Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168536

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема тревожности в психологии 8
1.2. Факторы и причины, приводящие к появлению тревожности в
детском возрасте 13
1.3. Современные подходы к изучению проблемы тревожности у детей
с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Организация, методы и методики экспериментального изучения..33
2.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 40
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 57
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего
эксперимента 57
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 73
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 95


Актуальность исследования. Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает практически центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, социальном и других аспектах.
Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. По мнению ряда авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
По мнению А.М. Прихожан сравнительно большое количество работ посвящено детям дошкольного возраста, что во многом связано с проблемой готовности к школе. В свою очередь, исследований тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в психологической литературе недостаточно.
При анализе исследовательских работ Н.Л. Белопольской, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Н.А. менчинской, И.Ф. марковой, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой , С.Г. Шевченко, Т.Г. Богдановой и других можно констатировать, что в клинико-психологической структуре дефекта развития у детей с ЗПР проявляется ряд специфических резидуально-органических нарушений деятельности коры головного мозга, замедленного темпа психического развития, что обуславливает наличие серьезных трудностей в их социализации. Проявление отклонений в психическом развитии ребёнка, как правило, свидетельствует о нарушении или трудностях структурно-функционального становления его нервной системы, о неблагоприятных изменениях эмоционально-личностных характеристик.
Не только адаптация ребенка к школе способна вызывать наиболее психотравмирующие реакции детей. Обучение детей в младших классах школы также влечет за собой развитие ряда психоэмоциональных реакций на отметку на уроке ниже ожидаемой, на резкие слова учителя, на взаимодействие с одноклассниками. Такие явления и без того провоцируют, связанные с адаптационным синдромом к младшей школе, реакции тревоги.
Актуальность исследования определяется необходимостью своевременного выявления и коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как одного из необходимых условий их продуктивного обучения и воспитания, конструктивного взаимодействия с окружающими и успешной социализации в окружающей действительности.
Анализ литературных данных показал недостаточное теоретическое освещение данного вопроса в общей и специальной психологии. Феномен тревожности учащихся с задержкой психического развития изучен недостаточно, что подтверждается отсутствием комплексных научно-теоретических и практических исследований по обозначенной проблеме.
Несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении эмоциональной сферы личности детей с задержкой психического развития, недостаточно изученными остаются вопросы своевременного изучения и коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - изучить особенности проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования - тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекция проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: повышенный общий уровень проявления тревожности, выражающийся в преобладании форм межличностной и самооценочной тревожности, связанные со школьными ситуациями оценки знаний и соответствия ожиданиям учителя, а также трудностями во взаимоотношениях со сверстниками. Разработанная нами программа психологической коррекции позволит нивелировать имеющие трудности и не допустить появление патологических форм поведения, связанных с данными проявлениями тревожности в более старшем возрасте.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в проводимом нами исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа современных психологических представлений обосновать теоретическое положение об особенностях тревожности.
2. Изучить особенности тревожности в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития.
3. Разработать программу психологической коррекции проявлений тревожности детей младшего школьного возраста и проверить её эффективность.
При написании работы нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме тревожности учащихся младшего школьного возраста; наблюдение; метод опроса; тестирование. Количественный анализ полученных данных посредством математико-статистической обработки результатов психодиагностического исследования: описательная статистика. Качественный анализ данных эмпирического исследования (интерпретация, обобщение, сопоставление и др.).
Для изучения и оценки тревожности детей младшего школьного возраста в нашем исследовании использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник школьной тревожности Филлипса» (2004) [61], «Карта наблюдения» А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой (2004) [61], «Методика незаконченных предложений» В.Ф. Петренко (1988) [71], «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан на основании методики Е.В. Амен, Н. Ренисон (2002) [78], «Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»» А.И. Захарова и М.Панфиловой (1999) [69].
Организация исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 учащихся с задержкой психического развития в возрасте от 8 до 10 лет: 15 человек - учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 7 г. Красноярска, 15 человек - учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №17 г. Красноярска.
Исследование проводилось в период с 2015г. по 2017г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (октябрь 2015г. - январь 2016г.) - анализ литературы по проблеме исследования, определение его современного состояния. Составление плана исследовательской работы; подборка и осуществление анализа научной литературы по проблеме тревожности.
Второй этап (февраль 2016г. - март 2016г.) - разработка структуры работы, определение гипотезы, выделение объекта, предмета и цели исследования. Расширение литературных источников для анализа проблемы тревожности в младшем школьном возрасте. Подбор методик для проведения практической части исследования. Определение целевой группы для проведения эмпирической части исследования.
Третий этап (апрель 2016г. - ноябрь 2016г.) - проведение эмпирической части изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через применение подобранных методик. Анализ результатов.
Четвертый этап (декабрь 2016г. - сентябрь 2017г.) - подбор корректирующих упражнений, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составление графика занятий, проведение занятий в соответствии с графиком,
Пятый этап (октябрь 2017 г. - ноябрь 2017г.) - обработка результатов реализуемой работы, направленной на коррекцию уровня тревожности, оценка её эффективности по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме тревожности изучаемого контингента детей.
Практическая значимость исследования. Разработана и реализована в исследовании программа психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура нашей работы представлена введением, тремя главами теоретического и эмпирического исследования, коррекционной программой по результатам исследования, заключением, списком использованной литературы, состоящим из 102 источников, и приложением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью нами было проведено эмпирическое изучение особенностей тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Результаты, полученные нами в процессе констатирующего этапа исследования, легли в основу разработки психологической программы по коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента школьников.
1. На основе анализа современных психологических представлений обосновано теоретическое положение о необходимости разработки и последующей реализации психологической программы по коррекции тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучены показатели тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью методик:
- «Опросник школьной тревожности Филлипса»: высокий уровень тревожности отмечен по шкалам «страх самовыражения» (63,3%), «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (60%), «общая школьная тревожность» (53,3%). Низкий уровень тревожности выделен по шкалам «фрустрация потребности в достижении успеха» (40%), «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (40%), «переживание социального стресса» (23,3%);
- «Карта наблюдения А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой» показала количество невербальных признаков тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Достаточно высокий показатель наличия тревожности был выявлен по всей экспериментальной выборке - 80%. Кроме этого, вербальные признаки тревожности были выявлены у 33,3% детей исследуемой группы;
- Методика «Незаконченные предложения» В.Ф. Петренко проиллюстрировала нам, что к наиболее высоко тревожащим учащихся ситуациям относятся те, в которых содержится внешний элемент оценивания учащихся: «На контрольной...» (90%), «Если я получу «2»...» (83,3%), «Наверное, на экзамене.» (76,7%). Среди ситуаций наименее вызывающих тревогу у учащихся нами были выявлены следующие: «Когда я думаю о школе.» (30%), «Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками.» (26,7%), «Когда я жду родителей с родительского собрания.» (20%);
- Результаты изучения страхов у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития по методике «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М. Панфиловой, позволили получить дополнительную информацию об уровне тревожности школьников. Нами было обнаружено, что к числу причин, вызывающих страх у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития относятся социально-опосредованные ситуации - люди, дети, наказания, опоздания, одиночество (90%), пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств (80%), медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни (63,3%). Наименее страшны для изучаемой группы сказочные персонажи (26,7%) и страх темноты и кошмарных снов (40%);
- Методика А.М. Прихожан на основании разработанной Е.В. Амен, Н. Ренисон указывает на высокий уровень выраженности показателя тревожности как в контрольной и экспериментальной группах, так и по всей выборке в целом.
3. На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на снижение тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления коррекционно¬развивающей работы:
• совершенствование умения детей передачи своего эмоционального состояния;
• помощь ребенку в преодолении негативных переживаний, усилении «Я-концепции» ребенка;
• коррекция чувства страха;
• нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний;
• снятие эмоциональных и мышечных зажимов;
• способствование развитию умений решать проблемные ситуации;
• обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях;
• создание условий для принятия самостоятельных решений и формирования внутренней позиции;
• содействие развитию творческих задатков ребенка.
4. Эффективность внедрения и реализации коррекционно-развивающих мероприятий, направленных коррекцию особенностей тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали результаты психодиагностического обследования в динамике. Сравнительный анализ результатов исследования по всем диагностическим методикам, показал значительное снижение уровня их выраженности у представителей экспериментальной группы. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М. Панфиловой также подтверждает снижение количества страхов, вызывающих беспокойство в экспериментальной группе учащихся.
5. Выдвинутая в начале реализации нашего исследования гипотеза нашла своё подтверждение. Особенности проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: повышенный общий уровень проявления тревожности, выражающийся в преобладании форм межличностной и самооценочной тревожности, связанные со школьными ситуациями оценки знаний и соответствия ожиданиям учителя, а также трудностями во взаимоотношениях со сверстниками. Разработанная нами программа психологической коррекции позволить нивелировать имеющие трудности и не допустить появление патологических форм поведения, связанных с данными проявлениями тревожности в более старшем возрасте.



1. Адлер А. Сифилофобия. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза. - М.: Психотерапия, 1996. - 124с., с. 85 - 92.
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - М.: КСП+СПБ: ЮВЕНТА, 1999. - 464с.
3. Акопян Л. С. Диагностика детских страхов и тревожности. Методическое пособие. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. - 94 с.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
5. Андрущенко Т.Ю., Карабекова И.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.- 1999.-№1.-С. 47-53.
6. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников.- Волгоград: Перемена, 1993. - 60 с.
7. Аркелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал.- 1997.- № 2.- С. 102¬113.
8. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис. канд. психол. наук. - Новосибирск: НГУ, 2000. - 197 с.
9. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 111-117.
10. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги//Психологический журнал, 1992. Т. 13. №5. С. 111-117.
11. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 256с.
12. Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом //Вопросы психологии.- 1992.- № 1-2.- С.33-42.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988. - 270 с.
14. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Алма-пресс, 1997. - 231с.
15. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136с.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
17. Божович Л.И. Психоанализ условий формирования и строения гармоничной личности / Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981. - 328с.
18. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно¬развивающей работы с учащимися 3-5 классов. — СПб.: СОЮЗ, 1994. - 175с.
19. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. //Вопросы психологии.- 1993. - №1.- С.104-133.
20. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. - М.: Эксмо, 1996. - 186с.
21. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256с.
22. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исследования / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия М.: АПН РСФСР, 1956. - 442с.
23. Габдреева Г. Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления / Г.Ш. Габдреева//Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. Казань, 1992. - 142с., с. 63-65.
24. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача.- Л.: Медицина, 1990. - 172 с.
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Наука, 1982. - 875с.
26. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб: Питер, 2002. - 276с.
27. Гошек В. Неудача как психическая нагрузка // Стресс и тревога в спорте. Сост. Ю. Л. Ханин. - М.: Просвещение, 1983. - С. 64-72.
28. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. - 1988. - № 1.
29. Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1993. - 287с.
30. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М.: Эксмо, 1994. - 132 с.
31. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». - СПб.: СОЮЗ, 2000,. - 448 с.
32. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
33. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб., 2007. — 168 с.
34. Зейгарник Б.В. Общая психопатология. - М.: Воронеж: МСПИ, НПО «МОДЭК», 1999. - 321с.
35. Исаев Д.Н., Елисеев П.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №4. - С.27-31.
36. Катыгин Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология: сб. науч. тр. ЛПИ им. Герцена. / ред. Ю.А. Катыгин, В.П. Умнов, А.А. Чунаев. - Л., 1979. - 196с., с.23-28.
37. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 23-25.
38. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М.: Наука, 1972. - 24с.
39. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - №1. С. 13-23
40. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993. - №1. - С. 13-23.
41. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск: Народная асвета, 1969. - 211с., c.49.
42. Копорулина В.Н. Психологический словарь /Авт.-сост. Копорулина
В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 226с.
43. Кордуэлл Майк. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
44. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 204с.
45. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
46. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. - 28с.
47. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М /Просвещение, 1988. - 287с.
48. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревоги //Семья и школа.- 1988.-№9.- С. 27-29.
49. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.- С. 208.
50. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.
51. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная Деятельность и ее детерминанты при ЗПР//Дефектология. - 1989. - № 1.
52. Кучма В. Р., Платонова Л. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. - М.: Педагогика, 1999 - 231с.
53. Лазарус Р. Теории стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. В.Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 443с., с. 178-209.
54. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 104с.
55. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 131-137.
56. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с.
57. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. - СПб.: ПЕР СЭ, 2008. - 254с., с. 75-84., с. 79
58. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей//Дефектология. - 1971. - № 6.
59. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Компенс-центр, 1993. - 198 с.
60. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории
темперамента. - Пермь: ПСИ, 2007. - 276 с.
61. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
62. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
63. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2001. - С.215¬224.
64. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Ленинградский
университет, 1960. - 187с.
65. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на нудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961. Сс. 277-333
66. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 134 с.
67. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
68. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Наука, 1973. - 642с., с.436-447.
69. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог, 1999.- №8. С.10-12.
70. Певзнер М.С., Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвщение, 1973. - 264с.
71. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Наука, 1988. - 205с.
72. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 327с.
73. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности: На примере преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь: Сев.-Кавказ. государственный техн. университет, 2002. - 19 с.
74. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1977.
75. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-18.
76. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дисс...д-ра психол. наук. - М., 1996. - 244с.
77. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика. М. - Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 179с.
78. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
79. Психология. Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Академия, 1990. - 178 с.
80. Расщевска М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10-летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. - Рига, 1986. - С.49-61.
81. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Просвещение, 1996. - 435с.
82. Роджерс К. К науке о личности. / История зарубежной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986. - 208с.
83. Савина Е.Л. Тревожные дети //Дошкольное воспитание.- 1996.-№4.-
С. 34-46.
84. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. - СПб.: Ювента, 1999. - 347с.
85. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИНН, 1997г. - 469с.
86. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика/ Медицинская психология в России - С-Пб. №6, 2012.
87. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 287с.
88. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. — М., 1983. — С. 12-24.
89. Степанов С.С. Беспокойство: его причины и следствия. Школьный психолог. - 2004. - №8
90. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их проявление // Вопросы психологии, 1957. - № 5. С. 23-31.
91. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985. - №5. - с. 34 - 41.
92. Фоминова А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Автореф. дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000.- 21 с.
93. Фрейд 3. Страх / Перевод прив.-доц. М.В. Вульфа. - М.: Современные проблемы, 1927. - 104с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ