Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-техники в практике индивидуальной работы с подростками (Национальный Исследовательский Мордовский Государственный Университет)

Работа №168545

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 Теоретические основы использования арт-техник в практике индивидуальной работы с подростками…………………………………..7
1.1 Определение понятия «арт-терапия» психологии………….. 7
1.2 Основные функции арт-терапевтических техник в практике индивидуальной работы с подростками………………13
2 Практическое использования арт-техник в практике индивидуальной работы с подростками..19
2.1 Виды арт-терапевтических техник и возможность их применения в работе с подростками…19
2.2 Рекомендации по организации арт-терапевтических занятий с подростками………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа арт-терапевтического занятия для подростков……………40


Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества, тотальная информатизация и внедрение новых технологий требуют от человека быстрого развития, изменения и постоянного роста, для этого необходимо быть востребованным и реализованным в профессиональной сфере. Вследствие чего образовательная среда, откликаясь на требования общества, вынуждена готовить новое поколение к жизни в стремительно меняющемся мире.
Как результатом этой тенденции явилось потребность формировать личность, которая готова быстро адаптироваться к социально-экономическим изменениям, протекающим в современном социуме, также быть стрессоустойчивым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Поэтому актуальным является развитие личностных качеств, которые позволяют достичь поставленных целей и преодолевать жизненные трудности.
Развитие эмоциональной сферы человека и формирование умений принимать адекватные решения на разных возрастных этапах в значительной мере определяются взаимодействием с окружающими людьми. Преимущественно важно формирование данных навыков и выстраивание эмоционального благополучия у подростков. В практике индивидуальной работы с подростками эффективным является использование арт-терапевтических методик, которые позволяют выработать способности к самостоятельным действиям, развить инициативу, укрепить уверенность в себе, снизить тревожность, сформировать активную жизненную позицию. Арт-терапевтические методики отличаются многофункциональностью, что дает возможность использовать их в практике индивидуальной работы с подростками, учитывая их психологические особенности и жизненный опыт.
Изложенные соображения обусловили выбор темы настоящей работы и определили цель исследования.
Объект – арт-терапия как направление в психотерапии и психокоррекции.
Предмет – арт-техники в практике индивидуальной работы с подростками.
Цель – изучить возможности применения арт-терапевтических техник в практике индивидуальной работы с подростками.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач.
1 Проанализировать научные подходы к проблеме «арт-терапии»в современной психологии;
2 Выявить основные функции и задачи арт-терапевтических методик и охарактеризовать виды арт-терапевтических техник.
3 Подготовить рекомендации по организации арт-терапевтических занятий с подростками.
Метод исследования – теоретический анализ научной литературы.
Теоретическая и практическая значимость. В работе проанализированы основные подходы к проблеме арт-терапиив современной психологии. Рассмотрены основные функции и задачи арт-терапевтических методик, виды арт-техник и описаны рекомендации по организации арт-терапевтических занятий с подростками. Это имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы практическими психологами и преподавателями психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были выполнены поставленные задачи, а именно проанализированы научные подходы к определению «арт-терапии» в психологии. Рассмотрев арт-техники в практике индивидуальной работы с подростками в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, можно отметить, что арт-терапия – универсальное направление в психологии, которое по праву занимает свое место в инструментарии практического психолога, работающего с детьми, подростками и взрослыми. Арт-терапия позволяет человеку лучше узнать себя, раскрыть свои личностные качества, стать полноценным составляющим современного общества.
Также определены основные виды арт-техник в практике индивидуальной работы с подростками, а именно следующие направления: музыкотерапия; изотерапия; фототерапия;сказкотерапия; хореотерапия; игровая терапия;и т. д. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод. Арт-терапевтические методики применительно к работе с подростками обладают рядом важных функций.К ним относятся: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая, развивающая функции.
Кроме этого в рамках данной работы описаны рекомендации по организации арт-терапевтических занятий с подростками.При организации арт-терапевтических занятий важно спрогнозировать желаемый результат, цели применения методик, определить целевую аудиторию, составить план программы, определить даты проведения занятий. Также важно вести специальную документацию для «отчетности» и оценки работы арт-терапевта.
Таким образом, арт-терапия выступает уникальным методом психолого-педагогического и коррекционного воздействия на развитие личности подростка, которая позволяет достичь гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.



1 Агарагимова В. К. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии / В. К. Агарагимова, Б. М. Гасанова. – Текст : электронный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2013. – № 4. – С. 20–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsializatsii-podrostkov-sredstvami-art-terapii/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
2 Басалаева Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, В. В. Коршунова. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 1–8. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17142. (дата обращения : 21.06.2022).
3 Братчикова Ю. В. Оптимизация самоотношения подростков методом творческого самовыражения / Ю. В. Братчикова, И. Ф. Шниятова. – Текст : электронный // Актуальные проблемы психологии личности. – 2013. – № 11. – С. 8–14. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1617/1/konf000207.pdf. (дата обращения : 21.06.2022).
4 Бруно М. Терапия творческим самовыражением / М. Бруно. – Москва : Академический проект, 2012. – 487 с. – ISBN: 978-5-8291-1354-4. – Текст : непосредственный.
5 Долгова В. И. Исследование эмоциональных состояний старших подростков / В. И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016. – № 6. – С. 132–136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-sostoyaniya-starshih-podrostkov/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
6 Дякина Н. В. Искусство в терапии человеческой души / Н. В. Дякина. – Текст : электронный // Наука и социум, 2017. – № 1. – С. 48–52.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-v-terapii-chelovecheskoy-dus hi/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
7 Жданова С. Ю. Метод фотографии в познании индивидуальности человека / С. Ю. Жданова, Е.Ю. Власова. – Текст : электронный // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 2 (9). – С. 76–79. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/3009/3007. (дата обращения : 21.06.2022).
8 Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 160 с. – ISBN 5-9268-0408-6. – Текст : непосредственный.
9 Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 336 с. – ISВN 5-9268-0637-2. – Текст : непосредственный.
10 Колошина Т. Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера / Т. Ю. Колошина, А. А. Трусь – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 192 с. – ISBN 978-5-9268-0831-6. – Текст : непосредственный.
11 Копытин А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург : Лань, 1999. – 256 с. – ISBN 5-8114-0159-0. – Текст : непосредственный.
12 Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 368 с. – ISBN 5-318-00710-4. – Текст : непосредственный.
13 Кравченко А. А. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков / А. А. Кравченко.– Текст : электронный // Молодой учёный. – 2017. – № 1. – С. 106–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoiskusstvo-v-sisteme-nravstvenno-estetichesko go-vospitaniya-podrostkov/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
14 Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Леонтьева – Санкт-Петербург : Речь, 2008 – 256 с. – ISBN 5-9268-0163-X. – Текст : непосредственный.
15 Леонтьева Т. В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков / Т. В. Леонтьева. – Текст : электронный // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 2. – С. 62–64.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-art-terapii-v-esteticheskom-razvitii-podrostkov/viewer. (дата обращения : 21.06.2022).
16 Леонтьева Т. В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т. В. Леонтьева. – Текст : электронный // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 2. – С. 65–69.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-podrostkov-sred stvami-art-terapii/viewer. (дата обращения : 21.06.2022).
17 Лихачёва Н. В. Особенности поведения и формирования социально-нравственных норм педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии / Н. В. Лихачёва, А. А. Кузнецова. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 143–148.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povedeniya-i-formirovaniya-sotsialno-nravstvennyh-norm-pedagogicheski-zapuschennyh-podrostkov-sredstvami-biblioterapii/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
18 Московкина А. Г. Роль арт-терапии в преодолении коммуникативных проблем у детей / А. Г. Московкина. – Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 1. – С. 106–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-artterapii-v-preodolenii-kommunikativnyh-problem-u-detey/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
19 Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А. В. Мудрик. – Mосква : Знание, 1983. – 96 с. – Текст : непосредственный.
20 Остер Дж. Рисунок в психотерапии. Практическое пособие / Дж. Остер, П. Гоул. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2018. – 184 с. – ISBN 978-5-88230-117-9. – Текст : непосредственный.
21 Платонова А. В. Арт-терапия в работе психолога / А. В. Платонова. – Текст : электронный // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 14. – С. 71–73.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-v-rabote-psihologa/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
22 Платонова А. В. Возможности психокоррекционной работы с использованием арт-терапии / А. В. Платонова. – Текст : электронный // Инновационная наука. – 2016. – № 12. – С.195–197.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-psihokorrektsionnoy-raboty-s-ispolzovaniem-artterapii/viewer.(дата обращения : 21.06.2022).
23 Свиридова А.Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А. Н. Свиридова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова.– Текст : электронный // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 232–237.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-izoterapii-v-rabote-s-podrostkami-nahodyaschimisya-v-sotsialno-opasnom-polozhenii/viewer. (дата обращения : 21.06.2022).
24 Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми / Е. Тарарина – Киев :IPIO, 2018. – 256 с. – ISBN 978-617-7453-66-5. – Текст : непосредственный.
25 Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики / Е. Ю. Черемнова. – Москва : Феникс, 2008. – ISBN 978-5-222-13341-5. – Текст : непосредственный.
26 Чёрная Ю. С. Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров / Ю. С. Чёрная, С. П. Шклярук. – Текст : электронный // Интерактивная наука. – 2017. – № 5. – С. 75–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchestva-na-protsess-adaptatsii-v-perio d-podrostkovogo-krizisa-u-tineydzherov/viewer. (дата обращения : 21.06.2022).
27 Чёрная Ю. С. Динамика социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся живописным художественным творчеством / Ю. С. Чёрная. – Текст : электронный. // Гуманитариум. – 2017. – № 3. – С. 31–35.URL:https://interactive-plus.ru/e-articles/362/Action362-150593.pdf. (дата обращения : 21.06.2022).
28 Ярская-Смирнова Е. Р. Социально-опасное положение семьи и детей / Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. – Москва : Вариант, 2015. – 100 с. – ISBN 978-5-00080-022-5. – Текст : непосредственный.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ