Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения синдрома эмоционального выгорания 9
1.1 Проблема синдрома эмоционального выгорания в психологии 9
1.2 Эмоциональное выгорание медицинских работников 13
1.3 Факторы, влияющие на синдром эмоционального выгорания
медицинских работников 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение синдрома эмоционального выгорания медицинских работников 28
2.1 Организация, методы и методики исследования 28
2.2 Особенности эмоционального выгорания медицинских работников 34
Выводы по второй главе 53
Глава III. Психологическая программа профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников 56
3.1 Основные направления, формы и методы психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников 56
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 85
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы профессионального здоровья и личностного благополучия медицинских работников привлекают все больше внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных исследователей. В первую очередь, это связано с высокой ценой врачебной ошибки, вероятность которой повышается из-за состояний, высокого психоэмоционального напряжения и стресса. Медики являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и содержательно насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, их родственниками, коллегами). Последствия профессионального стресса медицинских работников могут проявляться в десоциализации, отчуждении, формировании различных профессионально¬личностных деформациях, нарушении межличностных отношений на работе и в семье.
Наиболее актуальным для решения обозначенной проблемы является разработка адекватных психологических средств для оценки и профилактики профессионально-специфических форм психологической напряженности и, в частности, стресса у медицинских работников, что позволит сохранить эффективность труда, профессиональное долголетие и психическое здоровье специалистов.
Однако до настоящего времени проблема развития и специфики проявлений профессионального стресса у медиков систематически не изучена. Основное внимание исследователей сконцентрировано, на изучении синдрома выгорания как одного из наиболее типичных и выраженных негативных последствий стресса во врачебной деятельности. В исследованиях не раскрывают многие другие особенности формирования профессионального стресса у медицинских работников. Кроме того, в литературе обнаружены зачастую противоречивые данные о связи профессионального стресса такими факторами, как пол, возраст врачей, стаж работы по специальности, тип организации, где работает медик. Отсутствие четкой картины взаимосвязей затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции профессионального стресса у разных категорий медиков. Для того, что бы изучить картину проявлений синдрома стресса в целом, необходимо применение системной стратегии анализа этого сложного феномена, что позволило бы существенно продвинуться вперед в области коррекции и профилактики профессионального стресса в конкретных видах медицинского труда.
Деятельность медицинских работников связана с интенсивными рабочими нагрузками разного типа, в частности, обслуживанием непрерывного потока пациентов и переработкой больших объемов разнородной информации, высокой ценой внутренних затрат, требуемых при решении трудовых задач, профессиональной, социальной и юридической ответственностью за результаты лечения. Объяснение фактов наличия выраженного неблагополучия у медицинских работников в процессе их трудовой деятельности не может быть полным, если не учитывать результаты детального психологического анализа особенностей проявлений стресса в конкретных видах медицинского труда. В то же время, в литературе отсутствуют данные, базирующиеся на комплексном анализе проявлений стресса в деятельности медиков разных специализаций, которые позволили бы выявить особенности формирования профессионально обусловленных синдромов стресса в полном цикле его развития — от причин, определяемых содержательной спецификой и условиями деятельности медработника определенной специализации, до фиксации негативных переживаний стресса в виде хронических неблагоприятных состояний и нарушений здоровья как в личностном, так и соматическом плане. Вместе с тем, именно такой подход признан в настоящее время наиболее перспективным для изучения профессионального стресса в разных видах труда. На этой основе оказывается возможной качественная подготовка специализированных средств оказания психологической помощи представителям различных профессий — в частности, медикам разных специализаций, работающим в различных организациях.
Цель - выявить особенности эмоционального выгорания медицинских работников и предложить психологическую программу профилактики эмоционального выгорания исследуемого контингента.
Объект исследования. Эмоциональное выгорание медицинских работников.
Предмет исследования. Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников.
Гипотеза исследования. Показателями эмоционального выгорания медицинских работников выступают истощение, деперсонализация, редукция эмоциональных достижений. Полагаем, что преодоление данных симптомов возможно при использовании разработанной нами психологической программы.
Содержание труда и особенности условий реализации деятельности определяют специфику развития синдромов профессионального стресса у медицинских работников разной специфики деятельности.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась в процессе последовательного решения следующих задач исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. В результате эмпирического исследования выявить особенности эмоционального выгорания медицинских работников;
3. Предложить психологическую программу профилактики эмоционального выгорания медицинских работников и проверить ее эффективность.
Используемые методы:
— Наблюдение;
— Тестирование;
— Сравнение;
— Анализ литературы.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы и идеи субъектно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, А. Водопьянова),результаты современных психологических исследований феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, Х.Дж.Фрейденберг и др.), представления об эмоциональном выгорании, как о виде деформации личности, сформировавшейся в ответ на длительный стресс в профессиональном общении в виде выработанной психикой человека специфической психологической защиты, приводящей к полному (частичному) исключению эмоциональных реакций (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.).
База исследования. Исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Курагинской Центральной районной больницы. Выборка респондентов в проведенном исследовании составила 40 сотрудников лечебно-профилактического учреждения в возрасте от 27 до 52 лет. В исследовании приняли участие врачи различных специализаций, медицинские сестры, фельдшеры скорой помощи и фельдшерских акушерских пунктов. Трудовой стаж в занимаемой должности от 1 года до 30 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии системных представлений об особенностях и качественном своеобразии синдромов профессионального стресса на примере изучения содержательных особенностей разных видов медицинской деятельности. В диссертации подтверждаются данные о наличии достоверной взаимосвязи между содержанием конкретного вида труда и развитием неоднородных синдромов стресса у представителей одной сферы деятельности. Полученные сведения могут быть систематизированы на основе учета факторов: напряженности в труде; неэффективности используемых профессионалами компенсаторных средств и стратегий преодоления стресса, ведущих к развитию устойчивых форм профессионального и личностного неблагополучия; ухудшения качества, жизни медиков и возникновения риск-факторов для срывов психического здоровья высококвалифицированных специалистов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют непосредственную практическую значимость с точки зрения собранного нового диагностического материала, что является ключевым для определения текущего статуса профессионального здоровья и психологического благополучия медицинских работников. Результаты диагностического обследования служат основой для выявления основных стресс-факторов в труде медицинских работников каждой из рассмотренных специализаций. Описанная специфика синдромов стресса и факторов, обуславливающих их развитие, может быть использована при разработке комплексов конкретных рекомендаций по психопрофилактике стрессовых состояний, а также для предупреждения развития неблагоприятных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.
Этапы работы: в сентябре 2018 г. мы провели теоретический обзор литературы, разработали программу диссертационного исследования по интересующей нас проблематике, подобрали методики психодиагностической, психокоррекционной и направленности. Подготовили первую главу диссертационного исследования и оформили выводы. Сформулировали основные пункты введения диссертационного исследования: объект, предмет, цель, задачи. Оформили методологические основы исследования, его теоретическую и практическую значимость, разработали модель и программа научного исследования, в которой определили содержание, цель, задачи; основные компоненты и направления психологической работы; подобрали методы и методики. В октябре 2018 г. была определена организация исследования и критерии комплектования экспериментальной выборки; проведён констатирующий эксперимент и описаны его результаты; оформлен текст второй главы диссертационного исследования. Сформулированы выводы. Подготовлена вторая глава исследования. В период с октября по март 2018-2019 гг. нами был проведен формирующий эксперимент. В апреле мы провели контрольный эксперимент и описали его результаты. В период с марта по август провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, описали его результаты. Подготовили третью главу диссертационного исследования, оформили выводы, заключение.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, трех глав: теоретической и двух практических, заключения, списка использованной литературы, включающего 74 источника, и 6 приложений. Работа содержит 40рисунков и 1таблицу.
Психоэмоциональное здоровье стоит в центре внимания ученых, работающих над изучением проблемы синдрома эмоционального выгорания. Именно психоэмоциональное здоровье является одной из многочисленных составляющих, определяющих продуктивность, надежность и успешность трудовой деятельности персонала. Благоприятное психоэмоциональное состояние сотрудников позволяет повышать показатели продуктивности трудовой деятельности, снижает заболеваемость сотрудников и кадровую текучесть. Неблагоприятное эмоциональное состояние персонала дает низкие показатели в трудовой деятельности, текучесть кадров увеличивается, заболеваемость сотрудников повышается.
Сфера здравоохранения входит в группу риска по наличию синдрома эмоционального выгорания персонала. Эта сфера состоит из профессий, которые требуют эмоциональных и физических затрат. Работа в этой структуре несет высокую ответственность, точность выполнения поставленных задач, в некоторых случаях, даже экстремальность. Все медицинские работники являются представителями здравоохранения, вследствие чего обязаны служить примером как друг для друга, так и для всех людей, не принадлежащих к медицинской деятельности. Строгая официальность, присутствующая в формальных отношениях, зачастую ненормированный рабочий график, ответственность и полная отдача себя профессии накладывает свой отпечаток на личности сотрудника, межличностных взаимоотношениях и психологическом здоровье в целом.
На наш взгляд, основными факторами, влияющими на развитие синдрома эмоционального выгорания, являются конфликтные ситуации, требование проявления эмпатии к пациентам, высокая ответственность за жизнь и здоровье людей, экстремальность трудовой деятельности. Под влиянием данных факторов, у сотрудников формируются низкая стрессоустойчивость, эмпатийные тенденции снижаются, повышается уровень конфликтности и агрессии, что, в свою очередь, благоприятному развитию синдрома эмоционального выгорания. Для подтверждения данного предположения мы провели экспериментальное исследование на базе Межмуниципального бюджетного учреждения здравоохранения Курагинская Центральная районная больница.
Констатирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:
В коллективе присутствует сотрудники с низким уровнем эмпатийных тенденций, особенно это проявляется среди фельдшеров скорой медицинской помощи и медицинских сестер.
При исследовании самооценки психических состояний выявились высокие показатели тревожности, фрустрации, агрессивности, а также ригидности у медицинских работников.
Наиболее выражено по всем заявленным параметрам эмоциональное выгорание прослеживается у фельдшеров скорой медицинской помощи. Более высокие уровни показателей, относительно других категорий медицинских работников, прослеживаются при исследовании эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Сотрудники здравоохранения, в ходе рабочей деятельности, регулярно подвергают опасности собственное здоровье при взаимодействии с пациентами, так же несут высокую ответственность за жизнь и здоровье самих пациентов, что стимулирует у них рост нервно-психического напряжения и низкий уровень стрессоустойчивости.
Все эти факторы оказывают негативное влияние на психоэмоциональный фон медицинских работников. Снижение уровня эмоционального выгорания можно провести по таким направлениям, как снижение уровня эмоционального истощения, уменьшение уровня деперсонализации, снижение уровня редукции профессиональных достижений. В общем счете, данные показатели формируют синдром эмоционального выгорания.
На наш взгляд, в качестве эффективного метода профилактики эмоционального выгорания можно использовать серию социально-психологических тренинговых занятий. Данные занятия представляют собой форму специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально-психологическими знаниями; развитие умения самоконтроля; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений.
Анализируя проведенное исследование и реализацию психологической программы, представляющую собой комплекс тренинговых занятий, отмечается эффективность данной программы. При анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов было отмечено снижение уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений у исследуемого контингента.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 c.
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования) / Афанасьев В.Г. - М.: Политиздат, 2011. - 240 с.
3. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов, В.Г. Белов, А.О. Пятибрат, Е.Д. Пятибрат // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - № 3. - С. 57-71.
4. Боева, А.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей психиатров / А.В. Боева, В.А. Руженков, У.С. Москвитина // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. - 2013. - № 11 (154). - Вып. 22. - С. 6-12.
5. Бодров В.А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
6. Бодров В.А. Актуальные проблемы психологии труда / Бодров В.А. - М.: ИП РАН, 2011. - 624 с.
7. Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование / О. Васильченко // Справочник кадровика. - 2011. - № 8. - С. 8 - 9.
8. Веракса Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 с.
9. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
10. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С. 161 - 168.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
12. Ермолаева Л.Е. Гигиеническое и клиническое обоснование формирования синдрома эмоционального выгорания у стоматологов / Л.Е. Ермолаева, О.В. Мироненко, З.Н. Шенгелия, Л.А. Сопрун // Вестник военно-медицинской академии. - 2011. - № 4(36). - С. 140-142.
13. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2012. - 442 с.
14. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
16. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе / О. Жданов // Кадровое делопроизводство. - 2007. - № 11. - С. 15.
17. Журавлев А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: ИП РАН, 2012. - 480 с.
18. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2011. - 496 с.
19.Засеева И.В., Татров А.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона / И.В. Засеева, А.С. Татров // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6. - С. 184-188.
20.Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива / Е.Н. Зебрева // Юридическая психология. - 2007. - № 3. - С. 22 - 26.
21. Ибраева А.Ш. К вопросу синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи / А.Ш. Ибраева, Г.К. Каусова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9. - С.70-73.
22. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А/ Иванников, В.А. Дашков, Академцентр, 2013. - 480 с.
23. Ишмекеева А.К. Факторы формирования и корректировки социально-психологического климата в коллективе / А.К. Ишмекеева // Психология, социология и педагогика. -2013. - № 2. - С. 5 - 6.
24. Кобякова, О.С. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов, И.Д. Пименов, К.В. Хомяков // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - № 1 (47). - С. 1-14.
25. Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности / А.Б. Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2012. - 496 с.
26. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.
27. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 с.
28. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально психологического тренинга / Ю.В. Макаров// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. -№ 128. - С. 72 - 83.
29. Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
30. Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях / В.А. Макаров // Власть. 2011. - № 1. - С. 59 - 62.
31. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер 2013. - 583 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
33. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива
предприятия / Ю.Л. Неймер // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 87 - 88.
34. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
35. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
36. Непопалов В.Н. Проблемы динамики развития и модель развития групп в социальной психологии / В.Н. Непалов // Вестник Российского нового университета. 2008. - № 1. - С. 178 - 188.
37. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 с.
38.Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей- терапевтов / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова // Вестник ТГУ. - 2015. - № 2(20). - С. 307-318.
39.Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40-43.
40.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 90-101.
41. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Просвещение, 1998. - 352 с.
42. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения / Б.Д. Парыгин. - М.: Феникс, 2006. - 344 с.
43. Петрова О.Н. Влияние профессиональной деятельности на стресс и эмоциональное выгорание у медицинских работников / О.Н. Петрова, Г.М.
Льдокова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 218-219.
44. Петровский А. Социальная психология коллектива / Л.Петровский, В. Шпалинский/ - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.
45. Попов Д.Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива / Д.Г. Попов // Юридическая психология. 2009. - № 1 - С. 26 - 29.
46. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
47. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения 97. - 1997 - №2. - С. 13.
48. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
49. Соснин В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
50. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.
51. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2009. - 251 с.
52. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 с.
53. Сартан Г. Команда: как создать управляемый коллектив / Г. Сартан. - М.: Боргес, 2011. - 188 с.
54. Стан Я.Я. Поля взаимосвязей / Стан Я.Я. - М.: Речь, 2012. - 184 с.
55. Спивак В.А. Развивающее управление персоналом / В.А. Спивак. - СПб.: Нева, 2004. - 448 с.
56. Таткина Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 11. - С. 131-134.
57. Темиров Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - № 3. - С.95-96.
58. Федак Б.С. Феноменология синдрома выгорания у медицинского персонала скорой помощи/ Б.С. Федак // Медицинская психология. - М., 2009. - Т.4, № 1 (13). - С.19-21.
59. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание/ А.К. Хетагурова // Сестринское дело. - 2004. - № 4-5. -C. 21-22.
60.Чередниченко И. Психология управления. / И. Чередниченко, Н. Тельных. - Рн/Д: Феникс, 2004. - 608 с.
61. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
62. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М Шепель. - М.: Академия, 1986. - 248 с.
63. Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 463 с.
64. Щукина Е.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения / Е.Ф. Щукина // Социальная работа. - 2007. - № 6. - С. 31 - 34.
65.Эльстер Ю. Объяснение социального поведения / Ю. Эльстер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 472 с.
66. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания психологов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности / А.А. Юрикова // Психотерапия. - 2005. - № 1. - С. 39-40.
67. Яркина О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки / О.С. Яркина // Вестник ТГУ. - 2008. - № 3(59). - С. 304-311.
68. FreidenbergerH.J. Staff burn-out / H.J. Freidenberger // Journal of Social Issues. 1974. Vd. 30. - P. 159-165.
69. Kondo K. Burnout syndrome / K. Kondo // Asian medical. - 2001. - № 34. - P. 34-42.
70. Lazarus R.S., Transactional theory and research on emotions and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Journal of Personality. - 1987. - Vol. 1. - P. 141-169.
71. Maslach C. The role of sex and family variables in burnout / C. Maslach, S.E. Jackson // Sex Roles. 1985. V. 12. P. 41-48.
72. Perlman B. «Burnout»: summary and future and research / B. Perlman, E. A. Hartman // Journal Human relations. - 1982. - Vol. 14. № 5. - P. 153-161.
73.Sidorov P.I. Burnout. Causes Symptoms Treatment and Prevention / P.I. Sidorov // Pedagogicheskayatekhnika. - 2013. - №1. - Р. 68-74.
74.Van Yperen N.W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-efficacy / N.W. Van Yperen // Journal of Occupat. Psychol. - 2004. Vd. 71, № 1. - P. 29-33.