Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 8
1.2 Характеристика видов памяти 10
1.3 Особенности развития произвольной памяти младших школьников с
нарушением интеллекта 13
Выводы по первой главе: 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 17
2.1 Организация и методика проведения исследования 17
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 20
Выводы по второй главе: 28
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 30
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 30
3.2 Содержание программы психологической коррекции произвольной
памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 32
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 43
Выводы по третьей главе: 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 8
1.2 Характеристика видов памяти 10
1.3 Особенности развития произвольной памяти младших школьников с
нарушением интеллекта 13
Выводы по первой главе: 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 17
2.1 Организация и методика проведения исследования 17
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 20
Выводы по второй главе: 28
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 30
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 30
3.2 Содержание программы психологической коррекции произвольной
памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 32
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 43
Выводы по третьей главе: 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность исследования: память служит человеку важной опорой, которая позволяет ему прожить красивую и невероятно насыщенную жизнь. Все те воспоминания, что мы так бережно храним внутри, те знания, что передавались из поколения в поколение и помогают нам до сих пор в каких-то сложных ситуациях - всё это является нашей неотъемлемой частью, как полноценной личности.
Крайне важно изучить и подробно описать этот когнитивный процесс, ведь без него картина устройства нашего мира, наших жизней, будет совершенно неполной.
К сожалению, в наше время рождается всё больше детей с определённым видом дизонтогенеза - умственная отсталость. Поэтому развитие высших психических функций, научение определённым навыкам и компетенциям - является приоритетом в изучении данного дефекта для многих психологов, дефектологов и многих других специалистов.
Такой дефект, как умственная отсталость, подразумевает под собой отставание в развитии познавательной сферы, а конкретно низкий уровень развития произвольного внимания, произвольной памяти и проблемы с саморегуляцией. Также эта патология характеризуется повышенной истощаемостью, психической неустойчивостью и плохо развитой моторикой. Часто нарушены навыки речи и внимания.
Особенно важно изучить особенности развития младшего школьного возраста, так как именно в это время преобразования в познавательной сфере оказывают большое влияние на психику ребёнка.
И, само собой, одним из самых важных процессов в этот период является память. Она становится произвольной, опосредованной, словесно-логической, и по сути своей, очень трудоёмким процессом, требующим от человека много сил, энергии и воли.
Поскольку в младшем школьном возрасте начинает преобладать учебная деятельность, детям приходится структурировать полученные знания и запоминать даже тот материал, который им не интересен. Поэтому уровень развития произвольной памяти в этом возрасте так важен. Этот показатель имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
Многие учёные изучали произвольную память детей с умственной отсталостью, среди них большой вклад в развитие этого вопроса внесли Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова и многие другие. Но, несмотря на это, данная тема всё ещё остаётся актуальной, ведь структура дефекта сложна, и имеет различные нарушения в психических функциях, как и в произвольной памяти. В наше время это всё ещё остаётся проблемой, из-за малого количества разработок и методических приёмов, позволяющих таким детям успешно усвоить пройденный материал в нужном объёме.
Проблема исследования: изучение произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет большое значение. На сегодняшний день произвольная память данной категории детей не изучена в полной мере из-за недостаточного количества материалов и разработок, позволяющих диагностировать и корректировать в дальнейшем уровень произвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти является проблемой для ребёнка, его семьи и окружения, так как без развития произвольной памяти ухудшаются и другие познавательные функции, что приводит к изоляции ребёнка от сверстников и остального мира. У ребенка появляются определённые сложности, такие как снижение объема и скорости запоминания, бессистемность процессов памяти и отсутствие сосредоточенности. Исходя из этого, можно сказать о том, что описанная нами проблема требует серьезного теоретического осмысления и практических разработок в данной области.
Цель исследования: выявить особенности развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и провести психокоррекционную работу, направленную на развитие данной психической функции.
Объект исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. На основе анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования;
2. Выявить особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: полагаем, что произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация полученной в ходе работы информации), подразумевающие подробное изучение специальной литературы. Также были использованы такие эмпирические методы, как наблюдение, эксперимент и тестирование. Исследование выполнено с помощью методик: «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Узнай фигуры» Р.С. Немова и «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева. Также нами был использован такой метод, как эксперимент.
Базой исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3». Для диагностики были выбраны 20 детей младшего школьного возраста (9-10 лет) с нарушением интеллекта.
Теоретическая значимость: во время работы над данным исследованием было получено более глубокое и обширное представление о том, как устроена память детей с умственной отсталостью, её свойства, и то, как её процессы влияют на жизнедеятельность ребёнка.
Также представленные в данной работе материалы позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения особенностей произвольной памяти детей младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость: разработана программа коррекционных занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта. Данные занятия могут быть использованы в работе с детьми с нарушением интеллекта узкими специалистами, педагогами, родителями.
Этапы проведения исследования:
1. Аналитический этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022).
Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, были сформулированы цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический этап (ноябрь 2022 - апрель 2023). На этом этапе мы был проведён констатирующий этап эксперимента и описан полный анализ полученных результатов исследования. Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Определение эффективности психокоррекционной программы.
3. Заключительно-обобщающий этап (апрель 2023 - май 2023). Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись выводы. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура курсовой работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 70 источников. Общий объем работы составляет 78 страниц.
Крайне важно изучить и подробно описать этот когнитивный процесс, ведь без него картина устройства нашего мира, наших жизней, будет совершенно неполной.
К сожалению, в наше время рождается всё больше детей с определённым видом дизонтогенеза - умственная отсталость. Поэтому развитие высших психических функций, научение определённым навыкам и компетенциям - является приоритетом в изучении данного дефекта для многих психологов, дефектологов и многих других специалистов.
Такой дефект, как умственная отсталость, подразумевает под собой отставание в развитии познавательной сферы, а конкретно низкий уровень развития произвольного внимания, произвольной памяти и проблемы с саморегуляцией. Также эта патология характеризуется повышенной истощаемостью, психической неустойчивостью и плохо развитой моторикой. Часто нарушены навыки речи и внимания.
Особенно важно изучить особенности развития младшего школьного возраста, так как именно в это время преобразования в познавательной сфере оказывают большое влияние на психику ребёнка.
И, само собой, одним из самых важных процессов в этот период является память. Она становится произвольной, опосредованной, словесно-логической, и по сути своей, очень трудоёмким процессом, требующим от человека много сил, энергии и воли.
Поскольку в младшем школьном возрасте начинает преобладать учебная деятельность, детям приходится структурировать полученные знания и запоминать даже тот материал, который им не интересен. Поэтому уровень развития произвольной памяти в этом возрасте так важен. Этот показатель имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
Многие учёные изучали произвольную память детей с умственной отсталостью, среди них большой вклад в развитие этого вопроса внесли Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова и многие другие. Но, несмотря на это, данная тема всё ещё остаётся актуальной, ведь структура дефекта сложна, и имеет различные нарушения в психических функциях, как и в произвольной памяти. В наше время это всё ещё остаётся проблемой, из-за малого количества разработок и методических приёмов, позволяющих таким детям успешно усвоить пройденный материал в нужном объёме.
Проблема исследования: изучение произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет большое значение. На сегодняшний день произвольная память данной категории детей не изучена в полной мере из-за недостаточного количества материалов и разработок, позволяющих диагностировать и корректировать в дальнейшем уровень произвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти является проблемой для ребёнка, его семьи и окружения, так как без развития произвольной памяти ухудшаются и другие познавательные функции, что приводит к изоляции ребёнка от сверстников и остального мира. У ребенка появляются определённые сложности, такие как снижение объема и скорости запоминания, бессистемность процессов памяти и отсутствие сосредоточенности. Исходя из этого, можно сказать о том, что описанная нами проблема требует серьезного теоретического осмысления и практических разработок в данной области.
Цель исследования: выявить особенности развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и провести психокоррекционную работу, направленную на развитие данной психической функции.
Объект исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. На основе анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования;
2. Выявить особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: полагаем, что произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация полученной в ходе работы информации), подразумевающие подробное изучение специальной литературы. Также были использованы такие эмпирические методы, как наблюдение, эксперимент и тестирование. Исследование выполнено с помощью методик: «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Узнай фигуры» Р.С. Немова и «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева. Также нами был использован такой метод, как эксперимент.
Базой исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3». Для диагностики были выбраны 20 детей младшего школьного возраста (9-10 лет) с нарушением интеллекта.
Теоретическая значимость: во время работы над данным исследованием было получено более глубокое и обширное представление о том, как устроена память детей с умственной отсталостью, её свойства, и то, как её процессы влияют на жизнедеятельность ребёнка.
Также представленные в данной работе материалы позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения особенностей произвольной памяти детей младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость: разработана программа коррекционных занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта. Данные занятия могут быть использованы в работе с детьми с нарушением интеллекта узкими специалистами, педагогами, родителями.
Этапы проведения исследования:
1. Аналитический этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022).
Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, были сформулированы цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический этап (ноябрь 2022 - апрель 2023). На этом этапе мы был проведён констатирующий этап эксперимента и описан полный анализ полученных результатов исследования. Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Определение эффективности психокоррекционной программы.
3. Заключительно-обобщающий этап (апрель 2023 - май 2023). Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись выводы. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура курсовой работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 70 источников. Общий объем работы составляет 78 страниц.
Таким образом, главная цель произвольной памяти - это целенаправленное запоминание и воспроизведение усвоенного материала. Если у ребёнка с нормальным развитием данная функция не вызывает сильных затруднений, и он успешно осваивает и совершенствует её во время учебной деятельности, то ребёнку с умственной отсталостью приходится сложнее. Произвольная память детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями сформирована либо на очень низком уровне, либо не развита совсем.
Устройство памяти детей с умственной отсталостью имеет определённые особенности, которые не позволяют им полноценно запомнить и воспроизвести новую информацию. Они не способны перерабатывать как словесный, так и наглядный материал, лишь поверхностно запомнить какие- то внешние характеристики предмета или явления. Одна из главных сложностей в работе с такими детьми - неоднократное повторение информации и инструкций. При этом специалист должен следить за развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, его вниманием, мотивацией и многими другими факторами.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Были изучены данные, которые позволили сравнить развитие произвольной памяти детей с умственной отсталостью. Также в работе были предоставлены методики, с помощью которых можно провести диагностику и узнать уровень развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
После подробного изучения данных методик был проведён констатирующий этап эксперимента, показавший уровень развития памяти младших школьников 4 класса.
Результаты методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия у детей контрольной группы: 10% (1 ребёнок) - 1 балл, то есть низкий уровень слуховой памяти, 60% (6 детей) показали результат ниже среднего. И 30% (3 детей) получили 3 балла, что означает средний уровень наглядного запоминания и узнавания.
Экспериментальная группа показала: 20% (2 детей) низкий результат, 50% (5 детей) ниже среднего, и 30% (3 детей) средний результат.
Методика «Узнай фигуры» Р.С. Немова (контрольная группа): 30% (3 детей), допустив 6 неверных ответов, показали низкий уровень узнавания представленных им фигур, 50% (5 детей) средний уровень наглядного запоминания и узнавания, и 20% (2 детей) выполнили задание успешно, без единой ошибки (показали высокий уровень).
Дети экспериментальной группы показали соответственно: 40% (4 детей) низкий уровень, 50% (5 детей) средний уровень, и 1 0% (1 ребёнок) высокий уровень.
И результаты методики «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева в контрольной группе: 40% заработало только 3 и 3,5 балла - низкий показатель развития памяти, 40% - это средний показатель (основные заработанные баллы были равны 6,5 и 7), и 20% успешно справились с заданием (высокий показатель).
Экспериментальная же группа показала: 50% (5 детей) с низким показателем, 40% (4 детей) со средним показателем, и 10% (1 ребёнок) с высоким показателем.
Таким образом, мы выяснили, что дети с нарушением интеллекта испытывают затруднения с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Особенно страдает слуховая память, не подкреплённая какими - либо наглядными образами.
В дальнейшем были выделены такие особенности произвольной памяти, как более быстрое запоминание наглядных образов, чем обычной информации. То есть детям для запоминания необходимо больше стимульного материала, вроде картинок и других изображений. Необходимо, чтобы они были яркого и насыщенного цвета.
Вербальный же материал они запоминают с трудом и довольно часто неправильно. А такой процесс как воспроизведение носит, как и предполагалось ранее, бессистемный характер и занимает у детей очень много времени.
В связи с этим нами была разработана программа психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Программа была рассчитана на 2 месяца и направлена на развитие таких процессов, как осмысленное запоминание информации, сохранение и воспроизведение её в дальнейшем, развитие зрительной и слуховой памяти, установление положительного эмоционального фона и развитие волевых усилий для преднамеренного запоминания.
После того, как программа была завершена, мы провели контрольный этап эксперимента, чтобы оценить уровень развития произвольной памяти детей с нарушением интеллекта.
В контрольной группе показатели практически не изменились, показав тот же уровень развития памяти, что и раньше. Дети все также не справились с заданиями в полной мере. Без дополнительных коррекционных занятий у них не развилась произвольность памяти. Дети также, как и на констатирующем этапе эксперимента, не смогли воспроизвести зачитываемые им слова без наглядного подкрепления, у них сохранился бессистемный характер запоминания. Они осваивали материал медленно и лишь после множества повторений, быстро забывая озвученную ранее информацию. Вербальный же материал запоминают с трудом и довольно часто неправильно.
Однако экспериментальная группа показала более существенную и положительную динамику развития. При проведении методики «Запоминание 10 слов» средний результат вырос на 40%, дети предъявляли больше слов, чем в прошлые разы и лучше запоминали информацию на слух. Показатель низкого результата уменьшился на 10%. В методике «Узнай фигуры» уменьшилось число детей с низким показателем (на 20%), а высокий возрос (на 30%). И, наконец, при проведении методики «Опосредованное запоминание», результаты показали, что высокий уровень развития увеличился на 20%, а низкий уменьшился на 30%. Объём памяти увеличился и носит более целенаправленный характер. Дети запоминали слова и словосочетания, опираясь на зрительные стимулы, используя также ассоциативную память. Они осваивали материал быстрее, не забывая озвученную им ранее информацию. Вербальный же материал запомнили лучше, чем при контрольном эксперименте.
Таким образом, мы доказали, что разработанная нами программа была эффективна и благодаря ей дети успешно освоили новые навыки, которые могут помочь им при дальнейшем обучении. Можно сделать вывод, что поставленная нами гипотеза подтвердилась, а задачи выполнены в полной мере.
Проблематика темы всё ещё остаётся актуальной в наше время, и данная работа послужит очередным толчком в направлении её более подробного изучения и решения. Уделяя больше внимания такому дефекту, как нарушение интеллекта, мы внесём серьёзный вклад в специальную психологию, и в дальнейшее развитие детей, которых затрагивает данная область науки.
Устройство памяти детей с умственной отсталостью имеет определённые особенности, которые не позволяют им полноценно запомнить и воспроизвести новую информацию. Они не способны перерабатывать как словесный, так и наглядный материал, лишь поверхностно запомнить какие- то внешние характеристики предмета или явления. Одна из главных сложностей в работе с такими детьми - неоднократное повторение информации и инструкций. При этом специалист должен следить за развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, его вниманием, мотивацией и многими другими факторами.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Были изучены данные, которые позволили сравнить развитие произвольной памяти детей с умственной отсталостью. Также в работе были предоставлены методики, с помощью которых можно провести диагностику и узнать уровень развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
После подробного изучения данных методик был проведён констатирующий этап эксперимента, показавший уровень развития памяти младших школьников 4 класса.
Результаты методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия у детей контрольной группы: 10% (1 ребёнок) - 1 балл, то есть низкий уровень слуховой памяти, 60% (6 детей) показали результат ниже среднего. И 30% (3 детей) получили 3 балла, что означает средний уровень наглядного запоминания и узнавания.
Экспериментальная группа показала: 20% (2 детей) низкий результат, 50% (5 детей) ниже среднего, и 30% (3 детей) средний результат.
Методика «Узнай фигуры» Р.С. Немова (контрольная группа): 30% (3 детей), допустив 6 неверных ответов, показали низкий уровень узнавания представленных им фигур, 50% (5 детей) средний уровень наглядного запоминания и узнавания, и 20% (2 детей) выполнили задание успешно, без единой ошибки (показали высокий уровень).
Дети экспериментальной группы показали соответственно: 40% (4 детей) низкий уровень, 50% (5 детей) средний уровень, и 1 0% (1 ребёнок) высокий уровень.
И результаты методики «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева в контрольной группе: 40% заработало только 3 и 3,5 балла - низкий показатель развития памяти, 40% - это средний показатель (основные заработанные баллы были равны 6,5 и 7), и 20% успешно справились с заданием (высокий показатель).
Экспериментальная же группа показала: 50% (5 детей) с низким показателем, 40% (4 детей) со средним показателем, и 10% (1 ребёнок) с высоким показателем.
Таким образом, мы выяснили, что дети с нарушением интеллекта испытывают затруднения с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Особенно страдает слуховая память, не подкреплённая какими - либо наглядными образами.
В дальнейшем были выделены такие особенности произвольной памяти, как более быстрое запоминание наглядных образов, чем обычной информации. То есть детям для запоминания необходимо больше стимульного материала, вроде картинок и других изображений. Необходимо, чтобы они были яркого и насыщенного цвета.
Вербальный же материал они запоминают с трудом и довольно часто неправильно. А такой процесс как воспроизведение носит, как и предполагалось ранее, бессистемный характер и занимает у детей очень много времени.
В связи с этим нами была разработана программа психологической коррекции произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Программа была рассчитана на 2 месяца и направлена на развитие таких процессов, как осмысленное запоминание информации, сохранение и воспроизведение её в дальнейшем, развитие зрительной и слуховой памяти, установление положительного эмоционального фона и развитие волевых усилий для преднамеренного запоминания.
После того, как программа была завершена, мы провели контрольный этап эксперимента, чтобы оценить уровень развития произвольной памяти детей с нарушением интеллекта.
В контрольной группе показатели практически не изменились, показав тот же уровень развития памяти, что и раньше. Дети все также не справились с заданиями в полной мере. Без дополнительных коррекционных занятий у них не развилась произвольность памяти. Дети также, как и на констатирующем этапе эксперимента, не смогли воспроизвести зачитываемые им слова без наглядного подкрепления, у них сохранился бессистемный характер запоминания. Они осваивали материал медленно и лишь после множества повторений, быстро забывая озвученную ранее информацию. Вербальный же материал запоминают с трудом и довольно часто неправильно.
Однако экспериментальная группа показала более существенную и положительную динамику развития. При проведении методики «Запоминание 10 слов» средний результат вырос на 40%, дети предъявляли больше слов, чем в прошлые разы и лучше запоминали информацию на слух. Показатель низкого результата уменьшился на 10%. В методике «Узнай фигуры» уменьшилось число детей с низким показателем (на 20%), а высокий возрос (на 30%). И, наконец, при проведении методики «Опосредованное запоминание», результаты показали, что высокий уровень развития увеличился на 20%, а низкий уменьшился на 30%. Объём памяти увеличился и носит более целенаправленный характер. Дети запоминали слова и словосочетания, опираясь на зрительные стимулы, используя также ассоциативную память. Они осваивали материал быстрее, не забывая озвученную им ранее информацию. Вербальный же материал запомнили лучше, чем при контрольном эксперименте.
Таким образом, мы доказали, что разработанная нами программа была эффективна и благодаря ей дети успешно освоили новые навыки, которые могут помочь им при дальнейшем обучении. Можно сделать вывод, что поставленная нами гипотеза подтвердилась, а задачи выполнены в полной мере.
Проблематика темы всё ещё остаётся актуальной в наше время, и данная работа послужит очередным толчком в направлении её более подробного изучения и решения. Уделяя больше внимания такому дефекту, как нарушение интеллекта, мы внесём серьёзный вклад в специальную психологию, и в дальнейшее развитие детей, которых затрагивает данная область науки.
Подобные работы
- Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Красноярский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Программа психолого-педагогической коррекции зрительной памяти
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



