Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности
I.1. Научно-исследовательская работа
I.1 Этапы научного исследования
1.1. Умения и навыки, которые формируются при участии в научноисследовательской деятельности
1.2. Программа действий для организации научных исследований
школьников
Глава II. Научное исследование в школе: проблемы и пути решения
11.1 Предложение по решению проблемы
11.2 Исследование научных интересов учащихся
11.3 Каналы организации научных исследований учащихся
11.4 Мотивация учащихся
Глава III. Разработка цикла научно-практических занятий для школьников 10-11 профильных классов
111.1 Нормативное планирование
111.2 Описание семинара
111.3 Перечень разработанных методических материалов
111.4 Поурочное планирование
111.5 Конспекты уроков
111.6 Дидактические материалы к проведению занятий
111.6.1 Задание на соотнесение физической величины, характеризующей
колебательное движение с ее определением
111.6.2 Тест на тему «Колебательное движение»
111.7 Результаты опроса на выявление познавательных интересов к
науке
111.8 Результаты исследований с учащимися
Заключение
Библиографический список
В основе данной выпускной квалификационной работы лежит проблема отсутствия достаточной поддержки учащихся, мотивированных заниматься наукой со стороны школы.
Описание проблемы
Причинами этой проблемы могут быть:
• Нехватка ресурсов и времени для индивидуальной работы с такими учащимися.
• Ограничения знаний и навыков учителя в областях науки и технологий, интересных ребенку.
• Ограничение учителя правилами и требованиями образовательной системы, вследствие чего он не имеет возможности выбирать более продвинутые задания, которые могут заинтересовать и стимулировать мотивацию учащихся к научной деятельности.
Конечно в школах проводятся различные мероприятия, на которых учащиеся выполняют проектные работы. Однако для учащихся мотивированных заниматься наукой этого недостаточно, таким учащимся интересно делать открытия, им нравится проводить поиск в какой-либо области, им важен сам процесс проведения исследования, даже если в итоге результат окажется отрицательным, а проектная деятельность этого не позволяет, так как она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее.
Актуальность:
В наше время для того чтобы достигнуть успеха очень важно иметь различные навыки, которое нужно развивать еще в школе. Участие в научноисследовательской деятельности помогает школьникам развивать критическое мышление, творческие и социальные навыки, повышают уровень их знаний. Кроме развития навыков в процессе выполнения научно-исследовательской работы немаловажен и ее результат, так как это может помочь при поступлении в ВУЗ - многие ВУЗы предпочитают студентов с опытом научной работы, публикаций в научных журналах. Это может быть существенным фактором при поступлении на программы обучения, связанные с наукой. Поэтому важно помогать учащимся развивать их научный и исследовательский потенциал.
Объект исследования:
Естественно-научное образование в старшей школе.
Предмет исследования:
Способы организации научного исследования старших школьников.
Цель: Предложить систему учета запросов на внепрограммные тематики.
Задачи:
1. Предложить программу действий для организации научных исследований учащихся.
2. Выявить в школе одаренных учащихся путем проведения анкетирования.
3. Определить область научных интересов учащихся.
4. Составить план занятий в рамках семинара.
5. Разработать задания, вопросы, тесты для семинара.
6. Выполнить научно-исследовательскую работу с учащимся.
Практическая значимость:
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в составлении программы занятий для одаренных учащихся, которая впоследствии может быть использована в качестве внеурочной деятельности.
Результаты и выводы:
1. Предложена программа действий для организации научных исследований учащихся.
2. В целях оптимизации научно-исследовательской, проектной работы школьников, а также для их тематического взаимодейстсвия в рамках научных интернет-сообществ предложено создание цифровой платформы-агрегатора, осуществляющей налаживание связей между школами и учреждениями различного профиля, в том числе академического. Предложение участвует в конкурсе общественно-значимых инициатив российских граждан «Сильные идеи для нового времени», https: //идея.росконгресс.рф/improj ect-47079/users/418712
3. Проведено анкетирование, выявлены мотивированные заниматься наукой учащиеся (Березовская средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза П.Р. Мурашова).
4. Определена область научных интересов учащихся.
5. Проведено исследование свойств спектральных портретов текстов, получен ряд интересных результатов, в том числе, зависимость размера спектрального пятна от объема текста (убывающий тренд), проанализирован вид портретов для текстов, сгенерированных нейросетями. Показано, что собственный вектор, свойственный текстам художественной направленности, присутствует как на портретах текстов, написанных человеком, так и в случае текстов, сгенереированных искуственным интеллектом. По этому признаку их отличить нельзя.
6. На основе оригинального исследования спектральных портретов разработан междисциплинарный семинар этой же тематики (поурочное планирование, конспекты, сценарии уроков, задания, вопросы, тесты, дидактический материал).
7. Выполнена научно-исследовательская работа с учащимся.
8. На основании опроса учащихся школы до и после их участия в семинаре показано, что уровень их познавательного интереса к науке существенно повысился.
Апробация работы:
Работа была представлена на конференции «Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире» в секции «Актуальные проблемы обучения физике и астрономии в высшей и средней школах».
1. Агрегатор для школ и учреждений города, области, страны с целью
реализации проектной и научно-исследовательской деятельности школьников // Росконгресс URL: https://xn--d1ach8g.xn--c1aenmdblfega.xn--p1ai/improject-
47079/users/418712 (дата обращения: 10.05.23).
2. Анализ и обобщение результатов научного исследования // Студопедия URL: https://studopedia.ru/5_10800_analiz-i-obobshchenie-rezultatov- nauchnogo-issledovaniya.html (дата обращения: 21.04.23).
3. Выбор методов проведения научного исследования // DissHelp. URL: https://disshelp.ru/blog/vybor-metodov-provedeniya-nauchnogo-issledovaniya/ (дата обращения: 18.04.23).
4. Горелов А.А., Румба О.Г., Шустин Б.Н., Яхонтов Е.Р. Логика и основные этапы организации научного исследования // Вестник науки. - 2018. - С. 4-8.
5. Ишутин А.В., Косаримов С.В., Чикирка Е.В. «Нейронное искусство» как объект авторского права // Социальные инновации и социальные науки. - 2021. - №1. - С. 133-144.
6. Колебательное движение. Амплитуда, частота, период колебаний // ЯКласс URL: https://www.yaklass.ru7p/fizika/9-klass/mekhanicheskie-kolebaniia-i- volny-18755/kolebatelnoe-dvizhenie-amplituda-chastota-period-kolebanii- 127400etyam/k-ikh-publikatsiyam (дата обращения: 08.03.23).
7. Конкурсы исследовательских и проектных работ // Высшая школа экономики URL: http://www.spsl.nsc.ru/naukresursy-i-uslugi-gpntb-so-ran-dlya-nauki- i-biznesae-i-biznesu/nauchnye-socialnye-seti/putevoditel-po-nauchnym- akademicheskim-socialnym-setyam/k-ikh-publikatsiyam (дата обращения: 18.04.23).
8. Кочерова А.С. Исследование работы с одаренными школьниками в дистанционной форме на примере работы Заочной физико-технической школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - №8.
- С. 129-134.
9. Кузьмина Е.Ю. Опыт взаимодействия лицея и университета: создание системы непрерывного образования // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2010. - С. 64-70.
10. Мелехина Е.С., Логинова Т.Г. Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №2. - С. 1-12.
11. Морозова Т.Р. Об актуальности учета достижений научноисследовательской работы учащихся в результатах ЕГЭ выпускников школ при их поступлении в высшие учебные заведения // Науки об образовании. - 2015. - №2. - С. 93-97.
12. Орлова И.Н., Кислова Е.А. Спектральный подход при идентификации
текстов как направление научно-практической деятельности учащихся профильных классов. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современная физика в системе школьного и вузовского образования», 2019. Издательство: Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева.
13. Орлова И.Н., Куцейко К.А. Исследование морфологии спектральных портретов литературных фрагментов как инструмент развития познавательных интересов учащихся старших классов. Материалы III Всероссийской научнопрактической конференции «Современная физика в системе школьного и вузовского образования», 2020. Издательство: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
14. Орлова И.Н., Михасева Е.А.. Обеспечение запроса на внепрограммные тематики для одаренных обучающихся. Организация междисциплинарного семинара Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 24 мая 2023 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Н. Орлова; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023 (отправлено в печать).
15. Нейросети: введение в технологию // Gamma App URL:
https://gamma.app/docs/--1e225wk67btofec?mode=doc (дата обращения: 13.03.23).
... всего 30 источников