Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение социального опыта граждан пожилого возраста средствами социокультурной деятельности

Работа №168477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения социального опыта граждан пожилого возраста 9
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нового социального опыта
гражданами пожилого возраста 9
1.2. Основные проблемы, требующие обогащения социального опыта граждан
пожилого возраста в условиях современного социума 14
1.3. Влияние гендерных особенностей граждан пожилого возраста на процесс
формирования нового социального опыта 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. Социокультурная деятельность на базе КЦСОН как средство обогащения социального опыта граждан пожилого возраста города Железногорска 24
2.1. Содержание исследования и этапы реализации программы социокультурных
мероприятий 24
2.2. Внедрение в практику работы КЦСОН города Железногорска результатов
исследования 31
2.3. Проведение итоговой диагностики социального опыта граждан пожилого
возраста 42
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения

Актуальность заявленной темы обусловлена ростом доли граждан пожилого возраста в современном обществе, появлением новых социальных технологий, требующих от участников процесса нового социального опыта, стремительным техническим прогрессом, входящим в жизнь на социально-бытовом уровне. Неуклонно увеличивается доля людей старшего поколения в общей численности населения. В мире в 2020 году численность населения в возрасте 65 лет и старше составляло 728 миллионов человек, что в 2,2 раза больше, чем в 1990 году - 328 миллионов человек. Прогнозируется усиление этой динамики.
В последнее десятилетие и Россия столкнулась с проблемой старения общества. Согласно данным Росстата численность населения по Красноярскому краю на 01.2020 года составила в категории пенсионеров в возрасте 75-79 лет 20107 человек, где женщин этого возраста 14683, мужчин этого возраста 5424 человека. Количество женщин возраста 90-94 лет составляет 2358, мужчин того же возраста - 543 человека .
Такие показатели свидетельствуют о существенной гендерной диспропорции и демографическом старении социума. Это требует усиленного внимания к обогащению социального опыта граждан пожилого возраста, включая актуализацию социального опыта с учётом происходящих в обществе изменений.
Проблема старости - это не только проблема конкретной личности, но государства и общества в целом. Являясь, согласно Конституции, социальным государством, РФ должна создавать необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей граждан пожилого возраста путем анализа и учета их потребностей . Создание для пожилого человека жизни, насыщенной активной деятельностью, возможностью саморазвития, радостью общения, возможностью участия в общественно полезном труде, удовлетворяющей его потребности и интересы - это важные составляющие благоприятных условий для граждан пожилого возраста.
Проблема обогащения социального опыта граждан пожилого возраста находится в центре внимания многих известных ученых. Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон указывали на формирование нового социального опыта как на одну из главных составляющих социальной адаптации. Так американский футуролог и социолог Э. Тоффлер утверждал, что люди всегда будут сталкиваться с проблемами нехватки располагаемого социального опыта в условиях существования в современном социуме. Причем, важно соответствовать не только уже именующимся изменениям, но и тем, которые ещё только планируются.
На актуальность обогащения социального опыта граждан пожилого возраста указывают в своих трудах и многие современные исследователи.
Доктор социологических наук Е.В. Щанина говорит о необходимости изменения отношения пожилого человека к процессу старения, что позволит ему легче обогатить социальный опыт, приспособится к новым условиям жизни в современном социуме . То есть, одним из важнейших этапов процесса реабилитации пожилых является принятие себя нынешнего, своего нового социального статуса. Другим важным этапом становится выявление проблемных зон социального опыта, определение участков и направлений социального взаимодействия, где пожилой человек сталкивается с наибольшими трудностями. И, наконец, следует установить потребные социальные навыки, нехватка которых эти трудности создаёт.
Так, развитие в современном обществе науки и техники, появление новых социальных шаблонов, внедрение технологических новшеств в повседневную жизнь, безусловно, требуют обогащения социального опыта, формирования необходимых социальных навыков.
Отсюда следует, что одним из основных факторов, определяющих внимание к исследованиям в области обогащения социального опыта, является задача формирования нового социального опыта в дополнение к тому, который уже имеется.
Особый вклад в раскрытие сущности обогащения социального опыта у граждан пожилого возраста в современном социуме оказали работы отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой и многих других. Исследователи О.Д. Бородина, Е.А. Кошелева, предлагают варианты форм обогащения социального опыта у граждан пожилого возраста через внедрение инновационных методов социальной работы для стимуляции социальной активности, А.В. Новокрещёнов, В.Н. Муха и Ю.Н. Мясищева рассматривают теоретические подходы, значение методов, способов и путей решения проблемы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из отличительных особенностей нашего столетия стало существенное увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах при общей тенденции к снижению рождаемости. Россия здесь не является исключением. В стране неуклонно увеличивается доля людей старшего возраста. Поэтому остро встал вопрос о качестве жизни граждан пожилого возраста. Полноценная насыщенная жизнь возможна лишь при соответствии располагаемого социального опыта требованиям быстро меняющегося социума. Таким образом, особую актуальность приобретает процесс постоянного обогащения социального опыта граждан пожилого возраста, имеющий непосредственное влияние на успешную социализацию человека в условиях современного общества. Старость, как период жизни людей, вбирает в себя многие проблемы не только биолого-медицинской, но и социальной сферы. Потому она находится в центре внимания социальных институтов государства и общества, их социальных программ. Главными направлениями деятельности при этом являются обеспечение представителям старшего поколения достойного ухода и оказание помощи в ситуациях с возникающими и предстоящими в ближайшем будущем трудностями в условиях постоянно изменяющегося общества. Реализовать такую помощь можно через вовлечение пожилых граждан в социокультурную деятельность. Одним из важных звеньев этом процессе является работа региональных комплексных центров социального обслуживания.
Предполагая, что практика социокультурной деятельности позволяет успешно решать поставленную задачу, в дипломной работе мы рассмотрели условия, обеспечивающие возможность обогащения социального опыта граждан пожилого возраста г. Железногорска Красноярского края средствами социокультурной деятельности. Инструментом воздействия была выбрана программа социокультурных мероприятий, проведённых на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
Комплексный центр социального обслуживания населения «Железногорский».
Установлено, что мужчины и женщины пожилого возраста субъективно по- разному оценивают себя во взаимодействии с окружающим миром в повседневной жизни. В то же время, объективная оценка наличие существенных различий не подтверждает. Для объективизации картины нами был применён статистический метод U-критерий Манна-Уитни оценки влияния пола на уровень располагаемого социального опыта. В результате применения данного метода сделан вывод, что мужчины и женщины пожилого возраста статистически одинаково адаптируются к меняющимся условиям современного мира. Сравнение данных самооценки с экспертной оценкой дезадаптированности пожилых граждан, данной социальными работниками, также не выявило значительной разницы между ними.
В рамках исследования нами были разработаны и внедрены условия обогащения социального опыта граждан пожилого возраста средствами социокультурной деятельности. Данные условия представляли собой комплекс мероприятий, способствовали включению граждан пожилого возраста в современную реальность, а также преодолению у них социальной изолированности.
В экспериментальной и контрольной группе были проведены срезы на начало и по завершении эксперимента. В ходе эксперимента велась карта наблюдений за происходящими у участников изменениями. Повторное диагностическое исследование и показания карты наблюдения показали эффективность проведенных мероприятий и наличие положительной динамики.
В рамках исследования была разработана программа социокультурных мероприятий, направленных на формирование нового социального опыта граждан пожилого возраста, участвующих в эксперименте. Формирование нового социального опыта у людей старшего поколения предполагает использование в качестве средства обогащения комплекса социокультурных мероприятий, направленных на достижение и поддержание оптимальной степени участия пожилых граждан в социуме и реализации их общественных интересов и запросов. Данный комплекс должен способствовать активному включению граждан пожилого возраста в общественную жизнь, а также преодолению у них социальной изоляции. С целью оценки эффективности проделанной работы и достигнутых результатов нами был использован статистический метод G-критерий знаков, показавший положительную динамику уровня сформированности социального опыта граждан пожилого возраста в ходе эксперимента. Сопоставление итоговых данных экспериментальной и контрольной групп позволяет говорить об эффективности предлагаемой методики. Снижение уровня социальной дезадаптации происходит на всех уровнях социальной жизни за счёт преодоления жизненных кризисов, обеспечения подготовки пожилого человека ко всему новому, что происходит в его жизни, и является средством гармонизации социальных отношений.
Внедряя предложенный социокультурный подход, центры социального обслуживания смогут сделать более успешным процесс обогащения социального опыта граждан пожилого возраста в условиях современной реальности, продлевая тем самым период их активной общественной жизни и повышая её качество.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель работы была достигнута и поставленные задачи решены.



1. Бажутова О.А. Специфика социальной адаптации пожилых людей // Социология. 2017. № 4 С. 195-199.
2. Бородина О.Д., Савченко В.В. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. С. 321-324.
3. Бурко В.А., Волкова Ж.В. Социальное самочувствие пожилых людей в современном российском обществе (сравнительный анализ) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 43-62.
4. Вайсеро К.И., Хоменко В.И. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие // Московский городской университет управления правительства Москвы. Москва: МГУУ Правительства Москвы. 2016. 116 с.
5. Валиева А.Б., Токатлыгиль Ю.С. Особенности переживания старости мужчинами и женщинами пожилого возраста // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50) С. 30-33.
6. Васильева Е.Н., Скобелина Е.Н., Николаенко Н.А., Дулина Н.В. Социальная активность пожилых людей в современной России: гендерный аспект // Вестник. Социология и социальные технологии. 2018. № 2. С. 44-47.
7. Доброхлеб В.Г. Демографическое старение в аспекте гендерных проблем современной России // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 2. С. 5-13.
8. Доброхлеб В.Г. // Современна пандемия и риск роста социальной изоляции пожилых людей / Научное обозрение: Экономика и право. 2020. № 3. С. 166-173.
9. Емельянова Л.В., Шакиров Ш.Н., Толмачев Д.А. Оценка психического
состояния пожилых людей в период пандемии COVID -19 // Ижевская
государственная медицинская академия. 2020. № 12 -2. С. 94-97.
10. Кемерова Т.А. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2019. 103 с.
11. Килясханов М.Х. Негативные социальные факторы существования пожилых людей в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 2 (239). С. 102-107.
12. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 1. С. 31-32.
13. Кошелева Е.А. Специфика социальной адаптации в пожилом возрасте // Медиа. Информация. Коммуникация. 2020. № 32. С. 35-45.
14. Козырева П.М., Смирнов А.И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 64-73.
15. Кравцов В.И., Григорьева О.Н. Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен // Вестник ОГУ. 2013. № 5 (154). С. 57-61
... всего 42 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ