Психологическая коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровни
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого воображения детей с речевыми нарушениями 7
1.1. Проблема изучения воображения в психолого -педагогической
литературе 9
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном
возрасте 10
1.3. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Исследование творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 17
2.1. Организация и методика проведения исследования 17
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
Выводы по второй главе 26
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 28
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 28
3.2. Программа психологической коррекции творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 31
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 37
Выводы по третьей главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого воображения детей с речевыми нарушениями 7
1.1. Проблема изучения воображения в психолого -педагогической
литературе 9
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном
возрасте 10
1.3. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Исследование творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 17
2.1. Организация и методика проведения исследования 17
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
Выводы по второй главе 26
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 28
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 28
3.2. Программа психологической коррекции творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня 31
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 37
Выводы по третьей главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Актуальность исследования.
Проблема формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, это весьма актуальная проблема. С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые нарушения. Для детей с речевыми нарушениями характерно отставание в развитии психических процессов. Особенно это касается воображения. У детей с речевыми нарушениями, как правило, воображение недостаточно развито, репродуктивное, схематично.
Сейчас в современном мире назрела потребность развития личности, наделенной способностью эффективно и нестандартно находить выход из любой ситуации. Таким образом, перед образовательными учреждениями назревает особая задача развития творческого потенциала у детей. В этой связи возникает острая необходимость в изучении развития творческих замыслов и нахождения путей их оптимизации. Для детей с нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, чем и обоснован выбор темы исследования «Психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня»
Исследователи изучили и научно доказали, что воображение очень многозначно включено в творческую деятельность человека на различных периодах его жизни. Особенно важным становится выявление специфики воображения, его особенностей развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как утверждал Л. С. Выготский, закладываются ключевые основы развития творческого процесса.
Такие ученые, как В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что воображение ребенка шире воображения взрослого. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн отмечали регулятивность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с развитием других психических процессов [12, с.374].
Широко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого. Не заключает в себе ничего поэтического, так как чувство эстетики развивается позже других, но дело в том, что и не стойкое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неприспособленной душой ребенка, которое не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [12, с.24].
Изучением воображения, как психического процесса и, в частности, воображением дошкольников занимались ученые психолог, как Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л. И др. Однако, при всем многообразии подходов к изучению воображения, проблема изучения и коррекции воображения детей дошкольного возраста не нашла своего теоретического и практического обоснования для детей с речевыми нарушениями.
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Предмет исследования: психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста имеют низкий уровень творческого воображения. Использование разработанной нами программы окажет положительное влияние на развитие творческого воображения у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены слудующие психодиагностические методики:
1. Методика «На что это похоже» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
2. Методика «Настроение» О. В. Даниленко, И. В. Ермакова;
3. Методика «Плохое и хорошее».
База исследования: МБДОУ комбинированного вида № 10 г. Канска Красноярского края. В исследовании принимали участие 20 детей логопедической группы. У всех детей общее недоразвитие речи I уровня (по заключениям ПМПК). Возраст испытуемых: 5 - 6 лет.
Этапы реализации исследования:
1 этап ( сентябрь 2020 г. ) - анализ литературы по проблеме изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I - уровня. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап ( октябрь 2020 г. ) - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования.
3 этап ( ноябрь 2020 г. - январь 2021 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
4 этап ( февраль 2021 г. - март 2021 г.) - сравнительный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
5 этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) - формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о проблеме творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, что обогащает вопросы общие и специальной психологии.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы непосредственно в образовательной деятельности детских садов воспитателями, узкими специалистами (психологом), для развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из. введения, трех глав, заключения, списка литературный в количестве. 70 источников, приложения. Общий объем составляет 62 страницы.
Проблема формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, это весьма актуальная проблема. С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые нарушения. Для детей с речевыми нарушениями характерно отставание в развитии психических процессов. Особенно это касается воображения. У детей с речевыми нарушениями, как правило, воображение недостаточно развито, репродуктивное, схематично.
Сейчас в современном мире назрела потребность развития личности, наделенной способностью эффективно и нестандартно находить выход из любой ситуации. Таким образом, перед образовательными учреждениями назревает особая задача развития творческого потенциала у детей. В этой связи возникает острая необходимость в изучении развития творческих замыслов и нахождения путей их оптимизации. Для детей с нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, чем и обоснован выбор темы исследования «Психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня»
Исследователи изучили и научно доказали, что воображение очень многозначно включено в творческую деятельность человека на различных периодах его жизни. Особенно важным становится выявление специфики воображения, его особенностей развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как утверждал Л. С. Выготский, закладываются ключевые основы развития творческого процесса.
Такие ученые, как В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что воображение ребенка шире воображения взрослого. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн отмечали регулятивность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с развитием других психических процессов [12, с.374].
Широко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого. Не заключает в себе ничего поэтического, так как чувство эстетики развивается позже других, но дело в том, что и не стойкое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неприспособленной душой ребенка, которое не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [12, с.24].
Изучением воображения, как психического процесса и, в частности, воображением дошкольников занимались ученые психолог, как Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л. И др. Однако, при всем многообразии подходов к изучению воображения, проблема изучения и коррекции воображения детей дошкольного возраста не нашла своего теоретического и практического обоснования для детей с речевыми нарушениями.
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Предмет исследования: психологическая коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста имеют низкий уровень творческого воображения. Использование разработанной нами программы окажет положительное влияние на развитие творческого воображения у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены слудующие психодиагностические методики:
1. Методика «На что это похоже» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
2. Методика «Настроение» О. В. Даниленко, И. В. Ермакова;
3. Методика «Плохое и хорошее».
База исследования: МБДОУ комбинированного вида № 10 г. Канска Красноярского края. В исследовании принимали участие 20 детей логопедической группы. У всех детей общее недоразвитие речи I уровня (по заключениям ПМПК). Возраст испытуемых: 5 - 6 лет.
Этапы реализации исследования:
1 этап ( сентябрь 2020 г. ) - анализ литературы по проблеме изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I - уровня. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап ( октябрь 2020 г. ) - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования.
3 этап ( ноябрь 2020 г. - январь 2021 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
4 этап ( февраль 2021 г. - март 2021 г.) - сравнительный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.
5 этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) - формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о проблеме творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня, что обогащает вопросы общие и специальной психологии.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы непосредственно в образовательной деятельности детских садов воспитателями, узкими специалистами (психологом), для развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из. введения, трех глав, заключения, списка литературный в количестве. 70 источников, приложения. Общий объем составляет 62 страницы.
В результате анализа литературы мы изучили различные определения понятия воображения. Изучены общая характеристика, закономерности и специфика формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, в частности, у детей с ОНР I уровня.
Мы пришли к выводу, что творческое воображение детей дошкольного возраста зависит от целостности формирования знаний об окружающем мире. Оно связано с малым объемом информации и ограниченным жизненным опытом, в силу возраста. Ученые утверждали, что чем разнообразнее знания ребенка о мире, тем ярче у него воображение.
Воображение детей с речевыми нарушениями имеет ряд особенностей: оно схематично, репродуктивно. У таких детей отмечается снижение познавательного интереса и творческого потенциала.
Для решения задач нами было организовано исследование. Был выбран диагностический инструментарий, отобранный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с общим нарушением речи.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что среди детей контрольной и экспериментальной групп преобладают дети со средним уровнем развития воображения.
Для развития творческого воображения с детьми экспериментальной группы проведен формирующий эксперимент, направленный на обучение детей способам выражения творческого воображения, развитие мелкой моторики и обогащение словарного запаса.
По результатам контрольного этапа эксперимента мы выявили, что в контрольной группе значимых изменений в показателях творческого воображения не зафиксировано. Количество детей со средним уровнем развития воображения превалировало.
По результатам контрольного этапа эксперимента в экспериментальной же группе зафиксирована положительная динамика в развитии творческого воображения. Так, увеличилось количество детей со средним и оптимальным уровнями эти показатели свидетельствует о развитии творческого воображения у детей данной группы.
Таким образом, в результате выше сказанного, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР I уровня оказалась эффективной. Поставленные цели и задачи были выполнены в полном объеме.
Мы пришли к выводу, что творческое воображение детей дошкольного возраста зависит от целостности формирования знаний об окружающем мире. Оно связано с малым объемом информации и ограниченным жизненным опытом, в силу возраста. Ученые утверждали, что чем разнообразнее знания ребенка о мире, тем ярче у него воображение.
Воображение детей с речевыми нарушениями имеет ряд особенностей: оно схематично, репродуктивно. У таких детей отмечается снижение познавательного интереса и творческого потенциала.
Для решения задач нами было организовано исследование. Был выбран диагностический инструментарий, отобранный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с общим нарушением речи.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что среди детей контрольной и экспериментальной групп преобладают дети со средним уровнем развития воображения.
Для развития творческого воображения с детьми экспериментальной группы проведен формирующий эксперимент, направленный на обучение детей способам выражения творческого воображения, развитие мелкой моторики и обогащение словарного запаса.
По результатам контрольного этапа эксперимента мы выявили, что в контрольной группе значимых изменений в показателях творческого воображения не зафиксировано. Количество детей со средним уровнем развития воображения превалировало.
По результатам контрольного этапа эксперимента в экспериментальной же группе зафиксирована положительная динамика в развитии творческого воображения. Так, увеличилось количество детей со средним и оптимальным уровнями эти показатели свидетельствует о развитии творческого воображения у детей данной группы.
Таким образом, в результате выше сказанного, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа психологической коррекции творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР I уровня оказалась эффективной. Поставленные цели и задачи были выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ С ВЯЗКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи в процессе обучения лепке
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



