ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПОВЕСТВОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «мотив» в современном литературоведении 6
1.2. Мотив воды: основные значения и функции 14
1.2.1. Образ воды как стихии 15
1.2.2. Мифопоэтический аспект образа воды 19
ГЛАВА 2. МОТИВ ВОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 26
2.1. Анализ особенностей образа воды в творчестве В.П. Астафьева 26
2.2. Анализ особенностей образа воды в произведениях Э. Хемингуэя 35
2.3. Сопоставительный анализ водного мотива в художественном мире В.П.
Астафьева и Э. Хемингуэя 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ В 10-11 КЛАССАХ 55
Познание мира в художественном тексте воплощается, прежде всего, в образной системе и мотивной структуре, которые обеспечивают полноту, неисчерпаемость и цельность художественного произведения. Все образы и мотивы в художественном тексте писателя взаимосвязаны. Перекликаясь, переплетаясь, отражаясь друг в друге, они взаимообогащаются, и потому выделение какого-то одного образа или мотива позволяет увидеть главное, основное в произведении писателя.
Смыслы и функции мотива воды в творчестве того или иного писателя неоднократно находились в центре внимания исследователей, что и неудивительно, поскольку его значение в мировой литературе огромно и достигает глубоких мифологических смыслов. В творчестве писателей ХХ века вода включает в себя новые значения - мифопоэтические, символические, психологические, эстетические, лирические - и становится одним из самых смыслоемких [Галимова 2012: 156].
Основные смыслы мотива воды в творчестве разных авторов не могут не перекликаться и не совпадать, что естественно и неизбежно. Однако в художественном мире каждого большого писателя актуализируются те смыслы, которые более актуальны именно для него и соотносятся со всей мотивной системой этого художественного мира.
Таким образом, мотив воды требует серьезного и всестороннего анализа для более точного представления и понимания художественного замысла писателя. Провести подобное исследование считается целесообразным на материале творчества сибирского писателя В. П. Астафьева, который рассматривал Сибирь как центральный образ, отводя особое место реке, а также на материале творчества зарубежного писателя Э. Хемингуэя, где мотив воды является ключевым для автора, именно водной стихии он посвятил многие свои произведения.
Актуальность исследования объясняется рядом причин. С одной стороны, до сих пор мотив воды в творчестве В.П. Астафьева и Э. Хемингуэя не получил исчерпывающего описания. Не выявлены полностью особенности символики воды, которые, несомненно, помогут лучше понять произведение, осмыслить общефилософский план стихии в творчестве писателей. С другой стороны, можно утверждать, что комплексный анализ водной стихии на материале произведений двух писателей как вид лингвистического исследования еще не получил широкого распространения.
Цель данного исследования состоит в выявлении своеобразия функциональной семантики мотива воды на основе сравнительно- сопоставительного анализа произведений В. П. Астафьева и Э. Хемингуэя. Указанная цель обусловила следующие задачи:
1) дать определение понятия «мотив» в соответствии с изучаемым литературным материалом;
2) рассмотреть особенности мотива воды на уровне системы персонажей и сюжетостроения;
3) сопоставить значения и функции мотива воды в произведениях В.П. Астафьева «Царь-рыба, «Последний поклон» и Э. Хемингуэя «Старик и море», «Наше время»;
4) разработать занятие для курса по выбору в 10-11 классах по рассказу В.П. Астафьева «Царь-рыба» и повести Э. Хемингуэя «Старик и море».
Объектом исследования являются повести и рассказы В.П. Астафьева и Э. Хемингуэя, написанные в разные годы, в которых присутствует мотив воды.
Предметом работы выступают художественные функции и значения мотива воды в произведениях русского и зарубежного писателей.
Для решения поставленных задач и достижения обозначенной цели используются следующие методы исследования: поисковый, описательный, сравнительно-сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.
...
В современном литературоведении большое значение и место занимает понятие «мотив». Мотив является одним из важнейших средств выражения авторского мировоззрения. В настоящее время существует достаточно большое количество работ ученых, посвященных как анализу отдельных мотивов в рамках одного произведения, в творчестве того или иного автора или литературного направления, так и разработке теоретической базы мотивного анализа.
В начале исследования, согласно поставленной задаче, были рассмотрены различные толкования понятия «мотив». Проанализировав научные работы, был сделал вывод, что в настоящем времени не существует единого мнения в определении понятия, поскольку ученые разрабатывали теорию мотива с разных точек зрения. В ходе работы мы руководствовались следующим толкованием: мотив - определенная художественная образность, переходящая из одного произведения в другое в творчестве одного или нескольких авторов. Мотив - это повторяющийся элемент, используемый автором в своем произведении; «устойчивые единицы», которые характеризуются повышенной степенью семиотичности [Попова 2009: 43]. Мотив в литературоведении может выражаться отдельным словом или словосочетанием, представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, выступать в виде заглавия или эпиграфа, а может скрываться в подтексте.
Далее была теоретически обобщена существующая научная информация о мотиве воды, его функциях и значениях. Проанализировав несколько значений, было выяснено, что вода - весьма сложный образ, и изучать его с одной стороны бессмысленно. Вода является не только главным географическим фактором, влияющим на материальную жизнь города и человека, но и духовными символами - символами малой родины, символами личной жизни, отражая психологическое состояние героев. Вода - всегда была и объектом мифопоэтического толкования. Универсальность данного мотива доказывается множеством вариантов трактовок: начало жизни, воплощение женской силы, средство духовного очищения, граница между «этим» и «тем» миром, опасность, препятствие, испытание, смерть и др.
В практической части мы сопоставили значения и функции мотива воды в произведениях В.П. Астафьева «Царь-рыба, «Последний поклон» и Э. Хемингуэя «Старик и море», «Наше время». После чего пришли к выводу, что художественный мир В.П. Астафьева и Э. Хемингуэя имеет сходства: мотив воды в произведениях всегда повторяется, перемещаясь из одного произведения в другое. Вода (река, озеро, болото, море) в рассказах авторов выступает не только в географическом качестве, но и вечным источником душевной радости, передачи состояния героя, в роли единственной целительницы, врачевателя нанесенных обществом ран. Отсюда формируются схожие функции мотива воды: психологическая (передача внутреннего состояния героя), эстетическая (ощущение радости от пребывания на воде), целительная, функция возвращения к природному началу, нравственной опоре.
Водная стихия может выступать как в качестве географического образа, так и мифопоэтического. С точки зрения мифопоэтики, вода в рассказах В.П. Астафьева и Э. Хемингуэя выступает как первоначало, жизненная энергия, олицетворяет собой женское начало, является актом омовения, служит границей между мирами, представлена как «спаситель- погубитель».
В рамках данного исследования была разработана технологическая карта урока по литературе для курса по выбору в 10-11 классах на тему «Сопоставительный анализ повестей В.П. Астафьева и Э. Хемингуэя (на примере мотива воды)» (см. ниже). Прочтение произведения на мифопоэтическом уровне в школе способствует развитию воображения, формированию собственного взгляда на мир, постижению богатства мировой культуры и литературы. При сопоставлении мифологических образов и мотивов учащиеся приобретают более широкий взгляд на произведения, глубже понимают его значение, приобщаются к общекультурным и духовным ценностям. Также появляется возможность внести новизну в урок и заинтересовать учащихся. В качестве материала для сравнительносопоставительного анализа мотива воды были взяты повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» и Э. Хемингуэя «Старик и море», так как при рассмотрении в них были обнаружены схожие мотивы на уровне мифопоэтики.
...
1. Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. В 2т. - М.: Сов. энциклопедия - Т.1, 1980. - С. 240.
2. Аллахверанова Т.Ф. Мотивный анализ // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования, 2013, №2. - С. 303.
3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 15 т. Т.6. Царь-рыба. - Красноярск: Офсет, 1997. - 431с.
4. Астафьев, В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т.4. Последний поклон: повесть в рассказах. Кн.1, 2 / В. П. Астафьев. - Красноярск: ПИК Офсет, 1997. - 464 с.
5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная литература», 1975. - С. 74.
6. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи // Пер. с фр. Б.М. Скуратова. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - С. 285.
7. Библейская энциклопедия. - М.: Терра, 1990. - С. 270.
8. Бобкова Ю.Г. Символика воды в текстах ранних произведений В.П. Астафьева // Астафьевские чтения (17-18 мая 2003 года). Пермь, 2004. Вып. 2. С. 27-32.
9. Большая советская энциклопедия: М.: Советская энциклопедия; 3-е изд. Т. 12: Кварнер-Конгур., 1973. - 623 с.
10. Бородина С. Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века // Мир искусств: Вестник международного института антиквариата, 2018. № 2 (22). - С. 56 - 60.
11. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 53.
12. Букаты Е.М. Мотив гибели на воде в «Последнем поклоне» В. П. Астафьева // Феномен В. П. Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца ХХ века, Красноярск, 2005. - С. 78-83.
13. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1997. - С. 224.
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика // А.Н. Веселовский; ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. - Л.: Художеств. лит., 1940. - С. 35.
15. Волкова Е. В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель XXI век. 2008. №1. - С. 89.
... всего 51 источников