Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СТРУКТУРЫ связного ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №168586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Структурные компоненты связного высказывания 7
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам усвоения
детьми структуры связного высказывания 10
1.3 Методы, способствующие развитию понимания детьми структуры
связного высказывания 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТРУКТУРЫ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Методические рекомендации по освоению структуры связного
высказывания детьми старшего дошкольного возраста 36
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Речь является одной из важных психических функций человека и служит фундаментом для формирования коммуникации ребёнка с внешним миром. Эта коммуникация осуществляется во взаимопонимании с окружающими людьми, в способности доносить сказанное до собеседника, а также в обмене эмоциональной составляющей.
Для успешной коммуникации необходимо, чтобы ребёнок овладел связной речью. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Умение последовательно, связно и логично передавать свои мысли является одним из главных показателей владения языком.
Вопрос развития связной речи до сих пор остаётся актуальным в силу того, что связная речь является проблемным местом в развитии современных дошкольников. Недостаточное речевое развитие приводит к трудностям в коммуникации дошкольника с окружающими людьми. Ребёнок не способен грамотно выразить свою мысль, имеет недостаточный словарный запас, который не позволяет полноценно доносить мысль до собеседника. Неумение выделить в тексте структурные компоненты приводит к тому, что ребёнок не способен построить речевое высказывание, сохраняя последовательность, что может препятствовать усвоению ребёнком в будущем школьной программы.
Исследованиями таких выдающихся психологов, лингвистов и педагогов как А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Д.Б. Эльконина, М. М. Кониной, Э. П. Коротковой, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой доказано, что в процессе развития связной речи у дошкольников повышается речевая культура, развивается мышление.
А. М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников, так как в ходе развития ребёнка перестраиваются формы связной речи. Этот переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
Одной из задач речевого развития у дошкольников выступает формирование связного высказывания и понимания его структуры. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития, демонстрирует насколько ребёнок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем. Также связное и последовательное высказывание тесно связано с развитием логического мышления, что служит основным условием для подготовки детей к школьному обучению.
Понимание и использование структуры связного высказывания помогает детям развивать коммуникативные навыки. Это позволяет им передавать свои мысли и идеи более ясно и последовательно, что важно для успешного общения с окружающими.
Понимание структуры связного высказывания облегчает сотрудничество и взаимодействие с другими детьми. Умение детей правильно и последовательно выражать свои мысли способствует более эффективному взаимодействию в коллективе, со сверстниками и взрослыми.
Умение конструировать связные высказывания помогает детям лучше выразить свои мысли и чувства, что развивает их самовыражение, повышает самооценку и уверенность в себе.
Также связное и последовательное высказывание тесно связано с развитием логического мышления, что служит основным условием для подготовки детей к школьному обучению.
Таким образом, именно на этапе развития детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать способность видеть структуру текста и последовательно строить высказывание, используя в своей речи различные грамматические формы, так как в дальнейшем это будет способствовать успешному обучению в школе и свободной коммуникации с окружающими. Для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность с детьми по обозначенной проблеме, необходимо на первом этапе изучить особенности понимания детьми структуры связного высказывания, чему и посвящено дальнейшее исследование.
Объект исследования: структура связного высказывания.
Предмет исследования: особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста структуры связного высказывания.
Гипотеза исследования: изучение особенностей понимания структуры связного высказывания позволит выявить дефициты понимания структуры связного высказывания детьми старшего дошкольного возраста, что будет являться основой для разработки рекомендаций по освоению детьми структуры связного высказывания.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Владение родным языком и развитие речи является одним из самых важных приобретений воспитанников в дошкольном детстве. В современном детском саду это является общей основой для социального воспитания ребенка. Исследование российских психологов и педагогов доказали, что овладение связной речью не только обогащает развитие ребенка, но и способствует развитию психических и творческих способностей.
Центральное место в педагогической работе по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении занимает связная речь. Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание между говорящими.
Основное содержание работы заключалось в том, чтобы обнаружить дефициты, мешающие ребёнку овладеть особенностями речевого развития.
В ходе исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста не владели целостностью текста при опускании середины, то есть не могли сопоставить те события и факты, которые представлены в основной части, где развертывается основная мысль текста.
Согласно поставленным задачам на начало исследовательской работы на особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста структуры связного высказывания были рассмотрены сструктурные компоненты связного высказывания, проведён анализ психолого-педагогической литературы по вопросам усвоения детьми структуры связного высказывания и изучены методы, способствующие развитию понимания детьми структуры связного высказывания.
Практической частью исследования являлось проведение и организация исследования по вопросам понимания детьми структуры связного высказывания. Были выявлены следующие дефициты: дети в полной мере не раскрывали содержание текста и его структурных компонентов, а именно не определяли середину текста как структурную единицу.. Согласно этому был предложен методический комплекс развивающих занятий в качестве рекомендаций, направленный на особенности понимания детьми структуры связного высказывания посредством изобразительной деятельности, так как изобразительная деятельность в первую очередь интересна детям и связана с развитием речи дошкольников.
Таким образом, были изучены особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста структуры связного высказывания, которые позволили определить дефициты в понимании детьми старшего дошкольного возраста структуры связного высказывания и предугадать задачи педагогической работы по освоению и формированию структуры связного высказывания, в ходе предложенных методических рекомендациях. Поставленные задачи исследования были решены, соответственно цель исследования была достигнута.



1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М.: Издательство Института Психотерапии. 2003. 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред., пед. заведений. М.: Издательский центр Академия. 2010. 400с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Мозаика-Синтез. 1999. 272 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 2007. 255 с.
5. Валгина Н.С. Современный русский язык. М.: Логос 2002. 528 с.
6. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М.: Просвещение. 2009. 340 с.
7. Виноградов В.В. Культура русской речи. Учебник для вузов. М.: Юридическое издательство Норма. 1999. 560 с.
8. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни. М.: Юрайт. 2004. 181 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. 1999. 352 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика. 1982. 487 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии № 6. 1966. 62-68 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Творческий центр Сфера. 2007. 470 с.
13. Г ербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание №1. 2005. 18-23 с.
14. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание № 9. 2006. 28-34 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.:
Просвещение. 1961. 471 с.
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ