ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ - ЮРИСТОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке 7
1.1. Развитие представлений о понятии «идентичность» в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Подходы к изучению профессиональной идентичности . Структура и
функции профессиональной идентичности 14
1.3. Формирование профессиональной идентичности у студентов 21
Выводы по I главе 26
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности у студентов-юристов Тувинского государственного университета 27
2.1. Организация и методы эмпирического исследования по выявлению
профессиональной идентичности 27
2.2. Анализ иинтерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию
профессиональной идентичности студентов - юристов 43
Выводы no 2 главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения 58
Глава I. Теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке 7
1.1. Развитие представлений о понятии «идентичность» в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Подходы к изучению профессиональной идентичности . Структура и
функции профессиональной идентичности 14
1.3. Формирование профессиональной идентичности у студентов 21
Выводы по I главе 26
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности у студентов-юристов Тувинского государственного университета 27
2.1. Организация и методы эмпирического исследования по выявлению
профессиональной идентичности 27
2.2. Анализ иинтерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию
профессиональной идентичности студентов - юристов 43
Выводы no 2 главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения 58
Актуальность темы исследования. Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. Важной сферой социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Там и начинается процесс освоения через овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения. В профессиональном сфере важна способность определить соответствие своего «Я» тем социальным требованиям, которые выдвигает выбранная профессия. Особую роль в этом процессе по мнению Н.В. Трусовой играет обретение профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности. Поэтому ее изучение ведет к повышению эффективности деятельности будущих специалистов. Это предполагает знание, в том числе, социально-психологических закономерностей, связанных с процессом формирования профессиональной идентичности студентов.
Актуальность темы повышается в связи с интеграцией отечественной и общеевропейской систем образования. Совершенствование системы образования идет по разным направлениям: изменяются стандарты образования, содержание учебных дисциплин, принципы и методы обучения. На практике система высшего профессионального образования выражена в том, что введена система двухуровневого образования, содержание и качество которого реализуются посредством компетентностного подхода. Современные требования к выпускнику отражают важность овладения компетенциями, способствующими его реализации как профессионала, умеющего самостоятельно ставить цели, ориентироваться в непредсказуемых обстоятельствах, принимать ответственные решения [48; 246].
В условиях современного социально - экономического развития общества повышается спрос населения на квалифицированную помощь специалистов.
Профессиональная идентичность специалистов влияет на уровень их профессионализма, следовательно, и на эффективность профессиональной деятельности [51; 117].
Профессиональная идентичность как компонент индивидуального самосознания рассматривается как результат процесса профессиональной самоидентификации, то есть самоотождествления с другими представителями профессиональной среды на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Профессиональная идентификация - представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я- образа взрослого человека.
Таким образом, проблема нашей работы вызвана, с одной стороны, необходимостью исследования профессиональной идентичности с учетом того контекста, в котором она формируется, и, с другой - малоизученностью данного феномена в условиях двухуровневой системы образования.
Теоретико - методологическая основа. Профессиональная идентичность изучалась в отечественной психологии такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков и др.) В зарубежной психологии исследование профессиональной идентичности проводилось А. Тешфелом, Э. Эриксоном, Дж. Марсиа и др. Психологические аспекты формирования и развития профессиональной идентичности рассматриваются в трудах Г.В. Гарбузовой, Е.П. Ермолаевой, Ю. П. Поваренкова, Ю.А. Кумыриной, Л.Б. Шнейдер и др.
Объектом исследования является профессиональная идентичность личности юриста.
Предмет исследования - профессиональная идентичность студентов - юристов 4 и 5 курсов.
Цель исследования - изучить профессиональную идентичность студентов-юристов.
Нами была сформулирована гипотеза исследования о том, что студенты 5 курсов (специалисты) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В ходе работы для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
2) Провести эмпирическое изучение статуса профессиональной идентичности и уровня профессиональной направленности студентов 4 и 5 курсов юридического факультета ТувГУ.
5) Разработать рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие теоретические методы исследования: теоретический и сравнительный анализ научной литературы, синтез, обобщение; эмпирические методы: тестирование, анкетирование; методы математической обработки данных. Для реализации поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы следующие методики: Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина, методика изучения статусов профессиональной идентичности А.Г. Грецов, А.А. Азбель, методика «Кто Я?» М. Куна и Макпартленда.
Эмпирическая база исследования. Юридический факультет ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Выборку составили студенты 4 и 5 курсов в количестве 32 человек.
Практическая значимость обусловлена невостребованностью выпускников со степенью бакалавра на рынке труда, низким уровнем их готовности работать по специальности и, как следствие, проблемами с трудоустройством бакалавров (С.Е. Дубровская, Г.И. Лазарев, Е.Э. Смирнова). Следовательно, существует необходимость разработки новых методов работы со студентами и рекомендаций по ней, которые бы позволили эффективно обеспечить соответствие современным требованиям к выпускнику и повысить уровень их профессиональной идентичности. Также материал может быть использован специалистами по организации учебного процесса в вузе, студентами и аспирантами при изучении профессиональной идентичности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты выпускной квалификационной работы объявлялись и обсуждались путем выступления на конференции по профориентации в рамках авторского курса старшего научного сотрудника Резапкиной Галины Владимировны Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования по секции «Психология профессионального самоопределения» (февраль, 2015)’ на ежегодной практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20¬летнему юбилею ТувГУ и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» по теме «Профессиональная идентичность студентов - юристов» (апрель, 2015).
Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности. Поэтому ее изучение ведет к повышению эффективности деятельности будущих специалистов. Это предполагает знание, в том числе, социально-психологических закономерностей, связанных с процессом формирования профессиональной идентичности студентов.
Актуальность темы повышается в связи с интеграцией отечественной и общеевропейской систем образования. Совершенствование системы образования идет по разным направлениям: изменяются стандарты образования, содержание учебных дисциплин, принципы и методы обучения. На практике система высшего профессионального образования выражена в том, что введена система двухуровневого образования, содержание и качество которого реализуются посредством компетентностного подхода. Современные требования к выпускнику отражают важность овладения компетенциями, способствующими его реализации как профессионала, умеющего самостоятельно ставить цели, ориентироваться в непредсказуемых обстоятельствах, принимать ответственные решения [48; 246].
В условиях современного социально - экономического развития общества повышается спрос населения на квалифицированную помощь специалистов.
Профессиональная идентичность специалистов влияет на уровень их профессионализма, следовательно, и на эффективность профессиональной деятельности [51; 117].
Профессиональная идентичность как компонент индивидуального самосознания рассматривается как результат процесса профессиональной самоидентификации, то есть самоотождествления с другими представителями профессиональной среды на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Профессиональная идентификация - представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я- образа взрослого человека.
Таким образом, проблема нашей работы вызвана, с одной стороны, необходимостью исследования профессиональной идентичности с учетом того контекста, в котором она формируется, и, с другой - малоизученностью данного феномена в условиях двухуровневой системы образования.
Теоретико - методологическая основа. Профессиональная идентичность изучалась в отечественной психологии такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков и др.) В зарубежной психологии исследование профессиональной идентичности проводилось А. Тешфелом, Э. Эриксоном, Дж. Марсиа и др. Психологические аспекты формирования и развития профессиональной идентичности рассматриваются в трудах Г.В. Гарбузовой, Е.П. Ермолаевой, Ю. П. Поваренкова, Ю.А. Кумыриной, Л.Б. Шнейдер и др.
Объектом исследования является профессиональная идентичность личности юриста.
Предмет исследования - профессиональная идентичность студентов - юристов 4 и 5 курсов.
Цель исследования - изучить профессиональную идентичность студентов-юристов.
Нами была сформулирована гипотеза исследования о том, что студенты 5 курсов (специалисты) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В ходе работы для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
2) Провести эмпирическое изучение статуса профессиональной идентичности и уровня профессиональной направленности студентов 4 и 5 курсов юридического факультета ТувГУ.
5) Разработать рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие теоретические методы исследования: теоретический и сравнительный анализ научной литературы, синтез, обобщение; эмпирические методы: тестирование, анкетирование; методы математической обработки данных. Для реализации поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы следующие методики: Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина, методика изучения статусов профессиональной идентичности А.Г. Грецов, А.А. Азбель, методика «Кто Я?» М. Куна и Макпартленда.
Эмпирическая база исследования. Юридический факультет ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Выборку составили студенты 4 и 5 курсов в количестве 32 человек.
Практическая значимость обусловлена невостребованностью выпускников со степенью бакалавра на рынке труда, низким уровнем их готовности работать по специальности и, как следствие, проблемами с трудоустройством бакалавров (С.Е. Дубровская, Г.И. Лазарев, Е.Э. Смирнова). Следовательно, существует необходимость разработки новых методов работы со студентами и рекомендаций по ней, которые бы позволили эффективно обеспечить соответствие современным требованиям к выпускнику и повысить уровень их профессиональной идентичности. Также материал может быть использован специалистами по организации учебного процесса в вузе, студентами и аспирантами при изучении профессиональной идентичности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты выпускной квалификационной работы объявлялись и обсуждались путем выступления на конференции по профориентации в рамках авторского курса старшего научного сотрудника Резапкиной Галины Владимировны Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования по секции «Психология профессионального самоопределения» (февраль, 2015)’ на ежегодной практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20¬летнему юбилею ТувГУ и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» по теме «Профессиональная идентичность студентов - юристов» (апрель, 2015).
Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. Важной сферой социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Там и начинается процесс освоения через овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения..
В профессиональном сфере важна способность определить соответствие своего «Я» тем социальным требованиям, которые выдвигает выбранная профессия. Особую роль в этом процессе по мнению Н.В. Трусовой играет обретение профессиональной идентичности.
В первой главе мы раскрыли основные подходы в исследовании идентичности: психоанализ, символический интеракционизм, бихевиоризм, когнитивный конструкционистский подходы. Дали определение понятию профессиональной идентичности основываясь точки зрения Н.Л. Иванова и Е.В. Коневой согласно которым профессиональная идентичность - это осознание себя членом профессиональной группы, выраженное в эмоциональном отношении к ней и определяющее отношение к другим сообществам.
Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное феноменологическое описание профессиональной идентичности.
Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современных психологических исследований. Это явление предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития..
В ходе исследования задачи, которые мы поставили, были решены:
Во - первых, мы раскрыли теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
Во - вторых, провели эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов - юристов Тувинского государственного университета;
В - третьих, разработали рекомендации кураторам и преподавателям по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Во второй части наше исследование профессиональной идентичности студентов осуществлялось на базе юридического факультета ТувГУ. В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов. Выборку составили 32 студента.
Целью данного исследования являлось изучение профессиональной идентичности студентов-юристов.
Исследование строилось в соответствии с гипотезой:
Студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В исследовании были решены следующие эмпирические задачи:
3. Изучить профессиональную идентичность студентов - юристов.
4. Провести сравнительный анализ по уровню профессиональной направленности и статусу профессиональной идентичности у студентов специалистов и бакалавров.
В данном исследовании мы использовали три методики:
- Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина;
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова;
- Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
В своем исследовании мы использовали статистический критерий для сравнения двух независимых выборок по уровню признака, измеренного количественно U-критерий Манна - Уитни. После которого установили, что различия в уровне профессиональной направленности и статусами профессиональной идентичности у студентов 4 и 5 курсов можно считать несущественными, т.к. выявились незначимые различия..
Проведенное исследование позволило получить эмпирические данные, не подтвердившие выдвинутую нами гипотезу о том, что студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В профессиональном сфере важна способность определить соответствие своего «Я» тем социальным требованиям, которые выдвигает выбранная профессия. Особую роль в этом процессе по мнению Н.В. Трусовой играет обретение профессиональной идентичности.
В первой главе мы раскрыли основные подходы в исследовании идентичности: психоанализ, символический интеракционизм, бихевиоризм, когнитивный конструкционистский подходы. Дали определение понятию профессиональной идентичности основываясь точки зрения Н.Л. Иванова и Е.В. Коневой согласно которым профессиональная идентичность - это осознание себя членом профессиональной группы, выраженное в эмоциональном отношении к ней и определяющее отношение к другим сообществам.
Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное феноменологическое описание профессиональной идентичности.
Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современных психологических исследований. Это явление предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития..
В ходе исследования задачи, которые мы поставили, были решены:
Во - первых, мы раскрыли теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
Во - вторых, провели эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов - юристов Тувинского государственного университета;
В - третьих, разработали рекомендации кураторам и преподавателям по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Во второй части наше исследование профессиональной идентичности студентов осуществлялось на базе юридического факультета ТувГУ. В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов. Выборку составили 32 студента.
Целью данного исследования являлось изучение профессиональной идентичности студентов-юристов.
Исследование строилось в соответствии с гипотезой:
Студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В исследовании были решены следующие эмпирические задачи:
3. Изучить профессиональную идентичность студентов - юристов.
4. Провести сравнительный анализ по уровню профессиональной направленности и статусу профессиональной идентичности у студентов специалистов и бакалавров.
В данном исследовании мы использовали три методики:
- Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина;
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова;
- Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
В своем исследовании мы использовали статистический критерий для сравнения двух независимых выборок по уровню признака, измеренного количественно U-критерий Манна - Уитни. После которого установили, что различия в уровне профессиональной направленности и статусами профессиональной идентичности у студентов 4 и 5 курсов можно считать несущественными, т.к. выявились незначимые различия..
Проведенное исследование позволило получить эмпирические данные, не подтвердившие выдвинутую нами гипотезу о том, что студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
Подобные работы
- ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЛИЯНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Межкультурная компетентность студентов-психологов как фактор готовности к мультикультурному консультированию
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Специфика востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Реализация ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018



