НЕОВИКТОРИАНСКИЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН: ТРАДИЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА У. КОЛЛИНЗА «ЛУННЫЙ КАМЕНЬ» И К. САММЕРСКЕЙЛ «ПОДОЗРЕНИЕ МИСТЕРА
УИЧЕРА, ИЛИ УБИЙСТВО НА РОУД-ХИЛЛ»
(ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Введение 4
Глава 1 Английский детективный роман: теоретическое обоснование 7
1.1. Г енезис становления детективного жанра в английской литературе 7
1.2. Викторианский детектив: понятие, основные представители 14
1.3. Неовикторианский детектив: понятие, основные представители 21
Глава 2 У. Коллинз «Лунный камень» и К. Саммерскейл «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл»: традиционное и экспериментальное 32
2.1. Анализ произведений сюжетно-композиционного уровня и хронотопа . 32
2.2. Викторианский хронотоп 41
2.3. Реальный прототип и герой в романе У. Коллинза «Лунный камень» .... 47
2.4. Реальный прототип и герой в романе К. Саммерскейл «Подозрения
мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл» 52
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 64
В современной литературе, кинематографе нельзя не отметить возрастающий интерес к неовикторианскому детективу. Наше внимание уделено неовикторианскому детективу, имеющему свой жанровый инвариант, - викторианский детектив.
Р.В. Мирский, курганский исследователь данного жанра, анализируя историографию вопроса, отмечает, что многие из исследователей викторианского детектива пытаются объяснить его появление в XIX веке стремлением к социальному и теоретико-познавательному порядку. Новый литературный жанр смог отреагировать на противоречивые потребности читателя гораздо более гибко, чем уже устоявшиеся на тот момент литературные формы. Возникновение жанра детективной прозы, в свою очередь, было обусловлено социальными изменениями и потребностью литературы более чутко реагировать на вопросы, интересующие умы людей. Здесь следует отметить бурный рост института частной собственности и материального благосостояния в целом, что повлекло за собой формирование более гибкой системы полицейской службы. В реальной жизни права мирных граждан часто ущемлялись, далеко не всегда торжествовала справедливость, а преступники нередко оставались безнаказанными. В основе же детективного романа удачно нашел отражение именно такой конфликт противостояния добра и зла, несправедливости и правосудия, когда добро всегда одерживает верх над злом, полиция ловит злодея и все заканчивается благополучно .
Как подчеркивает автор антологии, посвященной викторианскому детективу, А. Борисенко, викторианскую детективную прозу никак нельзя упрекнуть в однообразии, - но правила игры остаются неизменными. Детектив может представлять собой чистую головоломку - и даже обойтись без преступления, - но загадка должна иметь убедительную отгадку.
Говоря о викторианском детективе, нужно учитывать два момента: во- первых, детективная история как особый жанр является продуктом XIX века; и во-вторых, только небольшое количество детективной литературы, созданной в то время, все еще читается и изучается.
Актуальность данного исследования заключается в том жанр романа это не застывшая форма, он все время развивается и реагирует на действительность. Детектив на сегодняшний день является одним из самых популярных жанров, ведь человека всегда интересовала загадка и ее раскрытие. Чтение детективов - интеллектуальное занятие, позволяющее развить эрудицию. В работе предпринята попытка формулирования двух определений викторианского детектива и неовикторианского детектива.
Объектом исследования является жанровые особенности детективного романа: викторианского и неовикторианского.
В качестве предмета работы выступает преемственность традиций викторианского детективного в неовикторианском детективном романе.
Цель данного исследования - выявить характерные жанровые черты викторианского детективного романа и неовикторианского детективного романа.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить генезис детективного жанра;
2) сформулировать определения «ВД» и «НВД», рассмотреть кратко творчество основных представителей данных жанров;
3) провести анализ сюжетно-композиционного уровня выбранных произведений;
4) определить своеобразие викторианского хронотопа и его функции;
5) сопоставить и проанализировать образы главных героев - детективов выбранных произведений.
В данной работе при изучении преемственности ВД и НВД мы опирались на исследования таких авторов, как Н.Н. Вольский, Я.К. Маркулан, А.З. Вулис, А.Г. Адамов, Г.А. Анджапаридзе, Т. Кестхейи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в рамках элективных курсов, внеклассного чтения и организации литературных гостиных по зарубежной литературе в школе и в вузе.
...
В процессе исследования сравнительного сопоставления викторианского детектива и неовикторианского детектива были сделаны следующие выводы.
К последним пятнадцати годам правления Виктории детективная литература утвердилась как самостоятельный жанр, имеющий большой круг читателей.
За последние сто лет была предпринята значительная критическая работа над детективом, мистикой и криминальной фантастикой. Большинство ранних исследований вымышленных детективов 19-го века посвящены только Дюпену Эдгара Аллана По, Шерлоку Холмсу Артура Конан Дойла и избранным работам Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса. Тем не менее, некоторые общие критические работы полезны для понимания жанра и его ранней истории.
Сегодня детективный роман с полной уверенностью можно отнести к процветающему жанру. Причина успеха и популярности заключается в том, что читатель в детективе ищет не только подкрепление идей рационального устройства окружающего его мира, но и опыт его чувства неуверенности в нем.
Осваивая викторианские «вечные ценности» как прочный фундамент неовикторианской идеологии, неовикторианский детектив преодолевает хаос, являющийся одной из идеологических основ постмодернизма, удаляется от него и возвращается к упорядоченности викторианского периода.
Это проявляется в неовикторианском детективе на уровне композиции (отход от фрагментации повествования, отказ от принципа нелинейности и открытого финала) и идейного содержания произведения (синтез критического и ностальгического восприятия викторианской эпохи).
Характерным признаком неовикторианского детектива является то, что в нем находит продолжение система жанров викторианского детектива: викторианский социальный, «ньюгейтский», сенсационный и детективный детектив, детектив о «новых женщинах», детектив воспитания и др.
Таким образом, в нашей работе мы постарались выявить особенности англоязычных детективов, рассмотрев произведение У. Коллинза «Лунный камень» и К. Саммерскейла «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл».
В основу произведений положено жуткой событие. В июне 1860 года трехлетнего Сэвила Кента нашли на дне уличного туалета с перерезанным горлом. Преступление ужаснуло всю Англию и привело к национальной одержимости разоблачением - по иронии судьбы, разрушив в процессе карьеру, возможно, величайшего детектива страны.
«Подозрения мистера Уичера» - это провокационное документальное произведение, которое читается как викторианский триллер, и в нем автор Кейт Саммерскейл создала блестящее, многослойное повествование, которое так же умно построено, как и красиво написано.
Это не просто мрачная, порочная правдивая криминальная история; это история рождения криминалистики, основанная на новой и тревожной идее, что невинные, незначительные бытовые детали могут открыть невыразимые ужасы тем, кто умеет их читать.
Она также увлекательна и интересна из-за общественной истерии, которую она вызвала в 1860-х годах и последующие годы. Даже сейчас есть люди, которые размышляют об истинной цели убийства и о том, кто действительно был в нем замешан.
Тайна Роуд-Хилл-Хаус особенная во многих отношениях, и одна из главных причин этого-из-за мистера Джонатана «Джека» Уичера. Мистер Уичер был описан как «принц детективов» одним из его коллег, и он был одним из основателей первой детективной силы в англоязычном мире. Он был назначен на дело, когда местным полицейским не удалось найти убийцу, и только через несколько дней после того, как он прибыл в Роуд-Хилл-Хаус, он разработал блестящее решение этой загадки.
...
1. Аллен У. Традиция и мечта- М.: Прогресс, 2008. - 423 с.
2. Анджапаридзе, Г.А. Предисловие к монографии Кестхейи // Антология детектива. Следствие по делу о детективе. - Будапешт: Корвина, 2013. - 261с.
3. Аникст А.А. Английские писатели XIX - XX вв. о литературе // Писатели Англии о литературе XIX - XX вв. Сборник статей. М.: Прогресс, 1981. С. 14-16.
4. Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков / О. Ю. Анцыферова. - Иваново, 2004. - С. 21-36.
5. Балухатый С.Д. Поэтика мелодрамы // Вопросы поэтики. Л.: ЛГУ,
1. С. 30-79.
6. Борисенко А. Викторианский детектив // Культурология. - 2010. - №2. - С. 10.
7. Бурцев А.А. Проблема характера в рассказах С.Моэма // Филологические науки. 1991. № 3. С. 80 - 86.
8. Бэнтли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. С. 182 - 203.
9. Ван Дайн С. С. Двадцать правил для писания детективных рассказов; Нокс, Р. Десять заповедей детективного романа // Как сделать детектив. - М.: НПО "Радуга", 2000. - 317 с.
10. Ван Дайн С. С. Двадцать правил для писания детективных романов // Как сделать детектив. - М.: НПО "Радуга", 2007. - 317 с.
11. Вольский Н. Н. Загадочная логика. Детектив как модель
диалектического мышления. - Новосибирск, 2016. - 216 с.
12. Васильева И. Н. «В высшей степени современное искусство»// Making It All Right. Modern English Short Stories. Moscow: Progress Publishers, 1978. С 3-36.
13. Вулис А.З. В мире приключений. Поэтика жанра. М.: Советский писатель, 1986. - 382 с.
14. Вулис А.В. Поэтика детектива // «Новый мир», - №1 2000. - С. 244-258
15. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс, 1979. - 319 с.
... всего 71 источников