ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Понятие социально-психологической адаптации к школе детей младшего
школьного возраста 9
1.2. Психолого - педагогические особенности развития детей младшего
школьного возраста 32
1.3. Понятие родительского отношения в психологии и особенности его
влияния на социально - психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста к школе 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
ШКОЛЕ И ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ 56
2.1. Организация и методики исследования 56
2.2. Анализ результатов 62
2.3. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по содержательному консультированию с профилактическими задачами для родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Одним из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка является начало школьного обучения. Это влечет за собой изменение привычного уклада жизни не только ребенка, но и его семьи. Одновременно для ребенка возникают новые условия жизни, новый вид деятельности - учебная, новое социальное окружение, новые обязанности и все они связаны со школой. Даже самые подготовленные психологически и физически дети в этот непростой период могут демонстрировать те или иные внешние признаки дезадаптивного поведения: снижение эмоционального фона, проявление тревожности, повышенной возбудимости, раздражительности, вялости, апатии и др. Новая социальная ситуация развития, ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом ребенка, требуют от него максимальной активизации интеллектуальных и физических ресурсов. (Л.С. Выготский, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.В. Сапоровская и др.).
Проблемами социально-психологической адаптации занимались Б.Н. Алмазов, Э.М. Александровская, М.М. Безруких, Д.Ю. Соловьева и др. Уровни адаптации определяли Г.М. Гуткина, Е.А. Карпова, условия успешной адаптации выдвинуты в работах Р.В. Овчаровой, В.В. Тонковой - Ямпольской, причины дезадаптации освещены в трудах Н.В. Вострокнутова, Р.В. Овчаровой, М.М. Безруких и др.
Проблема детско - родительских отношений всегда являлась одной из наиболее актуальных, но в последнее десятилетие она занимает одно из ключевых мест в отечественной и зарубежной психологической науке. Особенности детско - родительских отношений названы многими психологами существенным фактором благополучной социально - психологической адаптации детей к школе.
Многочисленные теоретические и практические исследования детско - родительских отношений раскрывают различные аспекты данного феномена.
Так В.М. Минияровым описаны стили семейного воспитания и специфика условий, определяющих детско - родительские отношения [62]. О. А. Карабановой изучен вопрос становления эмоционального характера в семье [44, 45]. В трудах А. Адлера, Э. Эриксона, К. Леонгарда, У. С. Беккера, Г. А. Мосс, Д. М. Леви, И. У. Кесслера, М. И. Розенталь, М. Финкельштейна, В. Н. Мясищева, Е. К. Яковлевой и др. рассмотрены стили родительского поведения, относящиеся к нежелательным, и последствия их применения в семье [2; 53; 84 и др.]. Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицкисом внесен огромный вклад в исследование влияния жестокого обращения и эмоционального отвержения родителей на формирование у ребенка акцентуаций характера [89]. А. Я. Варга изучала структуру и типы детско - родительских отношений, их эмоциональную сторону .
М.В. Сапоровская считает, что одним из основополагающих условий школьной адаптации первоклассника являются эмоциональная и инструментальная родительская поддержка, помогающая ребенку справиться со своими негативными переживаниями и способствующая овладению им учебной деятельностью .
Многие авторы, рассматривая детско - родительские отношения, приходят к выводу о том, что их неблагополучие приводит к негативным последствиям в развитии ребенка: недостаточному уровню развития волевой саморегуляции, недостаточной сформированности коммуникативных навыков, высокой тревожности, низкому уровню самопринятия, неадекватному поведению в различных ситуациях. Как следствие, указанные факторы способствуют снижению адаптационных возможностей ребенка и могут стать причиной дезадаптации первоклассника (А.Я. Варга,
A. C. Спиваковская, А.И. Захаров, 5 М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, Т.М. Мишина, A.M. Прихожан, Г.Т. Хомептаускас, Э.Г. Эйдемиллер, М. Раттер, М.В. Сапоровская, A.B. Усова и др.).
...
Проведенное нами эмпирическое исследование, посвященное изучению актуальной проблемы особенностей формирования компонентов социально-психологической адаптации первоклассников к школе в зависимости от типа родительского отношения, позволило сформулировать следующие выводы.
Начало школьного обучения является одним из наиболее волнительных периодов в жизни ребенка и его семьи. Поступление ребенка в школу влечет за собой изменение всего привычного уклада его жизни, возникновение множества новых стрессовых ситуаций, с которыми необходимо справиться, то есть адаптироваться. Адаптация представляет собой приспособление организма к новым условиям среды и является пролонгированным процессом. Успешность процесса адаптации ребенка к школьному обучению зависит не только от индивидуальных свойств его личности, но и от помощи окружающих его людей и его семьи, в большей степени.
С учетом выявленных в ходе исследования взаимосвязей между компонентами социально - психологической адаптации и некоторыми типами родительского отношения, отнесенными к категории неэффективных, нами был разработан комплекс методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий по содержательному консультированию с профилактическими задачами для родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, в период социально -психологической адаптации к школе.
Исследования показывают: от успешности процесса школьной адаптации первоклассника, зависит весь последующий этап школьного обучения. Под успешной адаптацией принято понимать освоение ребенком нового социального пространства, усвоение и принятие школьных норм и правил, выстраивание и поддержание системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса: «ребенком - школой - семьей».
Несмотря на выстроенную систему подготовки детей к школе, реализуемую в рамках дошкольных образовательных учреждений, акцент в ней делается преимущественно на учебной и организационной подготовке, в то время как социальный и психологический критерий остается без должного внимания. Многие специалисты, работающие с первоклассниками, отмечают наличие затруднений именно в социально - психологической адаптации.
Гармоничные детско-родительские включены в систему значимых отношений ребенка и являются одним из факторов его успешной социальнопсихологической адаптации к школе. Родительское отношение составляет важнейшую подсистему семьи и может рассматриваться как «непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения» [62].
Родительское отношение включает субъективно-оценочное,
сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее особенности восприятия ребенка родителем, способы взаимодействия с ним, характер приемов воздействия [44]. Посредством выстраиваемых взаимоотношений с ребенком, отношения к трудным жизненным ситуациям и конфликтам, с использованием различных копинг - стратегий, личного взаимодействия с учителем, родитель оказывает непосредственное влияние на учебный процесс ребенка и процесс его адаптации к школе. Опыт взаимодействия родителей с ребенком, стереотипы родительского поведения переносятся им в отношения с окружающими сверстниками и взрослыми.
Проведенное эмпирическое исследование выявило следующие характеристики взаимосвязи родительского отношения к первоклассникам и показателей социально-психологической адаптации к школе:
- чем больше родители принимают ребенка таким, какой он есть, тем более положительный эмоциональный фон наблюдается у младшего школьника;
...
1. Абдуллина Л.Б. Адаптация первоклассников к школе // Мир
науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 7-9. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole-3 (дата
обращения: 20.09.2022)
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проспект, 1997. 271 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. 2-е изд. М.: Питер, 2003. 248 с.
4. Акимова М. К. Психологическая диагностика умственного развития детей: учеб. пособие для СПО. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Издательство Юрайт, 2019. 265 с.
5. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. 238 с.
6. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 206 с.
7. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1998. С. 35-37.
8. Барканова О.В. Психодиагностическая работа в младшем школьном и подростковом возрасте: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 242 с.
9. Безруких М. М., Сонькин В.Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 3-е изд. М.: Академия, 2008. 412 с.
10. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
11. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Сов. энциклопедия, 1986. 831 с.
12. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
13. Большой медицинский энциклопедический словарь / под ред. В. И. Бородулина. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: РИПОЛ классик, 2007. 959 с.
14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расш. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
15. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2009. № 2. С. 25-28.
... всего 95 источников