ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности формирования коммуникативных умений детей в старшем
дошкольном возрасте 7
1.2. Учет интересов детей старшего дошкольного возраста в различных видах
деятельности 13
1.3. Дидактический потенциал игровой деятельности в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов 30
2.3. Организация и обеспечение формирования коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса игр,
подобранных с учетом интересов детей 35
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью 1. Устройство становления различных видов деятельности состоит из следующих этапов: сначала появляется совместная с взрослыми деятельность, потом деятельность с сверстниками и становится самодеятельностью [53]. Основываясь на интересах ребёнка, взрослый предлагает ему виды деятельности, которые стимулируют его активность. Содержание развивающей программы, тематические проекты, разнообразные задания также должны учитывать интересы детей. Интерьер группового пространства, предметнопространственная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, должны быть ориентированы на индивидуальные и личные особенности детей, должен быть организован так, чтобы детям был предоставлен довольно свободный выбор центров и материалов .
По всему этому формирование образовательных программ должно происходить на основе нормативно-правовой базы и учетом интересов и потребностей воспитанников. И воплощать развитие детей непосредственно по направлениям: познавательному, социально-коммуникативному,
речевому, художественно-эстетическому, физическому
Нынешнее поколение детей значительно отличается от детей, которых воспитывали и обучали десятилетие назад. Значит, изменение содержания работы с дошкольниками становится на современном этапе актуальным как никогда ранее. Педагогам необходимо создать для образовательного процесса условия, которые позволят детям реализовать собственные цели, использовать только свой жизненный опыт, научат принимать на себя определенные обязательства и выполнять их, следуя самостоятельно намеченным целям.
Коммуникативные способности в развитии ребенка играют ведущую роль. Взаимодействие и общение осуществляется в различных видах деятельности, особенно, в игровой. В дошкольный период развития ребенка игра - ведущий вид деятельности дошкольника, соответственно, формирование коммуникативных способностей происходит
преимущественно в игровой деятельности детей. Воспитатель, предлагает деятельность, которая стимулирует детскую познавательную активность, опираясь на интерес детей к игре. В масштабных проектах, всевозможных темах, заданиях должны учитываться интересы и потребности детей. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов, игр. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения - ключевой фактор развития у детей самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и свободно, соответственно, могут реализовывать свои собственные интересы.
Одним из важнейших условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является умение общаться со сверстниками и всем окружением. Без общения и взаимодействия с другими невозможно освоение ребенком коммуникативных навыков. В современном обществе дошкольники испытывают большие трудности в общении. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков приводит к возникновению конфликтных ситуации, что препятствуют взаимодействию, сотрудничеству, общению, способствуют замедлению процесса социализации.
Вопрос изучения педагогических ситуации в решении формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях доскональной технологической и методической проработки.
...
В настоящее время родители и педагоги чаще замечают, что дошкольники испытывают большие трудности в общении со сверстниками и окружающими их людьми. Старшие дошкольники по собственной инициативе не могут обратиться к другому человеку, стесняются; не умеют поддержать и развить разговор; не могут согласовать свои действия с партнером, выразить симпатию из-за чего замыкаются в себе или конфликтуют с окружающими. Таким детям трудно найти друзей, быть интересными окружающим, что может привести к замкнутости, одиночеству, понижению самооценки. Необходимо помогать детям, налаживать контакт с окружающими людьми, чтобы не стало тормозом на пути развития полноценно развитой личности. Формирование коммуникативных умений - важное условие нормального психического развития ребенка.
Несмотря на значимость этого вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей остается острой. Министерство образования и науки РФ, считает, что 85 % детей старшего дошкольного возраста нуждаются в корректировке сферы общения, не могут найти выход в малейших конфликтных ситуациях, проявляют отрицательные формы поведения.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности, актуальность которой связана с тем, что в старшем дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности Игра, построенная, с учетом интересов детей, будет стимулировать развитие всех когнитивных процессов ребенка, в том числе, развитие коммуникативных умений.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы были намечены основные направления работы и определены педагогические задачи формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретической литературы позволяет сделать выводы, что наиболее исследованными является область изучения форм проявления коммуникативных способностей и закономерностей их развития (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, А.И. Савенков и др.). Значение исследований общетеоретических вопросов развития коммуникативных способностей огромно. Также можно сделать вывод, что в методической литературе наблюдается недостаток разработок, связанных с особенностями формирования коммуникативных умений дошкольников средствами игровой деятельности с учетом интересов детей.
Проведено опытно-экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика коммуникативных умений и интересов детей при помощи методики «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман) и методика «Карта интересов» А.И Савенкова. В результате анализа полученных данных можем сделать вывод, что семь пар детей (55% от общего количества) показали низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Четыре пары детей (30%) показали средний уровень сформированности коммуникативных умений, высокий уровень сформированности коммуникативных умений выявлен у двух пар детей (15% детей).
Для оценки интересов детей использовалась методика «Карта интересов» А.И Савенкова. По результатам диагностики можно сделать вывод, что интересы детей различаются: 24% детей склонны к гуманитарной сфере, 20% склонность к математике и технике, и по 12% художественная сфера, природа и естествознание, коммуникативной сфере, физкультура и спорт, 8% детей интересует труд по самообслуживанию.
...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Арсеневская О.Н. Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. Учитель, 2017. 163 с.
3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. 280 с.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. М., 2012. 224 с.
5. Балашова Л.И. Опыт работы. Организация образовательной деятельности дошкольников в соответствии с принципом индивидуализации ДОУ. [Электронный ресурс] URL:https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty- organizacija-obrazovatelnoi-dejatelnosti-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-principom- individualizaci-dou-v-ramkah.html (дата обращения 20.10.19).
6. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 253 с.
7. Безматерных Т.В. Игра - ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 135-137.
8. Бойко Т.В. Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР. Система коррекционно-развивающих занятий. Старшая группа. М.: Учитель, 2019. 91 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. Практическое пособие. М.: Владос , 2001. 160 с.
10. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочнометодические материалы. М.: Учитель, 2010. 111 с.
11. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 192 с.
12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: Айрис-дидактика, 2007. 192 с.
13. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. М.: «Ансел-М», 1997. 64 с.
14. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. М.: Академия, 2012. 352 с.
15. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. М.: Скрипторий 2003, 2010. 120 с.
... всего 65 источников