Применение технологии интеллект-карт в процессе развития иноязычного лексического навыка у обучающихся 10 класса
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения технологии интеллект- карты в процессе развития иноязычного лексического навыка на уровне среднего общего образования 7
1.1. Общая характеристика понятия «лексический навык» 7
1.2. Принципы и этапы формирования лексических навыков на уровне
среднего общего образования 11
1.3. Технология интеллект-карт в учебном процессе 14
1.4. Психолого-педагогические особенности применения интеллект-карт в
учебном процессе на уровне среднего общего образования 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Практические основы применения технологии интеллект-карт в процессе обучения лексических навыков 28
2.1. Анализ УМК «New Millennium English 10» 28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексического навыка на
основе интеллект-карт 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию лексического
навыка на основе интеллект-карт 46
Вывод по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж 65
Приложение З 66
Глава 1. Теоретические основы применения технологии интеллект- карты в процессе развития иноязычного лексического навыка на уровне среднего общего образования 7
1.1. Общая характеристика понятия «лексический навык» 7
1.2. Принципы и этапы формирования лексических навыков на уровне
среднего общего образования 11
1.3. Технология интеллект-карт в учебном процессе 14
1.4. Психолого-педагогические особенности применения интеллект-карт в
учебном процессе на уровне среднего общего образования 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Практические основы применения технологии интеллект-карт в процессе обучения лексических навыков 28
2.1. Анализ УМК «New Millennium English 10» 28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексического навыка на
основе интеллект-карт 32
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию лексического
навыка на основе интеллект-карт 46
Вывод по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж 65
Приложение З 66
На сегодняшний день иностранный язык стал восприниматься как средство общения и коммуникации, что привело к развитию методик обучения иностранному языку в целом и лексике в частности. Главной целью обучения иностранному языку является развитие устных и письменных форм общения, и реализация этой цели предполагает владение лексикой изучаемого языка.
Знание лексических основ иностранного языка позволяет использовать его в общении. Лексические ресурсы играют важную роль в формировании и формулировании мыслей. Так в отличие от грамматики, которая отображает отношения между классами слов и всегда описывает их, лексика индивидуализирует высказывание и придает ему определенный смысл.
В связи с быстрым развитием современного общества система образования требует совершенствования и внедрения современных технологий, так как традиционные методы обучения теряют свою эффективность. На сегодняшний день в процесс обучения необходимо включать разнообразные новые приемы, которые связанны с развитием жизнедеятельности людей, подходы к организации процесса обучения и методики для формирования и развития достойной личности.
Сегодня все большую популярность в сфере обучения иностранному языку набирает технология интеллект-карт в качестве усовершенствования лексических навыков. Данная технология помогает организовать учебный процесс таким образом, чтобы преобладающее большинство учащихся было вовлечено в познавательный процесс и имело возможность рефлексировать по поводу своих собственных знаний и мыслей.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения проблемы систематизации и обработки иноязычной информации. Практика показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать. Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Технология интеллект-карт может быть использована для решения этой проблемы, так как она справляется с сохранением внимания, учащихся на информации и при этом повышают их мотивацию...
Знание лексических основ иностранного языка позволяет использовать его в общении. Лексические ресурсы играют важную роль в формировании и формулировании мыслей. Так в отличие от грамматики, которая отображает отношения между классами слов и всегда описывает их, лексика индивидуализирует высказывание и придает ему определенный смысл.
В связи с быстрым развитием современного общества система образования требует совершенствования и внедрения современных технологий, так как традиционные методы обучения теряют свою эффективность. На сегодняшний день в процесс обучения необходимо включать разнообразные новые приемы, которые связанны с развитием жизнедеятельности людей, подходы к организации процесса обучения и методики для формирования и развития достойной личности.
Сегодня все большую популярность в сфере обучения иностранному языку набирает технология интеллект-карт в качестве усовершенствования лексических навыков. Данная технология помогает организовать учебный процесс таким образом, чтобы преобладающее большинство учащихся было вовлечено в познавательный процесс и имело возможность рефлексировать по поводу своих собственных знаний и мыслей.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения проблемы систематизации и обработки иноязычной информации. Практика показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать. Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Технология интеллект-карт может быть использована для решения этой проблемы, так как она справляется с сохранением внимания, учащихся на информации и при этом повышают их мотивацию...
Нетрадиционные решения учителя иностранного языка по организации урока должны приветствоваться, так как нестандартный подход способен увлечь обучающихся. К таким решениям можно отнести и работу с интеллект-картами. Интеллект-карта может быть ценным учебно-методическим материалом, реализующим обучающую, развивающую и образовательную функции и также развитие лексических навыков.
Работая с лексикой, учитель работает над развитием лексической компетенции обучающихся, которая состоит в адекватном использовании лексических единиц в речи. С этим понятием тесно связано понятие лексического навыка, который определяется как автоматическое вызывание лексической единицы из памяти согласно заданной ситуации общения.
Работать над его развитием следует последовательно, начиная с предъявления новой лексической единицы и ее объяснения, переходя к семантизации и закреплению в ситуациях общения на практике. Работа с лексическим материалом строится в системе языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений, при этом стоит отдавать предпочтение последней группе.
В данном исследовании, посвящённом проблеме применения интеллект-карт с целью повышения эффективности усвоения иноязычного лексического материала, определены преимущества данного метода графического отображения информации по отношению к традиционному линейному способу конспектирования. Они состоят в том, что ментальные карты позволяют быстро и образно фиксировать информацию в яркой и сжатой форме, выделять ключевые моменты, прослеживать взаимосвязи. Благодаря применению рисунков, символов, различных цветов и ключевых слов, время, затрачиваемое на последующее вспоминание информации, значительно сокращается. При этом можно с лёгкостью разобраться в записанной информации.
Применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые обучающиеся учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллект-карт способствует развитию личностных качеств учащихся.
Так, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты доказывают, что применение ментальных карт в работе с англоязычным лексическим материалом повышает эффективность его усвоения. Учащиеся были вовлечены в увлекательный творческий процесс, в ходе которого обнаружили, что многие из изученных лексических единиц обладают универсальностью и могут использоваться в процессе иноязычной коммуникации различной тематической направленности. Полученные творческие результаты (ментальные карты) отражали индивидуальный ход мыслей каждого учащегося, степень развития его умений в реализации универсальных учебных действий.
Работая с лексикой, учитель работает над развитием лексической компетенции обучающихся, которая состоит в адекватном использовании лексических единиц в речи. С этим понятием тесно связано понятие лексического навыка, который определяется как автоматическое вызывание лексической единицы из памяти согласно заданной ситуации общения.
Работать над его развитием следует последовательно, начиная с предъявления новой лексической единицы и ее объяснения, переходя к семантизации и закреплению в ситуациях общения на практике. Работа с лексическим материалом строится в системе языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений, при этом стоит отдавать предпочтение последней группе.
В данном исследовании, посвящённом проблеме применения интеллект-карт с целью повышения эффективности усвоения иноязычного лексического материала, определены преимущества данного метода графического отображения информации по отношению к традиционному линейному способу конспектирования. Они состоят в том, что ментальные карты позволяют быстро и образно фиксировать информацию в яркой и сжатой форме, выделять ключевые моменты, прослеживать взаимосвязи. Благодаря применению рисунков, символов, различных цветов и ключевых слов, время, затрачиваемое на последующее вспоминание информации, значительно сокращается. При этом можно с лёгкостью разобраться в записанной информации.
Применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые обучающиеся учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллект-карт способствует развитию личностных качеств учащихся.
Так, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты доказывают, что применение ментальных карт в работе с англоязычным лексическим материалом повышает эффективность его усвоения. Учащиеся были вовлечены в увлекательный творческий процесс, в ходе которого обнаружили, что многие из изученных лексических единиц обладают универсальностью и могут использоваться в процессе иноязычной коммуникации различной тематической направленности. Полученные творческие результаты (ментальные карты) отражали индивидуальный ход мыслей каждого учащегося, степень развития его умений в реализации универсальных учебных действий.
Подобные работы
- Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация предметно-интегрированного подхода (C1.I1.) на примере изучения английского языка на уровне начального общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018





