Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ - ЮРИСТОВ

Работа №16852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1073
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке 7
1.1. Развитие представлений о понятии «идентичность» в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Подходы к изучению профессиональной идентичности . Структура и
функции профессиональной идентичности 14
1.3. Формирование профессиональной идентичности у студентов 21
Выводы по I главе 26
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности у студентов-юристов Тувинского государственного университета 27
2.1. Организация и методы эмпирического исследования по выявлению
профессиональной идентичности 27
2.2. Анализ иинтерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию
профессиональной идентичности студентов - юристов 43
Выводы no 2 главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения 58


Актуальность темы исследования. Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. Важной сферой социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Там и начинается процесс освоения через овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения. В профессиональном сфере важна способность определить соответствие своего «Я» тем социальным требованиям, которые выдвигает выбранная профессия. Особую роль в этом процессе по мнению Н.В. Трусовой играет обретение профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности. Поэтому ее изучение ведет к повышению эффективности деятельности будущих специалистов. Это предполагает знание, в том числе, социально-психологических закономерностей, связанных с процессом формирования профессиональной идентичности студентов.
Актуальность темы повышается в связи с интеграцией отечественной и общеевропейской систем образования. Совершенствование системы образования идет по разным направлениям: изменяются стандарты образования, содержание учебных дисциплин, принципы и методы обучения. На практике система высшего профессионального образования выражена в том, что введена система двухуровневого образования, содержание и качество которого реализуются посредством компетентностного подхода. Современные требования к выпускнику отражают важность овладения компетенциями, способствующими его реализации как профессионала, умеющего самостоятельно ставить цели, ориентироваться в непредсказуемых обстоятельствах, принимать ответственные решения [48; 246].
В условиях современного социально - экономического развития общества повышается спрос населения на квалифицированную помощь специалистов.
Профессиональная идентичность специалистов влияет на уровень их профессионализма, следовательно, и на эффективность профессиональной деятельности [51; 117].
Профессиональная идентичность как компонент индивидуального самосознания рассматривается как результат процесса профессиональной самоидентификации, то есть самоотождествления с другими представителями профессиональной среды на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Профессиональная идентификация - представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я- образа взрослого человека.
Таким образом, проблема нашей работы вызвана, с одной стороны, необходимостью исследования профессиональной идентичности с учетом того контекста, в котором она формируется, и, с другой - малоизученностью данного феномена в условиях двухуровневой системы образования.
Теоретико - методологическая основа. Профессиональная идентичность изучалась в отечественной психологии такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков и др.) В зарубежной психологии исследование профессиональной идентичности проводилось А. Тешфелом, Э. Эриксоном, Дж. Марсиа и др. Психологические аспекты формирования и развития профессиональной идентичности рассматриваются в трудах Г.В. Гарбузовой, Е.П. Ермолаевой, Ю. П. Поваренкова, Ю.А. Кумыриной, Л.Б. Шнейдер и др.
Объектом исследования является профессиональная идентичность личности юриста.
Предмет исследования - профессиональная идентичность студентов - юристов 4 и 5 курсов.
Цель исследования - изучить профессиональную идентичность студентов-юристов.
Нами была сформулирована гипотеза исследования о том, что студенты 5 курсов (специалисты) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В ходе работы для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
2) Провести эмпирическое изучение статуса профессиональной идентичности и уровня профессиональной направленности студентов 4 и 5 курсов юридического факультета ТувГУ.
5) Разработать рекомендации для кураторов и преподавателей по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие теоретические методы исследования: теоретический и сравнительный анализ научной литературы, синтез, обобщение; эмпирические методы: тестирование, анкетирование; методы математической обработки данных. Для реализации поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы следующие методики: Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина, методика изучения статусов профессиональной идентичности А.Г. Грецов, А.А. Азбель, методика «Кто Я?» М. Куна и Макпартленда.
Эмпирическая база исследования. Юридический факультет ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Выборку составили студенты 4 и 5 курсов в количестве 32 человек.
Практическая значимость обусловлена невостребованностью выпускников со степенью бакалавра на рынке труда, низким уровнем их готовности работать по специальности и, как следствие, проблемами с трудоустройством бакалавров (С.Е. Дубровская, Г.И. Лазарев, Е.Э. Смирнова). Следовательно, существует необходимость разработки новых методов работы со студентами и рекомендаций по ней, которые бы позволили эффективно обеспечить соответствие современным требованиям к выпускнику и повысить уровень их профессиональной идентичности. Также материал может быть использован специалистами по организации учебного процесса в вузе, студентами и аспирантами при изучении профессиональной идентичности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты выпускной квалификационной работы объявлялись и обсуждались путем выступления на конференции по профориентации в рамках авторского курса старшего научного сотрудника Резапкиной Галины Владимировны Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования по секции «Психология профессионального самоопределения» (февраль, 2015)’ на ежегодной практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20¬летнему юбилею ТувГУ и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» по теме «Профессиональная идентичность студентов - юристов» (апрель, 2015).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. Важной сферой социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Там и начинается процесс освоения через овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения..
В профессиональном сфере важна способность определить соответствие своего «Я» тем социальным требованиям, которые выдвигает выбранная профессия. Особую роль в этом процессе по мнению Н.В. Трусовой играет обретение профессиональной идентичности.
В первой главе мы раскрыли основные подходы в исследовании идентичности: психоанализ, символический интеракционизм, бихевиоризм, когнитивный конструкционистский подходы. Дали определение понятию профессиональной идентичности основываясь точки зрения Н.Л. Иванова и Е.В. Коневой согласно которым профессиональная идентичность - это осознание себя членом профессиональной группы, выраженное в эмоциональном отношении к ней и определяющее отношение к другим сообществам.
Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное феноменологическое описание профессиональной идентичности.
Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современных психологических исследований. Это явление предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития..
В ходе исследования задачи, которые мы поставили, были решены:
Во - первых, мы раскрыли теоретические основы профессиональной идентичности в психологической науке;
Во - вторых, провели эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов - юристов Тувинского государственного университета;
В - третьих, разработали рекомендации кураторам и преподавателям по развитию профессиональной идентичности студентов-юристов.
Во второй части наше исследование профессиональной идентичности студентов осуществлялось на базе юридического факультета ТувГУ. В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов. Выборку составили 32 студента.
Целью данного исследования являлось изучение профессиональной идентичности студентов-юристов.
Исследование строилось в соответствии с гипотезой:
Студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.
В исследовании были решены следующие эмпирические задачи:
3. Изучить профессиональную идентичность студентов - юристов.
4. Провести сравнительный анализ по уровню профессиональной направленности и статусу профессиональной идентичности у студентов специалистов и бакалавров.
В данном исследовании мы использовали три методики:
- Анкета «Отношение к профессии» З.Г. Хайбуллина;
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова;
- Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
В своем исследовании мы использовали статистический критерий для сравнения двух независимых выборок по уровню признака, измеренного количественно U-критерий Манна - Уитни. После которого установили, что различия в уровне профессиональной направленности и статусами профессиональной идентичности у студентов 4 и 5 курсов можно считать несущественными, т.к. выявились незначимые различия..
Проведенное исследование позволило получить эмпирические данные, не подтвердившие выдвинутую нами гипотезу о том, что студенты 5 курсов (специалистов) в отличие от 4 курсов (бакалавров) имеют высокий уровень профессиональной направленности и сформированный статус профессиональной идентичности.



1. Акопьян, А.В. Социологический анализ юридической деятельности как основы формирования профессиональной идентичности студентов юристов / А.В. Акопьян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №118. - С.267-270.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М: Наука, 2005., - 367 с.
3. Анисимов, О.С. Феномен идентичности в становлении и воспроизводстве Я субъекта и социальных структур / О.С. Анисимов // Мир психологии. - №1. - 2012. - С.12-18.
4. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Анцыферова, Л.И. . - М.: Наука, 2005. - 456 с.
5. Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности / Н.С. Аринушкина // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С.86-89.
6. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб, пособие / В.А. Бодров. - М.: Наука, 2001. - 322 с.
7. Бражникова, А.Н. Развитие профессионально значимых качеств юриста: дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Бражникова. - Ставрополь, 2000. - 214с.
8. Гарбузова, Г.В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г.В. Гарбузова // Известия Российского государственного педагогического унивеситета им. А.И. Герцена. - 2007. - С.339-345.
9. Гущина, Т.И. Становление профессиональной субъектности будущих юристов на этапе ранней профессионализации // Т.И. Гущина, И.Г. Андреева // Психология в вузе. - 2010. - №1. - С.27-40.
10. Дмитриева, М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала / М.А. Дмитриева, С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.
11. Евтешина, Н.В. Динамические аспекты профессионального компонента идентичности психолога / Н.В. Евтешина // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 52. - 345 с.
12. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - №2. - С.4-8.
13. Ермолаева, Е. П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е. П. Ермолаева. - М., 2009. - 43 с.
14. Ермолавева, Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е.П. Ермолаева // Психологическое обозрение. - 2008. - №7. - С.16-22.
15. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность: теория и практика / Н. Л. Иванова, Е.В. Конева. - М. : Изд-во СГУ, 2009. - 453 с.
16. Иванова, Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Мир психологии. - 2012. - №1. - С.18-26.
17. Жалинский, А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста. Введение в специальность / Жалинский А.Э. - Смоленск: Изд-во Смол. ун-та,2005.- 128 с.
18. Жигинас, Н.В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов: принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис / Н.В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 10 (73). - С.45-48
19.Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией / Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - № 5. - С.104 - 128.
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, Е., 2008. - 243 с.
21. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Уч. Пособие /
3. Ф. Зеер. - Изд-во ИПО «МОДЭК», 2003. - 480с.
22. Каргина, Г.П. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Г.П. Каргина. - Изд - во "Аверс Пресс" г. Ярославль, 2003. - 130 с.
23. Каташов, М. М Методологическая основа профессионального педагогического мышления / М.М. Каташов // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - 206 с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 304 с
25. Климов, Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С.38-41.
26. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М., Воронеж,2006.- 397 с.
27. Кумырина, Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов : дис. ... канд. психол. наук / Ю.А. Кумырина. - Ярославль, 2005. - 167с.
28. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 2008. - 298 с.
29. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С.28-38.
30. Мищенко, Т.В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности / Т.В. Мищенко // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. - Ярославль, 2003. - С.168-176.
31. Никифорова, Г.С. Психология профессиональной подготовки / Г.С. Никифорова. - С.-Пб: Изд-во С-Пб. Ун-та, 2003. - 171с.
32. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Озерина. - Волгоград, 2012. - 21с.
33. Орестова, В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа / В.Р. Орестова, О. Карабанова // Психология и школа. - 2005. - №1. - С.39-91.
34. Павленко, В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.И. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С.24-29.
35. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 345 с.
36. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. Глубокое управленческое консультирование / А.И. Пригожин. - М.: Дело, 2010. - 97с.
37. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М., Воронеж, 2007. - 287с.
38. Пряжников, Н.С., Пряжникова ЕЮ. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Издательство: Академия, 2005. - 402с.
39. Родичкина, И.И. Условия развития профессиональной идентичности в вузе / И.И. Родичкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №88. - С.226-229.
40. Румянцева, Т.В. Психодинамические основы идентичности: учеб, пособие для вузов / Т.В. Румянцева. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 204с.
41. Столяренко, А.М. Энциклопедия юридической психологии / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607с.
42. Сухов, А.Н. Инженерная и профессиональная психология / А.Н. Сухов. - М., Академия, 2005. - 395с.
43. Субботин, И.Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузе : дис. ...книд. психол. наук / И.Б. Субботин. - Москва, 2003. - 210с.
44. Трандина, Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук / Е.Е. Трандина. - Ярославль, 2006. - 225c.
45. Трусова, Н.В. Развитие профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Трусова. - Челябинск, 2011. - 152с.
46. Федотова, Л.М. Формирование профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. Наук / Л.М. Федотова. - Кемерово, 2011.- 272с.
47. Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С.74-79.
48. Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "Оно". Труды разных лет / З. Фрейд. - Тбилиси, 2001. - 563с.
49. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М., 2010. - 319с.
50. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха. - Изд-е 4е - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 806с.
51. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. Пособие / Л.Б. Шнейдер. - М., 2007. - 128 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография / Л.Б. Шнейдер. - М., МОСУ, 2008. - 256 с.
53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 2006. - 344 с.
54. Ясюкова, Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей / Л.А. Ясюкова // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С.34-36.
55. Яшина, А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Яшина. - Волгоград, 2007. - 213с.
56. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissland.com/catalog/stanovlenie professionalnoy identichnosti u studen
tov yuridicheskogo vuza.html
57. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dslib.net/Drof-obrazoyanie/formiroyanie2Drofessionalnoi2identichnosti2
studentov-v-processe-obucheniia-v-vuze.html
58. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-identichnosti-v-
normativnom-krizise-perekhoda-k-yunosti-v-usloviyak#ixzz3dbaZNRDn
59. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/professionalnaia-identichnost-studentov-
bakalavriata. html
60. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-professionalnoi-identichnosti-u-
studentov-yuridicheskogo-vuza#ixzz3dTrs2prO


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ