
пенсии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/(дата обращения: 01.04.2022).
12 Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/(дата обращения: 01.04.2022).
13 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ (дата обращения: 01.04.2022).
14 Федеральный закон от 08.12.2020 № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_28660/(дата обращения: 01.04.2022).
15 Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_28660/(дата обращения: 01.04.2022).
16 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.
17 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
18 Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (часть II). Ст. 8029.
19 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91
г. № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203/3bd70d6326258e2057e18b 02a4a8d1da945453fc/ (дата обращения: 01.04.2022).
20 «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «Консультант Плюс».
21 «Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // СПС «Консультант Плюс».
22 Аганбегян, А.Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А.Г. Аганбегян. - Москва: Дело, 2019. - 400 с.
23 Аксютина, С.В., Советова, Н.П., Неспанова, И.В. Актуальные вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации / С.В. Аксютина, Н.П. Советова, И.В. Неспанова // Экономика, предпринимательство и право. - 2020.
- Т. 10. - № 4. - С. 1247-1262.
24 Андрианова, Н.Ю. Россия и мир. Политическое, социально-экономическое, демографическое измерения / Н.Ю. Андрианова [и др.]. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. - 371 с.
25 Атанесян, Л.Р. Структура доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации / Л.Р. Атанесян // Цифровая наука. - 2020. - № 1.
- С. 11-16.
26 Бончик, В. М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты / В.М. Бончик. - Москва: Дашков и К, 2018.
- 204 с.
27 Ведяева, Е.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е.С. Ведяева, А.А. Гребенникова. - Саратов: Вузовское образование,
2019. - 166 с.
28 Виноградов, Н.В. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России до 2030 года: проблемы реализации и направления совершенствования / Н.В. Виноградов // Экономика и предпринимательство. -
2020. - № 5 (118). - С. 479-484.
29 Воронова Н.А. Пенсионная реформа РФ: результаты и проблемы реализации / Н.А. Воронова, А.Г. Михова // Проблемы социально¬экономического развития регионов: сборник статей Международной научно¬практической конференции. - Москва, 2018. - С. 87-88.
30 Галишникова Е.В. Международный опыт государственного управления пенсионными средствами в системах пенсионного обеспечения зарубежных стран / Е.В. Галишникова // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2016.
- № 2 (14). - С. 23-32.
31 Галишникова Е.В. Обязательный накопительный компонент в пенсионных системах: отечественный и зарубежный опыт / Е.В. Галишникова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016.
- № 4 (18). - С. 135-144.
32 Голубинская, А.А. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации / А.А. Голубинская // Экономика и социум. - 2020. - № 1 (68). - С. 341-344.
33 Ермаков, Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебник для магистров / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская. - 2-е изд.
- Москва: Дашков и К, 2019. - 397 с.
34 Климов, Д.В. Пенсионное обеспечение как проблема в Российской Федерации / Д.В. Климов // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5 (118). - С. 304-307.
35 Кожевников, А.А. Проблемы правового регулирования социальных отношений при реализации в Российской Федерации пенсионной реформы / А.А. Кожевников // Соц. и пенс. право. - 2017. - № 3. - С. 3-7.
36 Колесник, А.П. Пенсионная система в условиях глобальных перемен / А.П. Колесник // Стратегии бизнеса. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 117-119.
37 Куртин, А.В. Трансфертная модель как инструмент повышения финансовой устойчивости пенсионных систем в современных условиях / А.В. Куртин // Пенсия. - 2017. - № 11. - C. 45-48.
38 Маврина, Л.А. Проблемы финансирования пенсионных систем / Л.А. Маврина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 2. - № 2. - С. 105-109.
39 Макаров, О.В. Единый правовой режим пенсионного обеспечения физических лиц: проблемы формирования и поддержания / О.В. Макаров // Соц. и пенс. право. - 2017. - № 3. - С. 3539.
40 Музаев, М.З., Денисова, И.П., Рукина, С.Н. Управление финансовыми ресурсами Пенсионного фонда России / М.З. Музаев, И.П. Денисова, С.Н. Рукина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 3. - С. 90-96.
41 Напсо М.Б. Экономико-правовые предпосылки и последствия реформирования пенсионной системы РФ // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2019. - № 3. - С. 49-62.
42 Павлова, С.А., Филимонова, И.В. Формирование новых тенденций на рынке труда в условиях повышения пенсионного возраста / С.А. Павлова, И.В. Филимонова // Экономика образования. - 2020. - № 2 (117). - С. 95-101.
43 Путинцева Н.А. Зарубежный опыт становления и функционирования накопительных механизмов в пенсионных системах / Н.А. Путинцева // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2016. - № 6. - С. 252-254.
44 Пятшева, Е.Н. Пенсионное страхование в России / Е.Н. Пятшева // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2020. - № 3 (28). - С. 72-77.
45 Сапунов, А.В., Козлов, Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации / А.В. Сапунов, Д.С. Козлов // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63-67.
46 Собко, К.Ю. Государственный контроль и регулирование сферы пенсионного страхования / К.Ю. Собко // Форум молодых ученых. - 2020. - № 1 (41). - С. 572-575.
47 Совина, Н.К. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Н.К. Совина // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 2 (42). - С. 209-213.
48 Соловьев, А.К. Пенсионный возраст: актуарно-статистическое обоснование: монография / А.К. Соловьев, М.С. Аль-Натор, С.А. Донцова, С.Е. Кучук. - Москва: Прометей, 2018. - 236 с.
49 Соловьев, А.К. Проблемы формирования пенсионных прав в условиях пенсионной реформы / А.К. Соловьев // Экономические стратегии. - 2020. - Т. 22. - № 6 (172). - С. 38-45.
50 Соловьев А.К. Трансформация принципов формирования страховых пенсионных прав в условиях повышения пенсионного возраста // Экономика и управление. - 2019. - № 9 (167). - С. 67-79.
51 Фатхудинов А.Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан / А.Р. Фатхудинов // SCIENCE TIME. - 2015. - №2 (14). - С. 213-217.
52 Фомичев, М.Н. Пенсионная реформа в контексте социальной справедливости: мировой опыт / М.Н. Фомичев // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 1 (140). - С. 212-215.
53 Хмелевская, С.А. Пенсионное страхование: философия, история, теория и практика: учебник / С.А. Хмелевская, Д.Н. Ермаков, М.М. Аранжереев [и др.]. - Москва: Дашков и К, 2018. - 720 с.
54 Хмыз, О.В. К вопросу о гарантированности пенсионных накоплений / О.В. Хмыз // Финансы. - 2020. - № 2. - С. 52-58.
55 Черкасова, Ю.И. Внебюджетные фонды: учебное пособие / Ю.И. Черкасова, М.И. Мигунова, С.А. Козлова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. - 328 с.
56 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru(дата обращения: 02.04.2022).
57 Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru(дата обращения: 02.04.2022).
58 Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.pfrf.ru(дата обращения: 02.04.2022).
59 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru(дата обращения: 02.04.2022).