Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование универсальных учебных действий школьников на мастер-классе по технологии

Работа №168600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология

Объем работы79
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 6
1.1 Проблемы формирования универсальных учебных действий в психологопедагогической литературе 6
1.2 Формирование универсальных учебных действий у старших
школьников 11
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Практика формирования универсальных учебных действий
школьников на мастер-классе по технологии 31
2.1 Мастер-класс по дисциплине «Технология» как средство формирования
универсальных учебных действий 31
2.2 Разработка сборника мастер-классов по «Технологии» для 5-9 классов и
апробация мастер-класса в период педагогической практики 43
Выводы по второй главе 68
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73


Современное российское образование претерпевает серьезное реформирование. В последние годы заметно изменились запросы семьи и общества, требования государства в сфере образования. Стало понятно, что обилие информации не приводит к усвоению знаний. Основной парадигмой образования на сегодняшний день является развитие личности учащегося.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам обучения учащихся. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в общее образование позволяет внедрять методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося.
В современной школе Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Кроме этого важными аспектами также признаны формирование способности к регулярному обновлению компетенций и большое внимание к воспитанию гражданина России.
Образовательный процесс выстроен на основе личностно
ориентированной технологии в системе компетентностного подхода.
В основе компетенций обучающихся лежат универсальные учебные действия, которые представляют собой личностное, познавательное, коммуникативное и регулятивное развитие. В новых стандартах большое внимание уделяется формированию у школьника умения учиться, направленному на решение проблемных задач, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Возникает необходимость подготовить человека, который умеет выделять главное, правильно структурировать, находить связи и усваивать полученную на основе собственного опыта информацию в виде новых знаний. Все это возможно только в том случае, если учащийся видит и делает это на практике. Поэтому в современной школе вводятся активные методы работы с обучающимися, например мастер-классы. Они предполагают непосредственную практическую реализацию теоретических знаний учащихся, что соответствует дидактическому принципу связи теории с практикой. При помощи мастер-классов учащиеся учатся самоорганизации и непосредственному применению в практике теоретических знаний. Мастер-класс всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они должны выполнять в течение определенного промежутка времени под руководством педагога - мастера.
Важно, что работа на мастер-классе предполагает обязательную практическую деятельность. Обучающийся выполняет действия под руководством мастера, сравнивает свою работу с образцами, видит свои проблемы, выявляет причины неудач, отрабатывает отдельные элементы, разрабатывает собственные способы выполнения того или иного изделия. Кроме того, предполагается и рефлексивная деятельность, т.е. оценка самим учащимся того, что он приобрел в процессе выполнения учебного задания.
Наиболее наглядно универсальные учебные действия формируются на занятиях по дисциплине «Технология». Изучение технологии обеспечивает становление системы технических и технологических знаний и умений, помогает ученикам понять рациональное ведение хозяйства, формирует у школьников особое отношение к труду, самостоятельность и ответственность за качество выполняемой работы, а также позволяет воспитать творческую личность, способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда.
Исходя из этого, была выбрана тема: «Формирование универсальных учебных действий школьников на мастер-классе по технологии».
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине «Технология».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что универсальные учебные действия - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Видами универсальных учебных действий являются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия включают «ценностносмысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные учебные действия включают логические и общеучебные действия, а также постановку целей и решение задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия используются для построения межличностных отношений.
Регулятивные универсальные учебные действия - это внутренняя мотивация учащегося, направленная на самоорганизацию, саморегуляцию и самоконтроль, на формирование «умения учиться».
Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. Основной социально-психологической характеристикой подросткового возраста является наличие подросткового кризиса. Подростковый кризис играет большую роль в процессе возрастного развития. в старшем школьном возрастном периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание, мировоззрение,
общественная позиция. Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психики.
При формировании УУД формы работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Основными способами организации занятий с целью формирования универсальных учебных действий могут стать: индивидуальные консультации, групповые занятия, коллективное творчество, лекции, семинары, беседы по теме, диспуты, литературные вечера, конференции, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие и литературные встречи, в частности, мастер-класс.
Кроме того, было выявлено, что одной из наиболее эффективных форм распространения педагогического опыта является мастер-класс - форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников.
Позиция мастера-педагога - это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности.
...


1. Конституция Российской Федерации. / Под ред. Т.Н. Дегтяревой. - М.: Эксмо, 2014. - 64 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Под ред. Т. Дегтяревой. - М.: Эксмо, 2015. - 208 с.
3. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н.Аккерман // Семейная терапия. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2010. - 286 с.
4. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации / Б.Н. Алмазов. // Социальная педагогика. - М.: Владос, 2008. - 312 с.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина. - М., 2008. - 412 с.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А.Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 11-23.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2010. - 162 с.
8. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель-пресс, 2000. - 324 с.
9. Беркалиев Т.Н. Развитие образования. Опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. - СПб.: Питер, 2014. - 144 с.
10. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков / Л.И. Божович. - М.: Бахрах-М, 2007. - 312 с.
11. Боровиков Л.И. Что такое мастер-класс / Л.И. Боровиков // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 9-12
12. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности /
И.И.Вартанова // Вестник МГУ. - 2010. - № 4. - С. 24-28.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.-СПб.: Астрель, 2008. - 368 с.
14. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: АСТ, 2008. - 216 с.
15. Гамезо М.В. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 276 с.
... всего 49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ