ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая
проблема 11
1.3 Особенности учебно-воспитательного процесса учащихся младшего
школьного возраста 19
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 31
ГЛАВА III. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ
ПОМОЩИ НАРОДНЫХ ИГР
3.1. Выявление, обоснование и внедрение народных игр в учебно-воспитательный
процесс учащихся младшего школьного возраста 33
3.2. Выявление результативности применение народных игра в патриотическом
воспитании учащихся младшего школьного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней ф изиче ской подготовл енно сти каждого ребёнка, прио бретением запаса п р о чных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха [29].
Воспитание - это воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем - приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. Гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Рука об руку с воспитанием идет образование. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника.
Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой - к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек. Возможно и воспитание дурного. Систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание...
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. При анализе научно-методической литературы мы выявили что кроме
формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метания, на уроках физической культуры необходимо воспитывать
учащихся младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте, как известно слабая развитая система устойчивости внимания, они эмоциональны, им нужно постоянно двигаться, а при значительном утомлении теряют самообладание, внимание, нарушается дисциплина, идет перенапряжение, не реагируют на запреты и замечания учителя. Решением данного вопроса являются двигательные действия на уроке физической культуре в начальной школе
2. Нами выявлены следующие народные игры: «Море волнуется», «Зеркало»,
«Быстро шагай», «Стоп, хоп, раз», «День и ночь», «Перебежки»
«Пятнашки», «Попрыгунчик», «Кошка и мышка», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Черт и краски», «Цепи кованные», «Филин и пташки», «Казаки-разбойники», «Вороной конь», «Щука и карась», «Кружева», «Медведи с цепью», «Карлики и великаны».
3. На практике было использовано три урока в неделю 2 из них были практическими, применяя народные игры, а один был в виде просмотра фильма.
При формировании патриотического воспитания роль нородных игр остается ключевая но и нами применялись и другие формы. Просмотр патриотических фильмов (такие как: «Герой нашего времени», «Тарас Бульба», А зори здесь тихие», фильмов о великих спортсменах Российской Федерации («Чемпионы», «Легенда №17», «Поддубный» и о том ,как дети которые росли и воспитывались в СССР проводили свободное время и в какие игры они играли («Документальный фильм Рожденные в СССР».
на некоторые вопросы первого блока.
4. После применения народных игр с просмотром фильмов нами проводился социологичесикй опрос с целью выявления сформированности патриотического воспитания. В проведении опроса участвовало 15 человек, из которых 9 (65%) человек - девочки, 6 (35%) человек - мальчики. Данные представлены на
рисунках. На вопрос "Знаете ли Вы, кто такой "патриот"? ответы опрашиваемых оказались следующими: 46% детей ответили: "Патриот - это человек, любящий свою Родину, своих близких, семью"; 54% детей не смогли дать ответ на вопрос. Отвечая на вопрос "Считаете ли Вы себя патриотом?" 40% младших школьников высказались положительно, они считают себя патриотами, 60% детей по каким- либо причинам не относят к себе понятие "патриот". Роль понятий "Родина", "Отчизна", "Отечество" оказалась для младших школьников высока, 55% детей на вопрос "Как Вы понимаете слова "Родина", "Отчизна", "Отечество"? ответили, что этими словами можно назвать страну, в которой живут и свое село; 45% опрашиваемых не смогли затруднились дать ответ на этот вопрос. Отвечая на вопрос, посвященный тому, кого из жителей города дети считают патриотом, 80% детей затруднились ответить на вопрос, и 20% сказали, что это глава администрации района. Результаты ответов на первый блок "Знакомство с понятиями "Патриот", "Отечество", "Родина" оказались следующими:
• 25% детей ответили на вопросы первого блока;..
1. Адольф В.А., Чайка Е.А. Национальные праздники как средство развития творческой активности младших школьников. Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 60-63.
2. Аксенова, Л.В. Занимательные развивающие подвижные игры для всей семьи / Л.В. Аксенова. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014. - 136 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2015. - 315 с.
4. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68
5. Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2013. - 34.
6. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г.; Высшая школа - Москва, 2015. - 174 с.
7. Васильева, О.Н., Леонова, Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2014. - № 114. - С. 101-105.
8. Воспитание школьников во внеурочное время; Просвещение - М., 2017. - 192 с.
9. Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - № 6. - 2014. - С. 26-28.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. — М.: Академия, 2016. — 224 с.
12. Григорович, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта:
учеб.пособие / В.В. Григорович. - М.: Советский спорт, 2014. - 156
13. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта:
учеб.пособие / В.В. Григоревич. - М.: Советский спорт, 2014. - 156 с.
14. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2; Просвещение - М., 2015. - 144 с.
15. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016. - 128 с...42