Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Представления о семейной жизни: сущность и содержание понятия
1.1. Особенности представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей
1.2. Условия обогащения представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Диагностика представлений о семейной жизни у старших подростков , оставшихся без попечения родителей
2.2. Программа по обогащению представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения А
Приложение Б
Приложение В
Тема семьи является одной из важнейших в психологии, так как ее значение крайне велико для формирования личности и психического здоровья человека. Одним из наиболее сложных случаев формирования семейных отношений является ситуация, когда ребенок оказывается без родителей. Казалось бы, как человек может формировать здоровую семью, если сам не имеет опыта общения в ней? В данной работе будет рассмотрена тема представления о семье у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность темы заключается в том, что у современных подростков, оставшихся без попечения родителей плохо сформировано представление о семье, о роли мужа и жены, разделении труда, о воспитании детей, повседневной жизни в семье. Одновременно с этим, у современных подростков наблюдается ускоренное половое созревание, они рано становятся самостоятельными и хотят показать себя взрослыми, они демонстрируют «взрослые» нормы половой морали. Это приводит к тому, что молодые люди, опираясь на физическую готовность, создают семьи, но у них нет точных представлений о том, какой должна быть семья. В результате расхождения имеющихся представлений о семье с тем, какой оказывается жизнь на самом деле, молодые люди очень часто разводятся. Ещё никогда эта проблема не стояла так остро, как сейчас. До недавнего времени считалось, что молодые люди, достигшие определённого возраста, готовы для создания семьи, однако, опираясь на социологические и педагогические исследования, можно увидеть, что это не так. Поэтому формирование представлений о семье должно быть целью психологической работы.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики.
Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Проблему представлений о семейных ролях интересовала таких исследователей, как Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис, которые одними из первых заговорили о семейных ролях и о последствии их несовпадений; И. С. Ковалев говорил о ролях и рассматривал их в контексте семьи. Наше исследование посвящено тем факторам, которые влияют на формирование представлений о семейных ролях. Роль - это поведение, которое ожидается от индивида другими в ходе выполнения определенных функций и на таком- то месте и при таких обстоятельствах могут возникнуть несовпадение ролевых ожиданий.
Подросткам также необходимо научиться общаться с другими людьми, учиться работать в команде и устанавливать здоровые отношения. Важно помнить, что им нужно быть готовыми к тому, что создание семьи требует времени и усилий. Старшим подросткам необходимо понимать, что семейная жизнь - это не просто подходящий момент для создания семьи, а серьезное предприятие, которое требует тщательной подготовки.
Объект исследования: Процесс обогащения представлений о семейной жизни
Предмет исследования: Условия обогащения представлений о семейной жизни
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обогащению представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей, будут способствовать следующие условия: выявлен актуальный уровень
сформированности представлений о семейной жизни; разработаны методические рекомендации по реализации программы мероприятий, направленных на осознание ценности семьи, особенностей выполнения семейных ролей, стилей и форм взаимодействия в семье.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить и реализовать условия обогащения представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности представлений о семье у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Рассмотреть условия обогащения представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей
4. Провести диагностику особенностей представлений о семейной жизни
5. Разработать программу по обогащению представлений о семейной жизни у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
...
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключалось в изучение обогащения о семейной жизни у старших подростков оставшихся без попечения родителей. Под представлением о семейной жизни мы понимаем совокупность убеждений, ценностей, норм и традиций, которые определяют, как должны взаимодействовать члены семьи, какие роли и обязанности они должны выполнять, а также какие ожидания и цели они ставят перед собой.
Исследование особенностей представления о семейной жизни у подростков из полных семей и подростков, оставшихся без попечения родителей, заметно различаются. Подростки из полных семей часто чувствуют стабильность и эмоциональную поддержку от обоих родителей, что формирует у них позитивное восприятие семьи. Они обычно растут в окружении традиционных семейных ценностей и норм, видят примеры разрешения конфликтов и воспринимают семью как источник поддержки. Их будущие ожидания обычно связаны с созданием стабильной и поддерживающей семьи, основанной на положительном примере родителей. Эти подростки, как правило, обладают хорошо развитыми социальными навыками и легко находят общий язык с окружающими.
В то же время подростки, оставшиеся без попечения родителей, часто испытывают чувство нестабильности и эмоциональной незащищенности. Они могут не иметь доступа к стабильной семейной структуре и традиционным ценностям, что влияет на их восприятие семейной жизни. Такие подростки часто видят семейные отношения через призму своих личных потерь и разочарований, что приводит к более пессимистичным ожиданиям относительно собственной семейной жизни. Они могут бояться повторить ошибки своих родителей и стремятся избежать нестабильности, испытывая трудности в доверии и построении долгосрочных отношений. В социальном плане они часто сталкиваются с трудностями в социализации и коммуникативных навыках из -за отсутствия постоянного семейного окружения.
Для проверки гипотезы была проведена экспериментальная работа, направленная на выявление особенностей представления о семейной жизни старших подростков оставшихся без попечения родителей. На первом этапе был проведен метод «Незаконченных предложений» по методике С.А.Беличевой, результаты которой показали, отличие представлений о семейной жизни подростков, оставшихся без попечения родителей, от подростков воспитывающихся в полных семьях.
Далее была проведена диагностика по методике М. Рокича. Результаты диагностики ценностей подростков показали, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, на первое место по набору традиционных ценностей ставят материально обеспеченную жизнь, то есть отсутствие материальных затруднений, так же на второе место ставят здоровье, как физические и психическое. А в наборе инструментальных ценностей первое место занимает воспитанность, то есть хорошие манеры и вежливость, на второе место ставят аккуратность.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы по обогащению представлений о семейной жизни старших подростков, оставшихся без попечения родителе, которая может быть рекомендована для использования в интернатных учреждениях и школах. Данная программа способствует более осознанному восприятию семейной жизни подростками, что, в свою очередь, повышает их шансы на успешную интеграцию в общество и построение здоровых семейных отношений в будущем.
1. Абрамова, Е. Г. Особенности представлений о будущей семье в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2012 №7.
2. Аккерман, Н. Теория семейной динамики. Семейная психотерапия / Н. Аккерман. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 512 с.
3. Аптикеева, Л. Р Формирование образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015.
4. Аптикиева Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у
подростков в условиях приюта. Оренбург: Изд -во ОГПУ, 2009
5. Бахтина, М. В. Социализация и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Бахтина, М. В. - М.: Владос, 2010. - 312 с.
6. Василенко, А.А., Яничева Т.Г. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи // Теория и практика общественного развития. - 2012 - №12.
7. Гинзбург, М. Р Психология сиротства: теоретические и прикладные аспекты / Гинзбург, М. Р - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 288 с.
8. Демиденко Н.Н. Психология семьи: учебное пособие с кейсами и задачами. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. - 121 с.
9. Дружинин, В.Н., Крижановская, Л.Г. (ред.). Психология сиротства. Москва: Издательство Московского университета, 2007
10. Захарова, Е. И. Психологические особенности детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Захарова, Е. И. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.
11. Карпова, В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование,2013, № 4
12. Крылова, М. В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в замещающих семьях: Дисс. ... канд. психол. наук / Крылова, М. В. - СПб., 2014. - 210 с.
13. Кукушкина, О. В. Особенности формирования семейных ценностей у подростков, оставшихся без попечения родителей / Кукушкина, О. В. // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, №5. - С. 35-49.
14. Ломовцева, Н. В. Психологическая поддержка подростков-сирот в период социализации / Ломовцева, Н. В. // Вестник практической психологии образования. - 2017. - Т. 14, №2. - С. 123-128.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология / Маклаков, А. Г. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
16. Мельникова, Е. Н. Проблемы адаптации подростков-сирот к семейной жизни / Мельникова, Е. Н. // Социальная педагогика в России. - 2016. - Т. 10, №3.
- С. 50-58.
... всего 34 источников