Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №168582

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогических
исследованиях, структура эмоционального интеллекта 6
1.2. Проявление эмоционального интеллекта в дошкольном
возрасте 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта
детей в условиях дошкольной образовательной организации 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Описание результатов исследования особенностей развития
эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по развитию
эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности 32
2.4. Оценка эффективности проведенной психолого-педагогической
работы 36
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Феномен эмоционального интеллекта имеет признание во всем мире. Большое внимание ему уделено как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди зарубежных психологов, исследующих эмоциональный интеллект, можно выделить Дж. Майера, П. Саповея, Д. Карузо, Д. Г оулмена, Р. Бар-Она и др. В отечественной психологии изучением эмоционального интеллекта занимались Л.С. Выготский, Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Н.В. Коврига, А.С. Петровская и др.
Проблема развития эмоционального интеллекта является актуальной уже в дошкольном возрасте. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяются такие ориентиры, как: способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства.
Эмоциональный интеллект включает в себя наличие у ребенка этих способностей, а значит одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является высокий уровень эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Изучением особенностей эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.О. Карелина, Е.М. Листик и др.
Несмотря на то, что развитие эмоционального интеллекта является важной составляющей дошкольного образования, существует мало программ, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте в условиях совместной игровой деятельности детей.
Цель исследования: выявить возможности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники: рассмотреть понятие
«эмоциональный интеллект» в психолого-педагогических исследованиях; определить структуру эмоционального интеллекта; выделить особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; обосновать психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей в дошкольной образовательной организации.
2. Подобрать диагностический комплекс для оценки развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем изучить особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс психолого-педагогических мероприятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности.
5. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
• будет разработан и реализован комплекс развивающих занятий для детей, включающих: формирование знаний об эмоциях; развитие понимания своих и чужих эмоций; развитие умения управлять эмоциями;
• занятия по развитию эмоционального интеллекта детей предполагают их совместную игровую деятельность.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной психолого-педагогической
литературы;
• эмпирические: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей.
Методики исследования:
1. «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой,
2. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» А.Д. Кошелевой,
3. «Оценка эмоциональной ориентации ребенка на сверстника в детской группе» И.О. Карелиной.
Научная новизна исследования: выявлены особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, имеющиеся дефициты; доказана эффективность комплекса психолого-педагогических мероприятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, предполагающего их совместную игровую деятельность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение управлять своими эмоциями - фундамент будущего успеха во всех областях жизни.
Современные научные исследования показали, что развитый эмоциональный интеллект у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с любыми нестандартными ситуациями. Обладая эмоциональным интеллектом, ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны.
В ходе проведения исследования развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста были проанализированы научные источники, подобран диагностический комплекс для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, эмпирическим путем изучены особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, разработан и реализован комплекс психолого-педагогических мероприятий для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности и проведена оценка эффективности работы.
Решение указанных задач позволило подтвердить гипотезу о том, что развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста является эффективным при условиях: разработки и реализации комплекса развивающих занятий для детей, направленных на формирование их знаний об эмоциях, развитие понимания своих и чужих эмоций, развитие умения управлять эмоциями; занятия по развитию эмоционального интеллекта детей предполагают их совместную игровую деятельность.
Цель исследования достигнута.



1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена.
Вопросы психологии, 2006. № 3. С. 78-86. URL:
https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html (дата
обращения: 12.04.2022).
2. Андреева Л.Д., Иванова А.С. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр // The Scientific Heritage, 2021. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- emotsionalnoy-sfery-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom- didakticheskih-igr (дата обращения: 09.05.2023).
3. Андрюшина О.В. Эмоциональный интеллект как навык будущего. Развитие через игру. Эмоциональный интеллект детей. Практики развития: сборник материалов по итогам реализации городского сквозного проекта , 2022.С. 8-9.
4. Боева Я.А. Программа развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраст [Электронный ресурс] //
https://urok.1sept.ru/articles/683535 (дата обращения: 27.12.2022).
5. Бойкова Н.А. Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта
дошкольников [Электронный ресурс] // URL:
https: //fip .expert/storage/publications/documents/9PrIIWDoR4n7RV CuT cvl 1WaO 2PyohQhRJqoG4CuE.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
6. Братчикова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта детей
дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями // Педагогическое образование в России, 2019. № 7. С. 30-37. URL:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12784 (дата обращения: 27.12.2022).
7. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: АСТ,
1. 187 с. URL: https://flibusta.club/b/487801/read (дата обращения: 11.04.2022).
8. Брель Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета, 2020. Т. 4. № 2. С. 95-106. URL: https://naukaru.ru/temp/c96ede1534e4abd62ecfe978d733d3de.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
9. Валиева А. Ф. Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из опыта работы) // Молодой ученый, 2017. № 24 (158). С. 391-396. URL: https://moluch.ru/archive/158/44643/ (дата обращения: 09.05.2023).
10. Вилюнас В.К. Психология эмоций. М.: Издательство МГУ, 1999. 326 с. URL: https://www.klex.ru/vc (дата обращения: 03.04.2022).
11. Гайдаренко С.М., Мартынова М.А., Ковалева А.В. Развитие эмпатии на разных возрастных этапах // Проблемы современного педагогического образования, 2020. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-empatii- na-raznyh-vozrastnyh-etapah (дата обращения: 03.04.2022).
12. Головина С.В. Эмоциональное развитие детей старшего
дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: https://www.art-
talant.org/publikacii/52526-emocionalynoe-razvitie-detey-starshego- doshkolynogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2023).
13. Гребенщикова Т.А., Осин Е.Н., Шапиро А.З. Эмпатия [Электронный
ресурс] // URL:
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/psihologiya i pedagogika/EM PATIYA.html (дата обращения: 11.04.2022).
14. Гром Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 10. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm (дата обращения: 15.05.2023).
15. Емельянова М.О. Картотека игр и упражнений для развития
эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: https: //nsportal .ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
rabota/2019/03/18/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya (дата обращения: 27.12.2022).
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ