Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровни

Работа №168554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого воображения детей с речевыми нарушениями 7
1.1. Проблема изучения воображения в психолого -педагогической
литературе 9
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном
возрасте 10
1.3. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Исследование творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 17
2.1. Организация и методика проведения исследования 17
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
Выводы по второй главе 26
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 28
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 28
3.2. Программа психологической коррекции творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 31
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 37
Выводы по третьей главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение


Актуальность исследования.
Проблема формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, это весьма актуальная проблема. С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые нарушения. Для детей с речевыми нарушениями характерно отставание в развитии психических процессов. Особенно это касается воображения. У детей с речевыми нарушениями, как правило, воображение недостаточно развито, репродуктивное, схематично.
Сейчас в современном мире назрела потребность развития личности, наделенной способностью эффективно и нестандартно находить выход из любой ситуации. Таким образом, перед образовательными учреждениями назревает особая задача развития творческого потенциала у детей. В этой связи возникает острая необходимость в изучении развития творческих замыслов и нахождения путей их оптимизации. Для детей с нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, чем и обоснован выбор темы исследования «Психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня»
Исследователи изучили и научно доказали, что воображение очень многозначно включено в творческую деятельность человека на различных периодах его жизни. Особенно важным становится выявление специфики воображения, его особенностей развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как утверждал Л. С. Выготский, закладываются ключевые основы развития творческого процесса.
Такие ученые, как В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что воображение ребенка шире воображения взрослого. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн отмечали регулятивность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с развитием других психических процессов [12, с.374].
Широко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого. Не заключает в себе ничего поэтического, так как чувство эстетики развивается позже других, но дело в том, что и не стойкое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неприспособленной душой ребенка, которое не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [12, с.24].
Изучением воображения, как психического процесса и, в частности, воображением дошкольников занимались ученые психолог, как Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л. И др. Однако, при всем многообразии подходов к изучению воображения, проблема изучения и коррекции воображения детей дошкольного возраста не нашла своего теоретического и практического обоснования для детей с речевыми нарушениями.
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Предмет исследования: психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста имеют низкий уровень творческого воображения. Использование разработанной нами программы окажет положительное влияние на развитие творческого воображения у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены слудующие психодиагностические методики:
1. Методика «На что это похоже» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
2. Методика «Настроение» О. В. Даниленко, И. В. Ермакова;
3. Методика «Плохое и хорошее».
База исследования: МБДОУ комбинированного вида № 10 г. Канска Красноярского края. В исследовании принимали участие 20 детей логопедической группы. У всех детей общее недоразвитие речи I уровня (по заключениям ПМПК). Возраст испытуемых: 5 - 6 лет.
Этапы реализации исследования:
1 этап ( сентябрь 2020 г. ) - анализ литературы по проблеме изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I - уровня. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап ( октябрь 2020 г. ) - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования.
3 этап ( ноябрь 2020 г. - январь 2021 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
4 этап ( февраль 2021 г. - март 2021 г.) - сравнительный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
5 этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) - формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о проблеме творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, что обогащает вопросы общие и специальной психологии.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы непосредственно в образовательной деятельности детских садов воспитателями, узкими специалистами (психологом), для развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из. введения, трех глав, заключения, списка литературный в количестве. 70 источников, приложения. Общий объем составляет 62 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа литературы мы изучили различные определения понятия воображения. Изучены общая характеристика, закономерности и специфика формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, в частности, у детей с ОНР I уровня.
Мы пришли к выводу, что творческое воображение детей дошкольного возраста зависит от целостности формирования знаний об окружающем мире. Оно связано с малым объемом информации и ограниченным жизненным опытом, в силу возраста. Ученые утверждали, что чем разнообразнее знания ребенка о мире, тем ярче у него воображение.
Воображение детей с речевыми нарушениями имеет ряд особенностей: оно схематично, репродуктивно. У таких детей отмечается снижение познавательного интереса и творческого потенциала.
Для решения задач нами было организовано исследование. Был выбран диагностический инструментарий, отобранный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с общим нарушением речи.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что среди детей контрольной и экспериментальной групп преобладают дети со средним уровнем развития воображения.
Для развития творческого воображения с детьми экспериментальной группы проведен формирующий эксперимент, направленный на обучение детей способам выражения творческого воображения, развитие мелкой моторики и обогащение словарного запаса.
По результатам контрольного этапа эксперимента мы выявили, что в контрольной группе значимых изменений в показателях творческого воображения не зафиксировано. Количество детей со средним уровнем развития воображения превалировало.
По результатам контрольного этапа эксперимента в экспериментальной же группе зафиксирована положительная динамика в развитии творческого воображения. Так, увеличилось количество детей со средним и оптимальным уровнями эти показатели свидетельствует о развитии творческого воображения у детей данной группы.
Таким образом, в результате выше сказанного, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР I уровня оказалась эффективной. Поставленные цели и задачи были выполнены в полном объеме.



1. Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций. // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. — М., 1981.
2. Венгерец Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгерец.: - М., Просвещение, 2016. - 168с.
3. Веракса Н.Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества. // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2-3. — С.69-80.
4. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии. — 2003. №6.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и обучение детей. Дошкольное воспитание. 1969 - № 5.
6. Волынкин В. И. Художественно-эстежтическое воспитание и
развитие дошкольников: Учебное пособие/ В. И. Волынкин.: - М., Феникс, 2017. - 448с.
7. Вульф М.В. Фантазия и реальность в психике ребенка. — Одесса, 1927.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки: Книга для учителя/ Л. С. Выготский. : - М., Просвещение, 2015. - 193с.
9. Выготский Л. С. Собирание сочинений: В 6- ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Л. С.Выготский.: - М., Просвещение, 2015. - 368с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997.-96с.
11. Гребенникова О.В. Игры - релаксация в коррекционной работе с детьми 5 - 6 лет. / / Психолог в детском саду. - 2004.
12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.
13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. М., Академия, 2009. - 342 с.
14. Диагностический материал эмоционально - нравственного развития дошкольников. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. С 102 - 103
15. Дубровина И. В. Практическая психология образования/ И. ВДубровина.: - СПб., Питер, 2014. - 592с.
16. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ О. М.Дьяченко.: - М., Просвещение, 2016. - 196с.
17. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развгития воображения дошкольника/ О. М.Дьячшенко.: - М., Просвещение, 2018. - 223с.
18. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников/ О. М. Дьяченко.: - М., Просвещение, 2014. - 223с.
19. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольника/ О. М. Дьяченко.: - М., Педагогика, 2015. - 228с.
20. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников/ О. М. Дьяченко.: - М., Просвещение, 2015. - 224с.
21. Ендовицкая Т. О. Оразвитии творческих спостобностей/ Т. О. Ендовицкая.: - М., Академия, 2017. - 245с.
22. Заимка Е. В. Комплексная игра для развития воображения/ Е. В. Заимка.: - М., Академия, 2016. - 301с.
23. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. - 352 с.
24. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. — Челябинск, 1999.
25. Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В. А. Калягин.: - М., Академия, 2017. - 201с.
26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/характер, коммуникабельность / популярное посрбие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
27. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков
изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие доля воспитателей/ Л. М. Ковалицкая.: - М., Арктуи, 2018. - 224с.
28. Комарова В. В. Соотношение дисграфических и орфографических
ошибок у младших школьников с наруфшениями речи/ В. В. Коморова.: - М., Просвещение, 2012. - 159с.
29. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990. — 194с.
30. Копытин А. И. Теория и практика арат-терапии/ А. И. Копытин.: - СПб., Питер, 2016. - 368с.
31. Королёва С. Г. Развитие творческих спостобностей детей 5 - 7
лет: Пособие для педагогов - психологов ДОУ/ С. Г. Королёва.: - М.,
Просвещение, 2019. - 214с.
32. Коротковатый Л. Д. Терапия для дошкольников и младшего школьного возраста/ Л. Д. Коротковатый.: - СПб., Речь, 2018. - 229с.
33. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/ Л. С.Коршунова.: - М., Педагогика, 2014. - 246с.
34. Кравцова Е. В. Развитие воображения/ Е. В. Кравцова.: - М., Просвещение, 2015. - 287с.
35. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва: Академия, 2017. 432 с. с. 337
36. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья И). Психологический журнал. 2001. - № 6. - С. 64-76.
37. Лаврентьева Т. В. Психология в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Т. В. Лаврентьева.: - М., Академия, 2016. - 144с.
38. Лебедева Л.Д., Арттерапия детей дошкольников. - 2001. - с. 26 - 28
39. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина.: - М., Просвещение, 2016. - 367с.
40. Левчинко И.Ю. Киселева Н.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии М: Книголюб 2015 152 с.
41. Леонова Е.В. Некоторые аспекты использования фигурного теста П. Торренса для диагностики творческого мышления детей школьного и младшего школьного возраста.// Психолог в детском саду. 2000. - № 4. С. 54-63.
42. Лосева А.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.// Психолог в детском саду. 1999. - № 3-4. - С. 95 - 99.
43. Неудельман М. М. Методы исследования воображения
аномальных детей. Курс лекций/ М. М. Неудельман.: - М., Академия,
2015. - 218с.
44. Опевалова Е. В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/ Е. В. Опевалова.: - М., П00росвещение, 2013. - 248с.
45. Павлова Н. Н. Руденко Л. Г. Экспрессс - диагностика в детском
саду: Комплект материалов для педагогов - психологов детских
дошкольных образовательных учреждений. - М .: Генезис, 2008. - 80с
46. Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном - Пресс 2002.
47. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000. — 160с.
48. Паршина Т. Б. Использование терапевтических средство в работе с дошкольниками: методическое пособие/ Т. Б. Паршина.: - Пенза, 2014. - 262с.
49. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. - 298с.
50. Петровский А.В. и др. Фантазии и реальность. - М., 1968. - 210 с.
51. Петровский А.В. Психология/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2011. - 340 с.
52. Полуянов Д. С. Спостобности/ Д. С. Полуянов.: - М., Знание, 2015. - 250с.
53. Преемственность дошкольных и школьных методов работы. Из опыта МДОУ № 64 г. Владимира. Под ред. Е.Р.Артамоновой. Владимир, 2000.
54. Психологическая диагностика: Учебное пособие. Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2000. - 304с.
55. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева - М., 1997. - 318 с.
56. Пузанов Б. П. Основы обучения и воспитания с откланениями в развитии/ Б. П.Пузанов.: - М., «Академия», 2018. - 226с.
57. Рубинштейн С. Л. Основый общей психологии/ С.
Л.Рубинштейн.: - М., Просвещение, 2015. - 374с.
58. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.
59. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С.34-38.
60. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация.// Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2015. - С. 79 - 88.
61. Столяренко Л. Д. Осиновы психологии: Учебное пособие/ Л. Д. Столяренко.: - М., Просвещение, 2015. - 672с.
62. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. - 144 с.
63. Сырвачева Л. А., Уфимцева Л. П. С 952 Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с детьми 5 - 6 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 232с.
64. Тунник Е.Е. Психодиагностика творческого воображения: креатиные тесты. - СПб., 2002.
65. Уленкова, У.В. Организация исодержание специальной психологической помощи детям с проблеммами в развитии./ Ульенкова, У.В. - М.: Академия. - 2012. - 400с.
66. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие/ Г. А. Урунотаева.: - М., Академия, 2016. - 336с.
67. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. - М., 2000. - 255 с.
68. Чернобровкина С.В. Фрустрация: Понятие и диагностика:- Учеб.метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
69.Чернухина E. E. Педагогические условия коррекции
неблагоприятных эмоциональных состояний учащихся младших классов : автореф. Дис. ... канд. Пед. Наук : 13.00.03 ; 13.00.01 / Моск. Гос. Открытый пед. Ун-т. М., 2002.
70. Энциклопедия развивалок. - М. : Эксмо, 2011. - 240 с. : ил. - (Ребенок. Развивающие игры).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ