Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития коммуникативных умений младших школьников на основе использования сюжетно-ролевых игр

Работа №168528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений учащихся в начальной школе
§1.1. Сущность понятий «умения», «коммуникативные умения», «общение» 4
§1.2. Особенности развития коммуникативных умений учащихся в начальной школе 7
§1.3. Проблемы развития коммуникативных умений учащихся в начальной школе 20
§1.4. Способы и приёмы развития коммуникативных умений младших школьников 22
§1.5. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных
умений младших школьников 27
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у младших школьников
§2.1. Констатирующий эксперимент «Уровень развития коммуникативных умений младших школьников» 34
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
§2.3. Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование
коммуникативных умений младших школьников 41
§2.4. Методические рекомендации для формирования
коммуникативных умений младших школьников 48
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение

В условиях 21 века общество развито так, что успех каждого человека зависит от того, как он устанавливает контакты с окружающими его людьми. Нужно уметь стремительно реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать необходимые решения и действовать согласно им.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения акцентируется возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, уровня ответственности и свободе индивидуального выбора.
Самостоятельно сформировать необходимый уровень
коммуникативных навыков получается далеко не каждому человеку. В связи с этим возникают трудности, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.
По мнению Б.С. Волкова коммуникативные умения, основанные на человеческих отношениях, связаны с недостатком воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся к общению, однако зачастую не умеют вступить в контакт, подобрать уместные способы общения со сверстниками, выражать уважительное, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера.
Низкий уровень коммуникативных умений находит отражение в увеличении количества детей с достаточно высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и буллинга детей одноклассниками, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это способствует тому, что значимость воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения ставится на первое место, как одна из главных проблем, вызывающих у человека дискомфорт и тревожность в общении с окружающими людьми.
Младшие школьники очень часто сталкиваются с данной проблемой.
И чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.
Таким образом, в современных условиях изменения системы образования проблема развития коммуникативных умений выходит на первое место, а именно на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с окружающими людьми, и в целом - успешность социальной адаптации детей.
Сказанное определяет актуальность исследования, которую можно выразить следующими положениями:
J Развитие коммуникативных умений обеспечивает овладение младшими школьниками языковой и коммуникативной компетенциями, что благотворно влияет на их становление в качестве языковых личностей;
J Несмотря на наличие большого количества методических материалов по данному вопросу, исследуемая проблема нуждается в дальнейшей методической разработке.
Тема: Особенности развития коммуникативных умений младших школьников на основе использования сюжетно-ролевых игр.
Цель: изучить проблему формирования коммуникативных умений младших школьников и выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников.
Поставленная цель предполагает решению ряда основных задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Подобрать методики для изучения коммуникативных умений у учащихся и согласовать их;
3. Провести констатирующее исследование и описать его результаты.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников;
5. Разобрать методические рекомендации для формирования
коммуникативных умений младших школьников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Низкий уровень коммуникативных умений находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и буллинга детей одноклассниками, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это способствует тому, что значимость воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения ставится на первое место, как одна из главных проблем, вызывающих у человека дискомфорт и тревожность в общении с окружающими людьми.
Таким образом, в современных условиях преобразования системы образования проблема развития коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с окружающими людьми, и в целом - успешность социальной адаптации детей.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать выводы о том, что важной стороной в развитии коммуникативных умений всё-таки является способность ребенка к общению, умение устанавливать отношение сотрудничества с другими детьми.
Продуманная систематическая деятельность по внедрению различных форм общения детей способствует повышению уровня развития коммуникативных навыков у учеников младших классов.
Было выяснено, что критериями коммуникативных умений являются: 1) умения слушать; 2) умение задавать вопросы 3) умение контролировать эмоциональные проявления.
В ходе исследования были применены следующие диагностические методики:
I. Методика «Кто прав» Г.А. Цукерман, направленная на выявление актуального уровня сформированности умения задавать вопросы, излагать свои мысли (Приложение А).
II. Методика «Определения степени умения слушать» (Приложение Б).
III. «Методика диагностики оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера (Приложение В).
Итак, мы получили следующие результаты:
Преобладающим является средний уровень развития
коммуникативных умений (44% учащихся). На низком уровне развиты коммуникативные умения у четырех человек (22 %). У 34 % учащихся коммуникативные умения развиты на высоком уровне. Явно видно, что у учеников 2 «Б» класса слабо развиты коммуникативные умения.
Можно сделать вывод, что цель и задачи исследования достигнуты.
Гипотеза подтверждена. Коммуникативные умения младших школьников сформированы на среднем уровне и нуждаются в дальнейшем развитии.


1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / Рос. АН, Ин-т лингв, исслед. СПб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. фирма, 1994. -151.
2. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире/ Т.А. Алавидзе М: Владос, 2002. 39с, 41с, 49с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений/ Г.М. Андреева-М.: Аспект Пресс, 2006. 67с. 74с.
4. Артеменко О.Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд-во НГПУ -№7, 2009. - 399с.
5. Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младшего школьника: Учеб. пособие к спец. семинару для студентов-заочников факультета педагогики и методики начального образования Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.92с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Стр. 34
7. Белобрыкина O.A. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 240с.
8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.47-52.
9. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека - Калинин: Калинин. гос.ун-т, 1975. -106с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. С. 289с. 356с.
11. Бодалев А.А. Психология общения [Текст]: избранные
психологические труды. - М., 2002 - 116 с.
12. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13. Варзацкая Л. А. Методика развития связной речи младших школьников. - Житомир, 1995. С. 19
14. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер.
- 2003. - 318 с.
15. Волков Б.С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальности (ОПД. Ф. 01-Психология) / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 343с.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ