Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обогащения культурно-досуговой деятельности пожилых людей 6
1.1. Содержание и сущность понятие культурно-досуговой деятельности лиц
пожилого возраста 6
1.2. Характеристика психологических особенностей пожилых людей,
проживающих в доме-интернате 11
1.3. Условия и способы обогащения культурно-досуговой деятельности пожилых
людей, проживающих в доме-интернат 17
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обогащению культурно-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в КГБУ СО “Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник” 21
2.1. Характеристика организации культурно-досуговой деятельности в доме-
интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов “Родник” 21
2.2. Разработка и реализация программы по обогащению культурно-досуговой
деятельности пожилых людей 26
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов 38
Выводы по 2 главе 41
Заключение 43
Список используемых источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Досуг в жизни человека имеет важную роль, и его естественное протекание имеет важное значение для сохранения физического и психического здоровья, а также физического и психического благополучия пожилых людей и инвалидов. Отдых в жизни является важным фактором социальной адаптации человека и продуктивно выполняет важнейшие функции в процессе его духовного и умственного развития, формирования и развития личности. Поэтому на него должно быть оказано самое широкое внимание. Отдых в жизни имеет важную роль не только в качестве средства психологической и физической реабилитации, но и в качестве элемента оздоровительного эффекта, укрепляющего различные функциональные системы и системы психической регуляции.
Попадая в стены дома-интерната, пожилой человек сталкивается со многими сложностями: боязнь потери собственной независимости, смена обстановки, необходимость подчинения новых правилам, неизвестность перед грядущим в связи с переменой обстановки.
Жизнь пожилого человека в условиях дома-интерната должна быть организована таким образом, чтобы в ней не только сохранялись основные социальные ценности и нормы, но и достигалось высокое духовное и физическое развитие человека. Только такая обстановка, конечно, способна сохранить в пожилом человеке желание жить. В этой связи и возникает вопрос организации досуга пожилого человека, средства и методы которого направлены на достижение не только внешнего, материального, но и духовного благополучия человека.
Важно вовлечь пожилых людей в интересное занятие, которое не позволило бы им сосредоточиться на своих переживаниях и проблемах. Досуговый потенциал у пожилых людей значительно выше, чем их досуговая наполненность.
Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации пожилого человека в стационарном учреждении.
Поэтому целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и реализация условий обогащения культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Объектом исследования: является процесс обогащения культурнодосуговой деятельности пожилых людей, проживающих в доме-интернате.
Предмет исследования: условия обогащения культурно-досуговой
деятельности людей пожилого возраста, в условиях дома-интерната “Родник”.
Цель исследования: теоретический обосновать, разработать и реализовать условия обогащения культурной-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в доме-интернате.
Задачи:
1) проанализировать содержание и сущность понятие культурно - досуговой деятельности;
2) охарактеризовать психологические особенности пожилых людей, проживающих в условиях стационара;
3) описать опыт сотрудников по организации культурно-досуговой в доме-интернате;
4) разработать и реализовать условия по обогащению культурнодосуговой деятельности пожилых людей, проживающих в доме-интернате.
5) Оценить эффективность реализованных условий
Гипотеза. Мы предполагаем, что обогащение культурно-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в доме-интернате, будет успешным если:
- выявлены досуговые предпочтения пожилых людей, проживающих в доме-интернате;
-расширено досуговое пространства для маломобильных граждан пожилого возраста;
...
Подводя итог проделанной нами работы, можем заключить, что в условиях современной жизни для системы стационарного социального обслуживания стали актуальны такие вопросы, как сделать жизнь пожилого человека, в условиях стационара, достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те возможности существования, которые отвечают современным представлениям.
Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в стационарном учреждении. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
Но для организации и обогащения культурно-досуговой деятельности недостаточно создания материально-технических и временных условий, важно выявить досуговые предпочтения пожилых людей, разработать и обогатить культурно-досуговую деятельность пожилых людей с учётом их индивидуальных особенностей, расширить досуговое пространство для маломобильных граждан пожилого возраста. В этом случае культурно-досуговые мероприятия будут востребованы получателями социальных услуг.
С целью выявления досуговых предпочтений пожилых людей, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 20 получателей социальных услуг дома-интернат: 12 женщин и 8 мужчин (5 человек из отделение
милосердия) в возрасте от 60 лет до 75 лет, 15 человек могут обслужить себя полностью и 5 человек способны частично себя обслужить, все они являются социально активны.
Для выявления досуговых предпочтений пожилых людей был выбран метод анкетирования. В анкеты были включены доступные для реализации в учреждении виды досуга.
Проведенное исследование позволило заключить, что в программу по обогащению культурно-досуговой деятельности необходимо включить:
- виртуальный туризм;
-декоративно-прикладной клуб;
-основы компьютерной грамотности.
По итогам реализации программы было проведено повторное анкетирование, с целью определения удовлетворенности пожилых людей, культурно -досуговыми мероприятиями, организованными в рамках программы.
Результаты анкетирования показали, что все 20 человек удовлетворены, проведенными мероприятиями.
Высказанная в начале нашей работы гипотеза подтверждена.
В настоящее время социальную помощь пожилым людям, принявшим участие в исследовании, в КГБУ СО «Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов». Результаты проведенного исследования доведены до сведения руководителя дома-интернат, и до руководителя отделения социальной-реабилитации.
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография [Текст]/ Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С./ Под общей редакцией Г.П. Медведевой. - Москва: Русайнс, 2016. - 232 с.
2. Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? [Текст]// Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - Москва: Академия, 2003. - С.119-126.
3. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для вызов и ссузов/ Г.С. Абрамова. - Москва: Издательство Прометей, 2022., с 705.
4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика № 1. 2019. с. 19-23.
5. Бодрин, А.В. Особенности досуговой деятельности пожилых людей / А.В. Бодрин, Л.А. Таболько // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 739-741
6. Жарков А.Д. Теория и технология культурно -досуговой деятельности
[Текст]: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - Москва:
Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
7. Зозуля, Т.В. Психическое здоровье пожилых людей / Т.В. Зозуля. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2019. - 144 с.
8. Игнатова В.В. Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмысление [Текст] // научная статья «Науки об образовании». 2019. с.68
9. Каган, М.С.Философия культуры [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата/ М.С.Каган.— Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 353с.
10. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 185с.
11. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность[Текст]: Учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.
12. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека [Текст]// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 326-336.
13. Культурно-досуговая деятельность [Текст]/ науч. ред. А. Д. Жарков, B. М. Чижиков. — Москва: МГУК, 1998. — 461 с.
14. Курбатова, И.В. Культурно-досуговая деятельность граждан пожилого возраста как составляющая социальной культуры (на примере комплексного центра социального обслуживания населения) / И. В. Курбатова // Работник социальной службы. - 2016. - №10. - С. 43-47.
15. Мусина-Мазнова Г.Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие / Г.Х. Мусина-Мазнова. -Москва: КНОРУС; Астраханский университет., 2017. - с 191.
... всего 30 источников